Картотека игр-экспериментов с детьми младшего дошкольного возраста

Мария Юрьевна Чернова

Картотека опытов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon -tvta-.doc192 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека

игр-экспериментов

с  детьми младшего дошкольного возраста

                                          Разработчик; Евсеева Ирина Валентиновна                                                                                                          воспитатель,

Игры с песком

В любое время года

 Играем мы с песком.

 Печём пироги и торты,

 Потом всё сами уберём.

ПЕСОЧНАЯ СТРАНА

Задачи:  выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить; познакомить со способом изготовления рисунка из песка.

Материал: песок, вода, лупы, листы плотной цветной бумаги, клеевые карандаши.

Описание. Воспитатель предлагает детям рассмотреть песок:  какого цвета, попробовать на ощупь (сыпучий, сухой). Из чего состоит  песок? Как выглядят песчинки? С помощью чего мы можем рассмотреть песчинки? (С помощью лупы.) Песчинки маленькие, полупрозрачные, круглые, не прилипают друг к другу. Можно ли из песка лепить? Почему мы не можем ничего сменить из сухого песка? Пробуем слепить из влажного. Как можно играть с сухим песком? Можно ли сухим песком рисовать?

• На плотной бумаге клеевым карандашом детям предлагается что-либо нарисовать (или обвести готовый рисунок), а потом на клей насыпать песок. Стряхнуть лишний песок и посмотреть, что получилось.

Все вместе рассматривают детские рисунки.        

МЫ ВОЛШЕБНИКИ

Цель: Продемонстрировать свойства песка: сыпучесть, рыхлость; изменение свойств при взаимодействии с водой.

Материал: Прозрачные емкости с песком, емкость с водой, палочки, сито, формочки

Описание. Воспитатель предлагает детям рассмотреть песок, вспомнить, какой песок, как можно с ним играть. Предлагает слепить пирожки и методом проб выясняют, что слепить можно только из влажного песка. Показывает, как налить воду в прозрачные ёмкости через сито, перемешать палочкой.

  • Дети берут формочки и лепят пирожки, а потом все вместе рассматриваем.

 ПЕСОЧНЫЙ КРУГ

Цель: закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей.
Оборудование: песочница. 

Описание: Ребенок на песке рисует любыми способами круг и украшает его различными предметами: камешками, семенами, пуговицами, монетами, бусинами. Ребенок может дать название своему «песочному кругу». Те же манипуляции он производит с отпечатками своих ладоней, при этом может сочинить историю о каждом пальчике или рассказать, что он нарисовал.

УЗОРЫ НА ПЕСКЕ

(1 вариант)

Цель: закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей.
Материал: Песочница, природный материал: камешки, шишки и др..

Описание: Взрослый пальцем, ребром ладони, кисточкой в верхней части песочницы рисует различные геометрические фигуры (в соответствии с возрастными нормами освоения), простые/сложные узоры (прямые и волнистые дорожки, заборчики, лесенки). Ребенок должен нарисовать такой же узор внизу на песке, либо продолжить узор взрослого. Вариант: взрослый рисует на доске, дает устную инструкцию нарисовать на песке определенный узор.
Те же узоры на песке изготавливаются путем выкладывания в заданной последовательности предметов, например камешков, желудей, больших пуговиц и пр.
Педагог. Сегодня мы с тобой будем украшать наш песочный дом. Посмотри, какие узоры на песке можно нарисовать. Нарисуй, как я. Придумай свой узор, рисунок. В верхней части песочницы будут узоры из кругов, а внизу — из треугольников.


УЗОРЫ НА ПЕСКЕ

(2 вариант)

Цель: развитие зрительно-моторной координации, процесса классификации, воображения.
Материал: Песочница, миниатюрные фигурки. 

Описание: Так как на мокром песке получаются более четкие узоры, дорожки, то их можно использовать в играх на классификацию. Например, по волнистой дорожке идут только люди, по прямой дорожке едут только машины, а на заборчике сидят только птицы — ребенок выбирает нужные фигурки или картинки и ставит их на указанную дорожку. Впоследствии можно развить сюжет и сочинить мини-сказку «Кто, куда, зачем и что случилось?».  На мокром песке можно рисовать достаточно четкие лица, обучая ребенка графическим способам обозначения разных предметов.

ПЕСОЧНЫЕ УЗОРЫ

Цель: дать детям понять, какими свойствами обладает песок, а также развить координацию движений, воображение и мелкую моторику.

