Понятие о словообразовании. Овладение детьми навыками словообразования в онтогенезе

Словообразование представляет собой, с одной стороны, особый путь развития словаря, одно из основных средств пополнения словарного состава языка, а с другой — оно является составной частью морфологической системы языка, так как словообразование происходит путем соединения, комбинирования морфем.

 Новые слова в русском языке образуются следующими способами: приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным, бессуффиксным, сложением основ, переходом из одной части речи в другую. Образование новых глаголов в современном русском языке производится морфологическим способом: при помощи приставок, при помощи суффиксов, при помощи суффиксов и приставок одновременно. Глаголы образуются как от других частей речи, так и от самих глаголов. От глаголов новые глаголы образуются: - префиксальным способом, при котором новое слово образуется путем присоединения приставки к производящему слову: писать – переписать, надписать, выписать; говорить – договорить; петь – запеть; - суффиксальным способом, при котором новое слово образуется путем присоединения суффикса к производящей основе: зелёный – зеленеть, белый – белить, умыть – умыться; 7 - суффиксально – префиксальным способом, при котором новое слово образуется путем одновременного присоединения приставки и суффикса к производящей основе, причем префикс и суффикс рассматриваются как единый словообразовательный элемент: подкормка – подкормить, бежать – разбежаться, плясать - приплясывать. Указанные три способа образования слов называют аффиксальными, потому, что в каждом из них образование слов происходит с помощью тех или иных аффиксов.

От других частей речи образование глаголов идет суффиксальным способом, иногда – суффиксально – префиксальным: обезвредить, обезопасить. От имён существительных глаголы образуются при помощи суффиксов –а-(ть), -ова-(ть), -ствова-(ть), -ирова-(ть), -изирова-(ть), -и-(ть), -н-(ть): делать, завтракать, торговать, тосковать, учительствовать, полемизировать, косить, женить, каменеть, вдоветь. От имён прилагательных глаголы образуются при помощи суффиксов – и-(ть), -е-(ть), -ова-(ть), -нича-(ть): белить, глушить, хорошеть, темнеть, пустовать, капризничать. От местоимений, наречий, междометий глаголы образуются при помощи суффиксов –ка-(ть), -и-(ть), -а-(ть): якать, выкать, множить, баюкать, охать.

По мере развития словообразования словарь ребенка быстро обогащается за счет производных слов. Механизм словообразования является результатом совокупности лексических единиц.

Формирование словообразования в онтогенезе описано в работах многих ученых. По мнению Т.Н. Ушаковой обобщенные словесные значения нашли свое отражение в группах словесных новообразований, которые различны по характеру. Часть из них служит для выражения грамматических отношений, 8 времени, вида и наклонения глагола, сравнительной. Иначе говоря, эти виды обобщенных значений служат образованию словоизменительных форм. Эти обобщенные значения представляют грамматические категории и относятся к грамматической системе языка.

 В детских неологизмах отражаются обобщенные значения и другого вида. Их можно квалифицировать как логические категории. С их помощью ребенок производит словообразования, использует обобщенные логические значения типа понятий противоположности, единственности и множественности, профессии; понятий, обозначающих мать детеныша и др. Обозначение каждой категории (грамматической или логической) связано с употреблением определенных выразительных средств, чаще всего разнообразных аффиксов.

Словообразовательный уровень языка выступает обобщенным отра[1]жением способов образования новых слов на основе определенных правил комбинирования морфем в структуре производного слова. Единицей сло[1]вообразовательного уровня являются универбы (модели-типы) Универб представляет собой производное слово, реализующее в речи сформиро[1]вавшееся представление о модели-типе словообразовании. Развитие словообразования у детей в психологическом, лингвистическом, психолингвистическом аспектах рассматривается в тесной связи с изучением словотворчества детей, анализом детских словообразовательных неологизмов (Т.Н. Ушакова. С.И. Цейтлин. А.М Шахнарович и др.). Механизм детского словотворчества связывается с формированием языковых обобщений, явлением генерализации, станов[1]лением системы словообразования. Лексические средства из-за своей ограниченности не всегда могут выразить новые представления ребенка об окружающей действительности, поэтому он прибегает к словообразовательным средствам. Если ребенок не владеет готовым словом, он «изобретает» его по определенным, уже 9 усвоенным ранее правилам, что и проявляется в детском словотворчестве. Взрослые замечают и вносят коррективы в самостоятельно созданное ребенком слово, если это слово не соответствует нормативному языку. В случае, если созданное слово совпадает с существующим в языке, окружающие не замечают словотворчества ребенка.

В процессе речевого развития ребенок знакомится с языком как с системой. Но он не способен усвоить сразу все закономерности языка, всю сложнейшую языковую систему, которую использует взрослый в своей речи. В связи с этим на каждом из этапов развития язык ребенка представляет собой систему, отличающуюся от языковой системы взрослых, с определенными правилами комбинирования языковых единиц. По мере развития речи ребенка его языковая система расширяется, усложняется на основе усвоения все большего количества правил, закономерностей языка, что в полной мере относится и к формированию словообразовательной систем.

Взаимодействие всех сторон речи по мнению Л.В. Щерба, раскрывается в теории механизмов речи, в соответствии с которой механизм речи включает два основных звена: 1) образование слов из звуков; 2) составление сообщений из слов. Слово есть место связи двух звеньев механизма речи. На корковом уровне произвольного управления речью образуется фонд тех элементов, из которых формируются слова - «решетка фонем». Во второй ступени отбора элементов образуется так называемая «решетка морфем».

Согласно гипотезе Е.И. Негневицкой и А.М. Шахнаровича, механизм словообразовательного уровня складывается из взаимодействия двух уровней: собственно словообразовательного и лексического. Последовательность появления словообразовательных моделей в детской речи определяется их семантикой, функцией в структуре языка. 10 Современные исследователи выделяют определённые периоды формирования словообразования в онтогенезе: Первый период – первоначальное накопление словаря и формирование предпосылок словообразования (от 2,5 до 3,5 – 4 лет). Словообразование в этот период носит единичный, а не массовый характер. Второй период – активное освоение словопроизводства, формирование обобщённых представлений (от 3,5 – 4 до 5,5 – 6 лет). Третий период – усвоение норм и правил словообразования, самоконтроля, формирование критического отношения к речи, сопровождающееся снижением словотворчества (от 5,5 до 6 лет ).

Выражением постепенного овладения различными частями речи могут служить следующие данные: по мнению С.М. Васильченко, характеризующие состав словаря ребенка в 4 года (при словаре в пределах 598-2346 слов) существительных 50,2%, глаголов 27,4%, прилагательных 11,8%, наречий 5,8%, числительных 1,9%, союзов 1,2%, предлогов 0,8%, междометий и частиц 0,9%. (Конечно, в отношении этих данных необходимо учитывать, что частота употребления различных грамматических категорий вообще не одинакова). Таким образом, на ранних этапах овладения языком ведущая роль принадлежит лексическому уровню, а в дальнейшем на первый план выступает словообразовательный уровень. Выявлена последовательность появления словообразовательных форм в детской речи. Она определена их семантикой, функцией в структуре языка. Первоначально появляются семантически простые, зрительно воспринимаемые, хорошо дифференцируемые словообразовательные формы, такие как уменьшительно-ласкательные формы существительных. А затем, значительно позже в речи появляются названия профессий людей, дифференциация глаголов с приставками и другие более сложные по семантике формы.