Формирование навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через игротерапию.

Кожевникова Валентина Валерьевна
  1. Актуальность

Игра есть первая деятельность, которой принадлежит большая роль в формировании личности. В играх дети отражают накопленный опыт, углубляют, закрепляют свое представление об изображаемых событиях, о жизни. Ребенок, как и взрослый, познает мир и процесс деятельности. Занятие играми обогащают участников  новыми ощущениями, представлениями и понятиями. Игры расширяют круг представлений, развивают наблюдательность, сообразительность, умение анализировать, сопоставлять и обобщать виденное, на основании чего делать выводы из наблюдаемых явлений окружающей среды. В подвижных играх развиваются способности правильно оценивать пространственные ощущения, быстро и правильно реагировать на сложившуюся ситуацию и часто меняющиеся обстановки игры.

Наблюдая за детьми младшего дошкольного возраста, особенно в адаптационный период, можно сделать вывод, что многие дети приходят в детский сад психологически, социально, а иногда даже физически не готовы к детскому саду. То есть у детей имеются определенные страхи, они не готовы самостоятельно обслуживать себя, часто болеют и малоподвижны. Все это негативно влияет на физическое и психологическое благополучие детей раннего возраста. Считается, что хорошая игра – залог прекрасного настроения, крепкого здоровья. Поэтому тема «Формирование навыков здорового образа жизни детей дошкольного возраста через игротерапию» была выбрана не случайно. В процессе выбора направлений работы были сформулированы цели и задачи.

Цели:

Использование игротерапии в целях физического и психологического благополучия дошкольников;

Обучение их различным действиям, способам и средствам общения;

Формирование тех сторон психики, от которых зависит, насколько впоследствии ребенок будет преуспевать в различных видах деятельности.

Задачи:

Способствовать физическому, умственному, нравственному и эстетическому развитию ребенка;

Разнообразить движения и действия детей во время игры;

Способствовать укреплению нервной системы, двигательного аппарата, улучшению общего обмена веществ, повышению деятельности всех органов и систем организма человека, способствовать крепкому сну;

Обеспечивать всестороннее физическое развитие ребенка;

Воспитывать у детей чувства солидарности, товарищества и ответственности за действие друг друга.

 

  1. Механизмы реализации.

Играя – оздоравливать,

Играя – воспитывать,

Играя – развивать,

Играя – обучать!

Использование игры в психологической и психотерапевтической практике получило название игротерапия. По определению М. И. Чистяковой «Игровая терапия – это метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. В его основе лежит признание того, что игра оказывает сильное влияние на развитие личности». Цель использования игровой терапии – не менять и не переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожит» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого. Еще в начале XX века М. Фрейд, Х. Гельмут обратили внимание на то, что игра помогает детям развивать способности, преодолевать конфликты и достигать психологического равновесия. Кроме того, игры помогают приобрести необходимые навыки. При помощи рисования, ролевой игры, ребенок может выразить те страхи, эмоциональные состояния и психические травмы о которых не может рассказать.

При помощи игротерапии, можно корректировать агрессию и гиперактивность. Все помнят такие хорошо знакомые с детства игры как прятки, жмурки, догонялки. Оказывается, они помогают детям избавляться от внутренних страхов. А так же позволяет снять эмоциональное напряжение. Самой доступной в игровой терапии и самой показательной считается игра в куклы. Наблюдая за игрой в «Дочки-матери», можно узнать об эмоциональном мире малыша. «Мама» с «папой» дружно пьют чай и вместе ходят гулять – ситуация в семье благополучная, куклы устраивают драки или ребенок отворачивает их от себя -  малыша тревожит обстановка в доме. Благоустраивая свой кукольный домик, ребенок высказывает подсознательно все свои страхи и комплексы. Нужно только наблюдать за процессом игры.

В групповых комнатах детского сада коллектив детского сада постарался создать все условия для физического и психологического развития детей, также тщательно продумали формы работы с детьми. Это различные виды игровой деятельности: режиссерская игра, сюжетно-ролевая, дидактические игры, народные, подвижные игры, пальчиковые игры, коррекционные игры (игры направленные на коррекцию страхов, агрессии), а так же игры направленные на расслабление, снятие напряжения.