Материал:  поднос, сухой песок, конус, сделанный их картона с небольшим отверстием в его вершине. Также для разнообразия игры к конусу можно привязать веревочки по кроям.

Описание: взрослый  сначала показывает ребенку, как можно заполнить конус песком, при этом заткнув пальцем отверстие. Далее предложить ребенку самому попробовать порисовать песком различные узоры, сделать дорожки или горки. Также в любой момент струйку песка можно остановить, поднеся к конусу заранее подготовленную чашечку или формочку.

ВОЛШЕБНЫЕ ОТПЕЧАТКИ НА ПЕСКЕ

Цель: знакомство со свойствами песка, развитие координации движений

Материал: природный и бросовый материал

Описание: воспитатель и ребенок оставляют отпечатки на мокром песке своих рук, а затем дорисовывают их или дополняют камешками, чтобы получились веселые мордочки, рыбки, осминожки, птички и т. д.

Игры-забавы

 с водой

С водой мы любим поиграть!
Игрушки любим мы купать!
И в ванночках, и в тазиках!
Такие мы - проказники!

УЗНАЕМ, КАКАЯ ВОДА

Цель: выявить свойства воды: прозрачная, без запаха, льётся, в ней растворяются некоторые вещества, имеет вес.

Материал: три одинаковые ёмкости, закрытые крышками: одна пустая; вторая с чистой водой, залитой под крышку, третья с окрашенной водой, стаканчики для детей.

Описание: Воспитатель показывает три закрытые ёмкости и предлагает угадать, что в них. Дети исследуют их и определяют, что одна из них лёгкая, а две ‒ тяжёлые. Затем сосуды открывают, и дети убеждаются, что в первой ёмкости ничего нет, во второй ‒ вода, а в третьей ‒ чай.

‒ Как вы догадались, что находится в ёмкостях?

Вместе они выявляют свойства воды: наливают в стаканчики, добавляют сахар, наблюдают, как сахар растворился, нюхают, пробуют на вкус, переливают, сравнивают вес пустого и полного стаканчика.

ВОЛШЕБНИЦА ВОДИЦА

Задача: Закрепить первоначальные представления о явлениях неживой природы, в частности о воде (прозрачная, течет, льется, журчит;  нужна всем — и животным,  и людям,  и растениям, потому что воду  пьют, водой умываются,  в воде купаются). Использовать игры  с водой для оздоровления детей,  подчеркнуть целительные свойства воды.

Материал: репродукция к  потешке «Водичка-водичка» (можно использовать любую картинку, на которой изображен умывающийся ребенок). Прозрачный кувшинчик с кипяченой водой, прозрачные стаканчики (по числу  детей). Кукла (резиновая),  тазик (игрушечный).

Описание: Взрослый показывает детям картинку, на которой изображена умывающаяся девочка. Дети рассматривают ее 2—3 минуты. Отвечают на вопросы:  «Кто изображен на картинке? Что делает?  Затем взрослый читает потешку.

Водичка-водичка!

Умой Тане (наше) личико,

чтобы глазки блестели,

чтобы щечки алели,

чтобы смеялся роток,

чтобы кусался зубок.

Затем  взрослый обращается  к  каждому  ребенку  с  вопросом, какую он видел водичку, когда умывался,  мыл  руки, купался. Если дети затрудняются с ответом, сам называет свойства воды: прозрачная, течет, льется, журчит, булькает и т. п.

Далее разыгрывается ситуация с куклой: ее умывают над игрушечным тазиком. Взрослый медленно льет воду, давая детям возможность прочувствовать слова: «Водичка, водичка, умой мое личико». В конце НОД  взрослый разливает воду из кувшина по стаканчикам и предлагает детям попить.

РЫБАЛКА

Цель: закрепить знания о свойствах воды – льётся, можно процедить через сачок.

Материал:  таз с водой, сачок, ситечко, игрушечный дуршлаг, пластиковые рыбки.

- Рыболов, какую рыбку

Ты поймал нам на обед?

Отвечает он с улыбкой:

- Это вовсе не секрет!

Я сумел поймать пока

Два дырявых башмака!

Налейте в тазик воды и дайте малышу сачок для ловли аквариумных рыбок, небольшое ситечко с ручкой или игрушечный дуршлаг. В воду бросьте несколько мелких игрушек. Они могут плавать на поверхности или же лежать на дне. Предложите малышу выловить сачком эти игрушки. Можно попросить его выловить какие-нибудь конкретные игрушки: «Поймай синий шарик, поймай красную рыбку» и т. д.

