Подготовка к школе с нового ракурса. Рабочее место дошкольника. Здоровьесбережение.

Цымбалова Евгения Геннадьевна

Главная особенность развития ребенка в дошкольные годы – целостность: 

когда психика и моторика находятся в неразрывном единстве. 

Н.И. Озерецкий (советский учёный-психиатр, специалист в области 

детской и подростковой психиатрии)

         Многих из вас совсем скоро ждёт волнительный момент. Ваши детки покинут стены любимого детского сада. И сегодня мы поговорим о том, что нас ждет в школе, и как нам, зная это, подготовить ребенка к новой жизни – жизни ученика. Нет-нет, я не буду рассказывать о том, какой лучше приобрести рюкзак, какую обувь или, скажем, тетради для занятий. Поговорим мы о том, о чем многие не задумываются перед школой – о двигательной активности ребенка, которая является важнейшим фактором роста новых нейронов в структуре мозга, ответственной за память и обучение!

          Как сказал психолог Л.А. Венгер, «быть готовым к школе – это не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».

        Как отметил Е.А. Аркин (советский врач-психолог, педагог) - "Мозг ребенка именно в мышечной деятельности находит источник, питающий и развивающий его энергию". 

          Почему время начала школьного обучения определено именно такой возрастной границей (начиная с 6,5 лет и старше)? Потому что именно к этому возрасту достигают у здорового ребенка своей зрелости все основные системы: в том числе - физиологические, на которые ляжет нагрузка, чтоб ребенок мог научиться чему-то новому. Здесь важен уровень сформированности мелкой моторики, переключение с позы на позу.

Что ждëт вашего малыша в школе? Целых сорок минут он должен будет удерживать всё своë внимание на уроке:
✔️ Слушать учителя
✔️ Выполнять задание
✔️ Писать в тетради
✔️ Следить за ходом урока и отвечать на вопросы.

           Даже усидчивым от природы детям бывает сложно уследить сразу за всем. Нужно успеть услышать задание, понять его, сделать; ещё сосед по парте отвлекает, и к маме хочется. А если ваш малыш и за просмотром мультфильма спокойно не сидит, на уроке ему будет совсем непросто. Физическое напряжение – это огромный труд! Сидение за партой на уроке+ произвольное внимание, работа памяти, саморегуляция!

         Дети должны быть готовы к восприятию фронтальной инструкции. Каждый урок нужно сидеть ровно, видеть учителя, услышать учителя, запомнить последовательность действий, понять, что нужно сделать, мозг должен получить команду к деятельности, надо задействовать руку, вспомнить как пишется та или иная буква, попробовать написать ее! Представьте только какой это тяжкий труд для маленького первоклассника! А если спина слабая? Значит, ребенок тратит весь имеющийся запас своей энергии на то, чтоб держать спину ровно, и на другие процессы энергии уже не хватает. 

         Для чего еще важна физиологическая зрелость в школьном обучении? Конечно же, это графомоторный навыкГрафомоторный навык – это способ удержания пишущего предмета, сила нажима при рисовании и письме, точность, темп, ритм и плавность движений пишущей руки.

          Здесь тоже все не так просто. Должна хорошо работать зрительно-моторная (значит – двигательная) координация – глаз-рука (глаз – «вижу», рука – «пишу») Что самое важное в успешном овладении графо-моторным навыком? Снова спина – осанка! Иннервация руки начинается в грудном отделе позвоночника.

Иннерва́ция — снабжение органов и тканей нервами, что обеспечивает их связь с центральной нервной системой.

             Дети, которые пишут от локтя или от плеча будут неуспешны в письме. Посудите сами – может ли ребенок успешно выполнять всю описанную выше программу действий, если он физически устал? Нет. А локтевое и плечевое письмо дает очень сильную физическую нагрузку, а значит - потерю энергии у ребенка. И сил на произвольное внимание уже не остается. Но мы попробуем разобраться, как можно помочь ребенку до школы и что можно сделать.

           Для начала нам надо понять, как у ребенка работает вестибулярная система – система гравитации. Как ребенок ощущает свое тело в пространстве? Может ли ребенок стоять на балансире, качаться на гамаке, сидеть на фитболе? Если у ребенка проблемы с вестибулярной системой, он не сможет освоить графо-моторный навык успешно. Когда человек пишет - это есть гравитационная уверенность. Он чувствует гравитацию своей руки и применяет нажим необходимой силы на ручку\карандаш. 