Одной из самых полезных игр считается игра с песком. Положительный эффект песочницы до конца не изучен. Но ясно одно – пересыпание этого природного материала успокаивает нервную систему, лепка фигурок из песка развивает мелкую моторику рук и способствует развитию речи, развивает фантазию и жизненный опыт. Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в ограниченной для ребенка форме передаем ему знания. Принцип «терапии песком» был предложен Карлом Густавом Юнгом, замечательным психотерапевтом и одним из основателей психоанализа. Многолетние наблюдения и опыт показали, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное  самочувствие детей и взрослых и является прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка. Основной принцип игр на песке – это создание стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищенно и может проявить творческую активность. Для занятий с детьми подбираются задания и игры в сказочной форме. При этом полностью исключается негативная оценка действий и результатов ребенка. Нужно стараться максимально поощрять фантазию и творческий подход. Реализация этих принципов позволяет усилить положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребенка в происходящем. Еще один принцип – реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями сказочных сюжетов. Например, оказавшись в роли спасителя принцессы, ребенок не просто предлагает тот или иной выход из трудной ситуации, но и реально разыгрывает ее на песке с помощью миниатюрных фигурок.

Игра имеет исключительное значение для психического развития ребенка. Она позволяет ему сохранять и приобретать психическое здоровье, определяет его отношения с окружающими, готовит к взрослой жизни. Игра помогает ребенку приобрести определенные навыки в той или иной деятельности, в том числе и в общении, усвоить социальные нормы поведения, повышает жизненный тонус, улучшает эмоциональное и физическое состояние. Игра обладает лечебным действием, избавляет от психотравмы, позволяя пережить травмирующие жизненные обстоятельства в облегченной форме.

Велико так же значение подвижных игр в воспитании физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости. Игры воспитывают у детей чувства солидарности, товарищества и ответственности за действие друг друга. Правила игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, честности, выдержки, умению «взять себя в руки» после сильного возбуждения, сдерживать свои эгоистические порывы.

Дошкольников привлекает главным образом сам процесс движения: им интересно бегать, догонять, бросать предметы, искать их. Для них подбирают игры с одним – двумя основными движениями. Важно учесть и то, что в этом возрасте ребенок плохо владеет движениями: часто теряет равновесие, падает, прилагает значительные усилия во время выполнения физических упражнений. Игры для младших дошкольников подбирают простые, с обязательным чередованием движений и отдыха. Содержание их составляют посильные и интересные задания («Догони мяч», «Беги ко мне» и др.) Основными движениями в этих играх являются кратковременный бег и ходьба с последующим отдыхом. Ходьба, бег, несложные прыжки – наиболее доступные движения для малышей. Продолжительность игры средней и большой подвижности для детей трех-четырех лет не должна превышать 6-8 минут.

Дети пяти лет проявляют большой интерес к играм с динамичными движениями (бег, прыжки, упражнения в лазании, равновесии и т.д.) Им нравится догонять друг друга, убегать от водящего. Постепенно они начинают интересоваться результатами своих действий: попасть мячом в цель, легко перепрыгнуть через «ручеек».  Однако не рекомендуют проводить игры со сложными видами движений (прыжки, лазание) до тех пор, пока дошкольники не овладеют ими. Вначале их учат правильно выполнять движение, а затем проводят игру, где это движение ведущее. Общая продолжительность подвижной игры для детей этой возрастной группы составляет не больше 8-10 минут. В этом возрасте детей нужно постепенно обучать правилам таких спортивных игр как бадминтон, пляжный волейбол, баскетбол, мини-футбол. Дети, как правило, с восторгом играют с родителями в эти игры, приобретая определенные навыки, и знакомятся с упрощенными правилами этих игр, что пригодится им при общении с подростками во дворе и в школе.