КАК ВОДА ГУЛЯТЬ ОТПРАВИЛАСЬ

Цель: дать представление о том, что воду можно собрать различными предметами – губкой, пипеткой, грушей, салфеткой.

Материал:  поролоновая губка, пластмассовый шприц без иглы, резиновая груша, ванночка с водой.

Описание: Налили водичку в тазик и забыли про неё. Через некоторое время водичка заскучала: «Вот сижу я тут и ничего не вижу, а вокруг, наверное, столько интересного! » Хотела она из тазика вылезти, да не получилось - ручек и ножек у воды нет. Хотела кого-нибудь позвать, но голос у водички в тазике тихий - никто её не услышал. А потом пришла мама и подумала: «Зачем это здесь вода стоит? » взяла и вылила её в раковину. Полилась водичка по трубам и попала в большую реку, в которой было много другой воды. И потела наша водичка вместе с большой рекой по городу, мимо красивых домов и зелёных садов. «Как красиво, как чудесно! - думала водичка. - А сидела бы я в своём тазике и этой красоты не увидела бы! »

Возьмите поролоновую или другую впитывающую губку, резиновую грушу и пластмассовый шприц (без иглы). Налейте воду в небольшой тазик, приготовьте несколько пустых ёмкостей (чашек, мисок и т. п.) . Попросите ребёнка опустить губку в воду и покажите, как нужно отжать её в чашку. Потом наберите воду резиновой грушей и перелейте её в другую ёмкость. То же самое проделайте и со шприцом.

ТАЕТ ЛЬДИНКА

Цель: познакомить с тем, что вода замерзает на холоде и тает в тепле.

Материал: свеча, ложка, лёд, прозрачные стаканчики с горячей и холодной водой.

Описание: Однажды зимой бельчонок принёс домой льдинку, сосульку, он оставил её в дупле, на полу в прихожей, а сам пошёл обедать, а потом спать. Когда проснулся, сразу вспомнил про льдинку, побежал в прихожую. Льдинка пропала – нет нигде, зато на полу блестела лужица.

Положим кусочек льда на ложку и подогрейте его над пламенем свечи: «Посмотри, вот лёд. Давай его подогреем на огне. Где же лёд? Растаял! Во что лёд превратился? В водичку! »

В прозрачную стеклянную кружку или стакан налейте горячую воду (её можно подкрасить, опустите кусочек льда и понаблюдайте, как быстро он тает). Можно взять несколько стаканов и понаблюдать, как по-разному тает лёд в воде разной температуры.

ВОДОПАД

Цель: дать представление о том, что вода может изменять направление движения.

Материал:  пустой таз, ковш с водой, воронки, желобки из половины пластиковой бутылки, из картона, изогнутого в виде лесенки.

Льётся водичка с большой высоты,

Брызги летят на траву и цветы.

Детки вокруг оживлённо галдят,

Громче ребяток шумит водопад.

Предложите детям поиграть с воронками и желобками. Пусть они попробуют наливать воду в тазик через воронки, а теперь по пластиковому желобку и по картонному желобку, изогнутому в виде лесенки. Объедините эти предметы: лейте воду на желобки через воронки. Обратите внимание детей, на то, что вода движется. Спросите их, что получится, если мы будем держать желобки по-другому (направление движения воды изменится).

КАКОЙ БЫВАЕТ ВОДА

Цель: познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного.

Опыт 1. «Вода — прозрачная».

Цель: подвести детей к пониманию того, что вода прозрачная.

Необходимый инвентарь:  ёмкость с водой, целлофановый пакет, игрушка.

Наполнить водой пакет, положить игрушку. Видно в воде игрушку? Почему?

Вывод: вода прозрачная

Опыт 2. «У воды нет вкуса».

Предложите детям попробовать через соломинку воду. Есть ли у нее вкус?

Опыт 3. «У воды нет запаха».

Предложите детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет (или совсем не пахнет).

Опыт 4. «Вода — жидкая, может течь».

Дайте детям два стаканчика: один — с водой, другой — пустой, и предложите аккуратно перелить воду из одного в другой. Льется вода? Почему? Потому, что она жидкая. Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.

Опыт 5. «В воде некоторые вещества растворяются, некоторые не растворяются».