          Проприоцептивная система – как ребенок ощущает границы своего тела. Если нарушена — он до сих пор не усвоил, где право, где лево, не может сильно сжимать кулак, значит, мы должны развить у ребенка глубокие проприоцептивные чувства. Учите ребенка поднимать тяжелые камни и бросать, таскать за собой тяжелые мешочки, толкать что-то тяжелое, перекладывать из руки в руку. Чтобы ребенок учился распределять тонус мышц, силу нажима, мышечную силу от плеча к кисти.

           Очень хорошо отработать все варианты кидания мяча, всех размеров. Отрабатывать перекладывание мяча из руки в руку. Бросание мячика из-за головы, маленького мяча от плеча, от бедра, от груди. Поочередно, двумя руками. Бросание маленького мяча об пол – ловим - об пол. Итог: вы отрабатываете все положения кисти, все крутящиеся движения, т.к. письмо – это круговое движение кисти, не пальцев. Пальцы только удерживают пишущий предмет.

            Так же, чтобы работала кисть - спина и шея должны быть в функциональном положении (как ребенок стоит при выполнении заданий, как сидит, в каком положении шея). Потому что в шее расположены артерии, снабжающие головной мозг.

            Сидящий неправильно, долго, согнутый в спине/шее ребенок будет истощаться, будет невнимателен, т.к. происходит напряжение мышц, зажим. Такой ребенок бросает свой тонусный функционал на физическое выполнение задания (написать), а не на умственное (понять). 

         Так же прекрасно работает для развития кисти лепка: это может быть глина, пластилин разной твердости. Здесь поможет, например, растягивание жгутов, чтоб контролировать нажим. Кисть руки должна максимально легко и быстро двигаться, чтоб ребенок мог распределять тонкие движения.

          Итак, приближается 1 сентября и школьная жизнь не за горами. Необходимо обустроить рабочую зону для будущего ученика. По статистике, школьники тратят на выполнение домашних заданий от 2 до 5 часов в день. Поэтому их здоровье и успеваемость напрямую зависят от того, насколько грамотно организовано их рабочее место. Что бы я тут посоветовала? Поскольку дети достаточно много времени проводят в школе в малоподвижном положении, сидя за партой по 3-4 урока в день, лучше всего, чтобы дома ребенок делал уроки за эргономичной и здоровьесберегающей мебелью. Такими вариантами могут выступить:

1) Стоячая парта-конторка Базарного (https://www.bazarny.ru/)

image
 
 Добавьте описание
image
 
 Добавьте описание

Во время работы стоя у ребенка снижается нагрузка на позвоночник. Занятия стоя это профилактика десятков болезней – от сколиоза до диабета и рака. Увеличивается продуктивность. 

2) Растущая парта+растущий стул

image
 
 Добавьте описание

Врачи рекомендуют детям читать, писать и рисовать на наклонной поверхности, чтобы сохранить осанку и зрение.

image
 
 Добавьте описание
image
 
 Добавьте описание

3) Выбирая обычную парту\стол, важно, чтоб под ногами у ребенка была подставка под ноги 45 градусов. Когда ноги упираются в пол, пережимается бедренная артерия.

image
 
 Добавьте описание

          Используя один из представленных вариантов, вы создаете функциональное положение позвоночнику и артериям ребенка, и тогда кровоснабжение мозга, а значит – эффективность его работы, намного лучше.

         Важно, конечно, учитывать освещение рабочего пространства. Помимо естественного освещения посредством окна в комнате, необходимо дополнить рабочее место источником искусственного освещения – настолькой лампой. Для начала, определите, какая у ребенка ведущая рука, которой ребенок пользуется для рисования, письма. В случае, если правая, лампу стоит разместить слева, и, соответственно, наоборот, если ведущая рука у ребенка – левая.

         Независимо от того, какой вариант будущего стола вы выберете, разместить его лучше у окна. Таким образом, ребенок сможет, отвлекаясь от тетради и учебника, потренировать свое зрение, глядя вдаль, на улицу. Рассматривание разных далеко находящихся за окном предметов поможет ребенку разгрузить зрительный нерв и продлить здоровье глаз. В то же время, ребенок сидящий за столом, расположенным у стены, будет чрезмерно нагружать свои глаза без возможности смотреть вдаль и лишится обычной каждодневной но такой важной и полезной тренировки. 

         Мы желаем вам и вашим детям успехов в будущей школьной жизни. Ну, а вам – терпения, конечно! Не забывайте, что школа – это всего лишь этап жизни вашего ребенка, ребенка, которого вы всегда любите, хвалите и поддерживаете во всем!