Отправная точка начала игротерапии – это полное принятие индивидуальности ребенка. Уважайте его желания, не заставляйте играть насильно, сделайте так, чтобы игра приносила радость. Дозируйте эмоциональную нагрузку на ребенка, наблюдайте за его самочувствием.

Начинать игровые занятия с ребенком можно с игр, направленных на улучшение общего психологического самочувствия. Посмотрим, в чем могут помочь эти игры:

  1. Обеспечить эмоциональную разрядку – снять накопившееся нервное напряжение и зарядить детей и взрослых очередной порцией жизнерадостности и оптимизма;
  2.  Уменьшить страх неожиданного воздействия, нападения, наказания, темноты, замкнутого пространства, одиночества;
  3.  Улучшить гибкость в поведении и способность быстро принимать решения;
  4. Освоить групповые правила поведения;  
  5. Наладить контакт между родителями и детьми;
  6. Развить ловкость и координацию движений

Игра является «наилучшей практикой развития» для всех детей независимо от их физического и умственного развития.

В заключении хочется напомнить, что самое главное – это не то, во что играть, а то, как играть. Самая эффективная психотерапия – это родительская любовь. Почаще обнимайте своего малыша, целуйте, говорите, как сильно вы его любите, какой он хороший и замечательный. Любите, понимайте и растите вместе!

 

  1. Приложение

 

ИГРОТЕКА

«ПЯТНАШКИ» (с 3лет)

Назначается водящий. Он догоняет остальных игроков и «пятнает» их – хлопает рукой по спине, руке или ноге. «Запятнанный» становится водящим. Суть игры в ее высоком эмоциональном накале. Водящий может говорить шуточные угрозы: «Сейчас поймаю!», «Догоню!». А игроки могут отвечать:  «Не догонишь!», «Я быстрее!». «Пятнашки» всегда вызывают много радости и веселья, помогают объединить детей(семью). Более сложный вариант «Пятнашек» - когда по комнате расставляются препятствия и игроки должны их оббегать.

«ЖМУРКИ» (с 4 лет)

Водящему плотно завязывают глаза. Игроки передвигаются вокруг водящего и хлопают в ладоши. Когда водящий обнаруживает (ловит) участника, он должен его опознать на ощупь. Пойманный становится водящим. Как и в «пятнашки», здесь говорятся шуточные угрозы.

Другой вариант игры: игроки замирают и стоят на месте, а водящий с завязанными глазами ищет их и опознает.

«ПРЯТКИ» (с 2 лет)

Это всем известная детская игра, в которую для большей эффективности необходимо внести некоторые дополнения. Водящий сопровождает поиск игроков словами с сердитой интонацией: «Где же он? Сейчас я его найду!». Тот кого нашли последним, становится ведущим. Когда игра будет освоена, можно ее усложнить, сначала немного приглушить свет, потом с подготовленными детьми можно свет выключить вовсе и играть в полутьме.

«ПОЛОСА ПРЕПЯТСТВИЙ» (с 2 лет)

Необходимо построить полосу препятствий из стульев, коробок, пуфиков, подушек, одеял – горки, тоннели, кочки, барьеры. Игроки преодолевают препятствия. Можно подбадривать ребенка словами: «Молодец! Быстрей! Ура!»

 

Игры, направленные на коррекцию страхов

 

«СМЕЛЫЕ МЫШИ» (с 2 лет)

Выбирается кот и мышь. Кот спит в домике, мышь бегает и пищит. Кот просыпается и пытается догнать мышь. Мышь может спрятаться в домике. Затем они меняются ролями.

«ПРИВИДЕНИЕ» (с 2 лет)

На ведущего надевается простыня, он становится привидением, бегает за остальными игроками и пугает их криками: «У-у-у…» Тот, кого он поймал, становится ведущим.