Возьмите два стаканчика с водой. В один из них дети положат обычный песок и попробуют размешать его ложкой. Что получается? Растворился песок или нет? Возьмем другой стаканчик и насыплем в него ложечку сахарного песка, размешаем его. Что теперь произошло? В каком из стаканчиков песок растворился? Напомните детям, что они постоянно размешивают сахар в чае. Если бы он в воде не растворялся, то людям пришлось бы пить несладкий чай.

Опыт 6. «Вода бывает теплой, холодной, горячей».

Дайте детям стаканчики с водой разной температуры, пусть они пальчиком попробуют и определят, в каком стаканчике вода самая холодная, в каком — самая теплая (естественно, при этом необходимо соблюдать правила безопасности).

ИГРЫ-ЗАБАВЫ С ВОДОЙ

Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования и способствовать расширению знаний детей о воде и её свойствах. Доставить детям эмоциональное удовольствие от общения друг с другом и игр с водой.

Опыт 1. «Буря в стакане»

Цель: повысить эмоциональный тонус детей

Детям предлагается опустить в стакан с водой соломинку и дуть в неё. Что, получается?  - получается буря в стакане воды.

Опыт 2. «Фонтанчик»

Цель: показать детям, как водичка поднимается вверх

Необходимый инвентарь:  груша, вода в тазике

Наливаем в тазик немного воды. Показать детям, как можно набрать воду и при  нажатии груши водичка поднимается вверх – получается фонтанчик.

Опыт 3. «Шарики в воде»

Цель: развитие и укрепление  мелкой моторики

Необходимый инвентарь:  две глубоких тарелки или два небольших тазика, несколько теннисных шариков, ситечко с ручкой, салфетка или губка.

      Поставьте на стол две глубоких тарелки, одну из которых наполните водой и опустите в неё шарики. Ребёнок с помощью ситечка достаёт шарики из тарелки с водой и перекладывает в пустую тарелку. В процессе эксперимента он замечает, что вода проливается в дырки ситечка, и что пластмассовые шарики не тонут в воде.

Опыт 4. «Сквозь сито»

Цель: познакомить детей с назначением предметов

Необходимый инвентарь:  стакан, сито.

Поставьте перед ребёнком тазик с водой, пусть малыш льет воду из стакана в сито. Объясните ему, почему вода утекает.  В  игре ребёнок познаёт назначение предметов и свойства вещества.

ТОНЕТ – ПЛАВАЕТ

Цель: Дать первоначальные свойства лёгких и тяжёлых предметов, совершенствовать навыки экспериментирования.

Материал: Таз с водой, камень, пёрышко, бумажный кораблик на каждого ребёнка, веточка, корзинка.

Описание:

Игра «Шагают наши ножки»

‒ Что мы с вами встретили на нашей дорожке? (Камушки). Потрогайте их. Они гладенькие, большие и маленькие. Давайте их возьмём с собой? Собрать камушки в корзинку.

‒ Снова шагают наши ножки по ровненькой дорожке... (Подойти к макету дерева).

‒ Посмотрите, что лежит на нашей дорожке? Это веточка от дерева. Возьмём её с собой?

‒ Снова шагают наши ножки по ровненькой дорожке. Смотрите, птички пролетают, свои пёрышки нам бросают. Саша, что ты нашёл на дорожке? Кто подарил тебе пёрышко?

Посмотрите, какое оно пушистое, лёгкое, мягкое. Пощекотать детей пёрышком по щёчкам, шейке.

‒ Вот и пришли мы с вами к столику, что стоит на столике? Что налито в тазике?

Поиграем с водичкой?

‒ Давайте опустим веточку в тазик? Что делает веточка? Она плавает, веточка лёгкая и поэтому держится на воде, плавает.

‒ Давайте опустим камушек в водичку, пусть он тоже поплавает. Посмотрите, наш камушек утонул. Почему? – ответы детей. Он тяжёлый, поэтому камушек не плавает, а тонет.

‒ Детки, какой камушек: лёгкий или тяжелый?

‒ А теперь опустим пёрышко в водичку. Что делает пёрышко? Оно плавает.

Пёрышко лёгкое, как веточка. Камушек тяжёлый, он тонет в водичке, а лёгкое пёрышко и веточка – плавают в водичке.

‒ У меня есть кораблики, они сделаны из бумаги. Давайте посмотрим, будут они плавать или нет. Что делает кораблик? Он плавает. Детки, если кораблик плавает, значит, он тяжёлый или лёгкий? Он лёгкий.

