Эссе "Воспитание"

Бирюкова Екатерина Борисовна

Пост не тему: «Воспитание: взгляд в будущее»

Каждое мгновение той работы, которая называется

воспитанием - это творение будущего, взгляд в будущее»

     В.А. Сухомлинский

Воспитание?!.. Что такое воспитание? Зачем воспитывать? Кого и как нужно воспитывать? Кто должен заниматься воспитанием?

Воспитание - это целенаправленный и организованный процесс формирования личности, это передача накопленного опыта от старших поколений к младшим, это знания, умения, способы мышления, нравственные, этические, правовые нормы, созданные в процессе исторического развития, духовное наследие человечества.

Проблема воспитания является важной проблемой во все времена. Ведь воспитание - это фундамент в жизни каждого человека. Именно от того, как будет воспитан человек, какая атмосфера будет царить в его семье и его окружении, будет зависеть его будущее, его характер и его жизненные цели.

Я часто представляю, какими будут мои дети. Это будут  самостоятельные и  самодеятельные личности, понявшие свою  самоценность, которые достигли  самоопределения и самоутверждения путём  саморазвития и самореализации. Таков идеал. Путь к нему достаточно долгий и непростой. Как сделать так, чтобы он был прямым и светлым?

В Толковом словаре русского языка Владимира Даля понятие воспитание рассматривается так: “Воспитывать – заботиться о вещественных и нравственных потребностях малолетнего до возраста его”.

При рождении ребенок - чистый лист, рисуй на нем, что хочешь. Вот и оставляют на этом листе свой след все, кто соприкасается с ребенком. Хорошо, если те, с кем общается маленький человек, умные, добрые, люди высокой нравственной культуры.

Педагогический смысл в понятии воспитание приоткроется, если задуматься над значением самих педагогических действий в процессе воспитания. Какие же это действия?

Во-первых, объяснять то или иное значение поступка или события, обращаться к ребенку, вызывая его к собственным размышлениям о происходящем, к переживаниям.

Во-вторых, вызвать эмоционально положительное отношение к новой деятельности, к трудному, но важному усилию, обязанностям.

В-третьих, включать общее дело, общие заботы, во взаимодействие с другими людьми. Эти действия указывают на свою близость друг к другу, единство, взаимосвязь.

Воспитание – это действие “притяжения” ребенка к Истине, Доброте, Доброй Воле, Красоте Духа.

Нельзя научить человека жить, если он сам не учится этому. Воспитание для ребенка это не подготовка к будущей жизни, а сама жизнь, во всей ее полноте, а для воспитателя воспитание – это тоже жизнь, вместе с ребенком. Каждый в этой жизни учится жить сам, другое дело, когда ребенка в этом поддерживает мудрый взрослый.

Взаимопонимание ребёнка и взрослого рождает духовную близость, жажду сопереживания, стремление сотворчества и сотрудничества - это и есть, на мой взгляд, основа воспитания личности, Человека. Ведь главной целью воспитания является возникновение понимания и доброго отношения к окружающим тебя людям.

Неизменный факт в нашем изменяющимся обществе то, что школа была, есть и будет центром, ядром созидания и воспитания личности будущего, она служила и будет служить для того, чтобы все усилия педагогов были направлены на развитие и воспитание личности. Каким будет результат воспитания сегодня, таким станет наше будущее, от этого зависит благополучие и мир нашей Родины.

Я считаю, что моя работа по воспитанию моих любимых детей – это возможность помочь им сделать правильный шаг в будущее. Это и есть цел и результат настоящего учителя будущего.