«ПЧЕЛКА В ТЕМНОТЕ» (с 3 лет)

Взрослый произносит текст, а ребенок выполняет действия: «Пчелка летает с цветка на цветок (в качестве цветов используются стулья, диваны, кресла). Когда пчелка налеталась, наелась нектара, она уснула в красивом цветке (под стулом, столом). Наступила ночь, и лепестки цветка стали закрываться (стул или стол накрывается материей). Взошло солнышко, лепестки у цветка открываются (материя убирается), и пчелка вновь стала веселиться, перелетая с цветка на цветок». Игру можно повторять, усиливая плотность материи, то есть степень темноты.

«СОВА И ЗАЙЦЫ» (с 3 лет)

Игру надо проводить в вечернее время , для того что бы можно было создать полумрак или темноту. Свет нужно приглушать постепенно.

Выбираются сова и зайцы (или заяц). Когда свет включен – день, сова спит, а зайцы скачут. Когда свет выключается - наступает ночь, сова вылетает, ищет зайцев и кричит: «У-у-у». Зайцы замирают. Если сова находит зайца, он становится совой.

 

Игры, направленные на коррекцию агрессии

 

 «СРАЖЕНИЕ» (с 2 лет)

Игроки бросаются легкими предметами (шариками из бумаги, маленькими мягкими игрушками) друг в друга, можно из укрытия. Заканчивается игра примирением и объятиями.

«ЗЛЫЕ – ДОБРЫЕ КОШКИ» (с 2 лет)

По очереди превращаемся то в злых, то в добрых кошек. Злые кошки шипят, царапаются, а добрые ласкаются, мурчат.

«КАРАТИСТ» (с 3 лет)

На пол кладется обруч. Каратист встает в обруч (за его края выходить нельзя), делая резкие движения ногами, а зрители его подбадривают: «Сильнее, сильнее!» Интенсивные движения и поддержка зрителей помогают выплеснуть агрессивную энергию.

«БОКСЕР» (с 3 лет)

Эта игра похожа на игру «КАРАТИСТ», только вместо движений ногами надо делать движения руками.

«РУГАЕМСЯ ОВОЩАМИ, ФРУКТАМИ, ЯГОДАМИ» (с 3 лет)

Игроки ругают друг друга с сердитым выражением лица и с сердитыми интонациями: «Ты капуста» В ответ: «А ты редиска!» или «А ты слива» и так далее. Игра останавливается, если слышны, какие-нибудь обидные слова или возникает физическая агрессия. Так же можно называть друг друга названиями цветов с соответствующей интонацией: «Ты колокольчик», «А ты розочка»

«КАПРИЗНАЯ ЛОШАДКА» (с 3 лет)

Игра способствует коррекции упрямства, негативизма, агрессии. Взрослый рассказывает сказку про лошадку, и вместе с ребенком они сопровождают сказку действиями: «В одной далекой стране жила лошадка по имени ЛУ. Она очень любила брыкаться и капризничать. Мама говорила ей: «Покушай свежей травки, доченька». «Не хочу, не буду»,- говорила Лу. Она капризничала и цокала копытами. Еще она брыкалась вот так. Когда она вдоволь на брыкалась и на упрямилась, то стала довольной и веселой. Она весело скакала и ржала: «Иго- го!»

 

Игры, направленные на расслабление, снятие напряжения

 

«СНЕГОВИК» (с 3 лет)

Взрослый и ребенок превращаются в снеговиков. Встают, разводят руки в стороны, надувают щеки, в течение 10 секунд удерживают заданную позу. Взрослый говорит: «А теперь выглянуло солнышко, его жаркие лучи коснулись снеговика, и он начал таять». Играющие постепенно расслабляются, опускают руки, приседают на корточки и ложатся на пол.

«БУРАТИНО» (с 4 лет)

Взрослый говорит текст и выполняет движения вместе с ребенком: «Представьте, что вы превратились в куклу «Буратино». Встаньте прямо и замрите в позе куклы. Все тело стало твердым, как у Буратино. Напрягите плечи, руки, пальцы, представьте, что они деревянные. Напрягите ноги и колени, пройдитесь так, словно тело стало деревянным.

Напрягите лицо и шею. Наморщите лоб, сожмите челюсти. А теперь из кукол превращаемся в людей, расслабляемся и размякаем».