В заключении испытание бумажных корабликов постепенно перевести в игру.

ВОДЯНАЯ МЕЛЬНИЦА

Задача: дать представление о том, что вода может приводить в движение другие предметы.

Материалы: игрушечная водяная мельница, таз, кувшин с кодой, тряпка, фартуки по числу детей.

Описание. Воспитатель проводит с детьми беседу о том, для чего человеку вода. В ходе беседы дети вспоминают ее свойства. Может ли вода заставить работать другие предметы? После ответов детей дед  Знай показывает им водяную мельницу. Что это? Как заставить мельницу работать? Дети надевают фартуки и закатывают рукава; берут кувшин с водой в правую руку, а левой поддерживают его около носика и льют воду на лопасти мельницы, направляя струю воды на центр попасти. Что видим? Почему мельница движется? Что ее приходит в движение? Вода приводит в движение мельницу.

•        Дети играют с мельницей.

Отмечается, что, если маленькой струйкой лить воду, мельница работает медленно, а если лить большой струей, то мельница работает быстрее.        

«Водичка: буль-буль!»

Цель: Создать условия малышам для изучения свойств воды (мокрая, тёплая, льётся, журчит). Учить играть дружно.

Материал: Кукла Катя, таз с водой, лейка, ковшик, магнитофон с записью журчания воды, полотенце.

Описание:

‒ Ребята, что вы слышите? (включить музыкальное сопровождение) Это льётся вода. Послушайте, как шумит водичка (музыка затихает).

‒ А где живёт у нас водичка? Правильно, в кране. Пойдёмте, покажем нашей кукле Кате, где живёт водичка. Ребята, что надо сделать, чтобы побежала водичка из крана? (надо его открыть). Что побежало из крана? Давайте посмотрим и послушаем, как водичка льётся и журчит.

‒ Как водичка журчит? Правильно, буль-буль.

Наша Катя приглашает вас поиграть с водичкой в группе. Где же у нас в группе водичка? Вот она – в тазике. Потрогайте руками водичку. Какая она? (тёплая, мокрая)

‒ А ещё Катя принесла ковшик и лейку и предлагает послушать, как льётся вода из ковшика и из лейки.

Знаем, знаем, да-да-да,

Где тут прячется вода!

Буль-буль-буль! –

Журчит водица.

С-с-с - она свистит, поёт

И струйкой из лейки льёт.

(зачерпнуть воду ковшиком, вылить из него воду, дети слушают)

‒ Как водичка льётся? (Буль-буль)

‒ Возьмите в руки ковшики, зачерпните сами и вылейте воду. Как журчит водичка?

‒ А сейчас возьмём лейку и польём из неё. Как поёт водичка? (С-с-с). Дети, возьмите ковшик и полейте из него. Послушайте, как разговаривает водичка. Буль-буль.

‒ Давайте кукле Кате скажем спасибо за такую интересную игру.

‒ Посмотрите на свои ручки, какие они у вас? Мокрые. Как мы можем сделать ручки сухими, что нам в этом поможет? (Полотенце).

«Наливаем - выливаем»

Цель: Учить переливать воду из одной ёмкости в другую, играть дружно.

Материал: Тазик с водой, детская посуда для игр с водой, игрушечный зайчик, ковшик, тихая музыка, полотенце.

Описание:

Звучит тихая, приятная музыка.

‒ В гости к нам пришёл зайчик, он приглашает всех поиграть с водичкой.

Знаем, знаем, да-да-да,

Где тут прячется вода!

Выходи, водица,

Будешь струйкой литься!

‒ Посмотрите, что сделал зайка? Что взял зайка? Куда он вылил водичку? Зайка взял ковшик, зачерпнул водичку и вылил её в пустую ванночку. Как журчит водичка? (Буль-буль). Чем зайка зачерпнул водичку? Ковшиком. Олеся, возьми ковшик и зачерпни водичку. А теперь вылей в ванночку. Олеся, что ты зачерпнула в ковшик? Куда ты вылила водичку?

‒ Ребята, возьмите чашечки и перелейте водичку. Дети играют с водой.

‒ Как журчит водичка?

‒ Вам понравилось играть с водичкой? Интересно было?

‒ Кто нас пригласил поиграть с водичкой? Давайте зайке скажем спасибо.

‒ Посмотрите на свои ручки, какие они у вас? (Мокрые) Как мы можем сделать ручки сухими, что нам в этом поможет? (Полотенце)

«Наша Таня громко плачет, уронила в речку мячик...»

Цель: Совершенствовать навыки экспериментирования, закрепить знания о свойствах предмета: легкие предметы держатся на воде.

Материал: Тазик с водой, мячик, кукла, камушки.

Описание:

Поставить куклу возле тазика с водой, где плавает мячик.

‒ Посмотрите, наша кукла Таня плачет. Что случилось, как вы думаете?

«Наша Таня громко плачет,

Уронила в речку мячик,

Тише Танечка не плачь,

Не утонет в речке мяч»

‒ Посмотрите, мячик утонул или плавает в водичке? Мячик плавает, он лёгкий.

‒ Саша, опусти мячик под воду. Что сделал мячик? Он выскочил из водички и снова плавает наверху. А теперь (имя ребенка), попробуй ты, опустить мячик. Что сделал опять мячик?

‒ Посмотрите, что у меня есть? Это камушки. Давайте попробуем опустить камушки в водичку, будут они плавать или нет? Камушки утонули. Что сделали камушки?

‒ Почему камушки утонули? Они тяжёлые.

‒ Давайте успокоим нашу Таню, не утонет мячик в речке. Он лёгкий, поэтому держится на водичке, плавает.

Игры-забавы

 с красками

Получай в коробке краски,
Раскрывай их без опаски,
Сможешь рисовать, раскрасить,
Все, что нравится, украсить.

«Какого цвета водичка?»

Цель: Познакомить с приёмом окрашивания воды.

Материал: Гуашь, прозрачные стаканчики с водой, белая бумага, кисть.

Описание:

‒ Ребята, у меня есть краски, давайте посмотрим какого они цвета?

‒ Какого цвета эта краска? (Красная). Нарисовать цветочек.

‒ Какого цвета цветочек? Зелёным нарисовать травку, жёлтым ‒ солнышко, синим ‒ тучку с дождиком.

Предложить каждому ребёнку отдельную краску, листок и кисточку, дать возможность самостоятельно оставить след от краски на бумаге.

‒ Какого цвета краска у тебя, а у тебя какого цвета краска?

‒ А теперь, ребята, помойте свои  кисточки в стаканчике с водой.

‒ Что вы делаете? – моем кисточки. Посмотрите, от краски вода стала цветной. Значит, воду можно окрасить. Какого цвета стала вода?

Предложить сделать то же самое с другими красками.

‒ Какой стала водичка в стаканчиках? Цветной. Мы её окрасили красками.

«К лягушатам в гости мы пойдём

 и с водой играть начнём»

Цель: Закреплять свойства воды: мокрая, прозрачная, льётся. Переводить действия игрового экспериментирования в познавательное русло.

Материал: Тазик с водой. Набор резиновых лягушек, прозрачные бутылочки с водой и гуашью на крышке (две для воспитателя и по одной на ребёнка).

Описание:

‒ Приглашаю вас, ребятки, в гости. Отгадайте, к кому?

«Скачут, скачут по дорожке,

Скачут вытянувши ножки,

Увидали комара, Закричали: «Ква - ква - ква».

Кто это? – лягушка. К лягушатам мы пойдем.

«Игра «Шагают наши ножки».

‒ Кто встречает нас? Лягушата. Как кричат лягушата?

«Пять весёлых лягушат

В воду броситься спешат:

Испугались цапли!

А меня они смешат:

Я же этой цапли

Не боюсь ни капли!»

‒ Где плавают лягушата? Поиграйте с ними. Какая водичка на ощупь? Какими стали у вас ручки? (Мокрыми)

– А почему у вас ручки мокрые? Потому что водичка мокрая. Детки, какая водичка? (Тёплая, мокрая)

‒ Опустите ручки на дно, можно взять лягушат в ручки. Ребята, вы видите свои ручки?  - да. Мы видим свои ручки, потому что водичка прозрачная, она чистая.

‒ Как нам сделать ручки сухими? Чем мы будем вытирать ручки? – полотенцем.

‒ Посмотрите, что наливаю я в бутылочку? (налить воду из тазика).

‒ Какая водичка в бутылочке? (Чистая, прозрачная)

‒ А сейчас я покажу вам что-то интересное: я бутылочку потрясу и водичку из прозрачной (чистой) в цветную превращу.

‒ Какого цвета стала водичка в бутылочке? (Красная). А в другой? (Синяя). Вот какая волшебная бутылочка у меня! Вы хотите тоже поиграть с волшебными  бутылочками? Посмотрите, какая водичка у вас в бутылочке? (Чистая). Потрясите свою бутылочку. Саша, какого цвета у тебя стала водичка? У тебя? (Водичка стала цветной).

«Будут детки рисовать - за водичкой наблюдать»

Цель: Закреплять прием окрашивания воды. Развивать понимание простейших причинно-следственных отношений в системе «действие-результат».

Материал: Гуашь, прозрачные стаканчики, белая бумага; трафарет воздушного шарика, кисть.

Описание:

‒ В гости к нам пришли матрёшки. И пришли они к нам с подарками. Давайте спросим у них, что они нам интересного принесли?

«Матрёшки – маленькие крошки,

Вы к нам в гости пришли,

Что в подарок принесли?»

‒ Саша, открой любую матрёшку, что ты там нашёл? Это краска. Какого она цвета? Красного. Богдан, открой другую матрёшку, что ты там нашёл? Это краска. Какого она цвета? Синяя. (Сначала можно два цвета взять, потом четыре: жёлтая, зелёная)

На листе бумаги оставить след от каждой краски, называя её цвет – лист станет разноцветным, отложить его.

‒ А теперь вы сами будете рисовать. Олеся, какой краской ты хочешь рисовать?

Показать приём размывания краски. Обратить внимание на то, что вода в стаканчике стало красной (Синей). Отложить листок на просушку, рядом поставить баночку с окрашенной водой.

‒ Посмотрите, от краски вода стала цветной. Какого цвета стала у тебя водичка? А у тебя какого цвета стала водичка? Почему водичка стала цветной? Значить водичку можно окрасить ‒ краской сделать цветной.

После того, как все раскрашенные листы просохнут, собрать их в стопку. Вложить их в пакет с вырезанным изображением воздушного шарика (трафарет) с тёмной ниточкой.

По очереди вынимать листочки ‒ шарики будут менять цвет.

Смешивание красок

Цель:  Показать, как при смешивании трех основных цветов получаются другие. Так, например, соединение желтого и синего дает зеленый; красного и желтого — оранжевый; красного и синего — фиолетовый (сиреневый); красного и черного— коричневый и т.п.  Материал. Гуашь, кисти (по  количеству детей);  4—5 пустых прозрачных стакана.

 Описание:   Каждый  ребенок выбирает тот цвет краски, которым хочет рисовать (рисование по замыслу);   моет кисточку в стакане, таким образом у каждого образуется своя «цветная водичка». Рисунки детей раскладывают на столах для просушивания. Взрослый  ставит все стаканы с цветной водой на один поднос. Собирает вокруг себя детей и предлагает посмотреть «фокус».

           Взрослый наливает в чистый стакан, предположим, красную водичку («Кто рисовал красной краской? — Оля. Это ее цвет!») и туда же добавляет желтую воду («Чья желтая водичка?—  Полина!») «Что у нас получилось? Какой цвет водички?— Оранжевый. Такого цвета бывает солнышко, апельсин, мандарин, цветочки».

          Аналогично взрослый получает фиолетовый, зеленый, коричневый цвета и т.д.

Примечание: Основными считаются три цвета: красный, желтый, синий. Именно при их соединении получаются все другие цвета спектра. Оттенки (голубой, розовый, салатовый и т.п.) получают при соединении основных цветов с белилами.

В конце занятия дети рассматривают свои рисунки, рассказывают,  кто и что нарисовал.

Рисовальнички

Цель: вызвать желание рисовать на мокром листе, выяснить что краски смешиваются, а не имеют чёткой границы, получаются новые цвета.

Материал:  большой лист бумаги для акварели, смоченный водой, клеёнка, краски и кисти.

Описание:

Солнце жёлтое на небе

Красные цветут цветы

В синем море плещет рыбка

Нарисуй всё это ты.

Незабываемые ощущения может подарить процесс рисования акварельными красками на мокром листе. Для этого на стол постелите клеёнку, намочите плотный лист бумаги для акварели. Окуните кисточку в одну из красок и осторожно проведите по бумаге. Спросите у детей, что получится, если используем другие цвета. Дайте возможность поиграть с красками. Как бы случайно можно провести по рисунку кисточкой с одной водой, без краски – вода создаст на листе нежные, размытые, светлые полутона.