Доклад на тему: «Использование практических методов и приемов, современных технологий в формировании музыкально-ритмических движений у дошкольников». (из опыта работы)

Куртамирова Мария Владимировна

Доклад на тему: «Использование практических методов и приемов, современных технологий в формировании музыкально-ритмических движений у дошкольников». (из опыта работы) Докладчик: Куртамирова Мария Владимировна, музыкальный руководитель «Детский сад № 48» г. Чебоксары Чебоксары, 2021. Добрый день, уважаемые коллеги. Разрешите представиться. Меня зовут Куртамирова Мария Владимировна. Я работаю музыкальным руководителем в детском саду № 48. Наш сад в этом году расширился, путем присоединения сада № 35, теперь у нас 2 корпуса, место моей работы 2 корпус. Наш век компьютеризации и информации ставит перед музыкальными руководителями детских садов много новых проблем, среди которых актуальной на сегодняшний день является проблема развития детей, формирование средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений, способностей, качеств личности. Именно музыка и движение формируют у ребенка свободу в творческом мышлении, дают возможность импровизировать, отдавая взамен ребенку эмоциональные реакции – радость, удовольствие. Через музыку и движение у ребенка развивается не только художественный вкус и творческое воображение, но и любовь к жизни, человеку, природе, формируется внутренний духовный мир ребенка. Музыкально-ритмические движения выполняют функцию психической и соматической релаксации, восстанавливают жизненную энергию человека и его самоощущение как индивидуальности. Чтобы вызвать у детей потребность в движении, я стараюсь разнообразить работу через использование современных технологий и инновационных методов и приемов, таких как: логоритмика, игроритмика, игропластика, «Зверобатика», Игротанцы, Коммуникативные танцы, Координационно-подвижные игры (музыкальные и речевые), Пальчиковые игры (музыкальные и речевые), Музыкально – подвижные игры. «Логоритмика» - это система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки, движения, слова. По сути это комплекс физических упражнений, сопровождаемый словами и музыкой. «Игроритмика» является основой для развития чувства ритма и двигательных способностей детей, позволяющих свободно, красиво и координационно правильно выполнять движения под музыку, соответственно ее структурным особенностям, характеру, метру, ритму, темпу и другим средствам музыкальной выразительности. Это специальные упражнения для согласования движений с музыкой, музыкальные задания и игры. «Игропластика»- представляет собой сочетание элементов гимнастических движений и упражнений стретчинга, выполняемых в игровой сюжетной форме, позволяющих детям свободно выразить свои эмоции. Это творческие задание –инсценировки, такие как: «Коза и козлята», «Волк и Красная шапочка», «Колобок». С детьми я обсуждаю, какими пластическими движениями можно передать действия персонажей и сюжет сказки. Детям подготовительной группы предлагаю самостоятельно выбрать движения под музыку, проявляя творчество и фантазию. «Зверобатика» Автором интересных способов передвижения для малышей является С.В.Реутский «Шпаргалки по зверобатике». Это акробатика, которая проще кувырка, это элементарные перемещения, которые подражают движениям зверюшек и насекомым. «Игротанцы» - это танцевальные шаги, элементы хореографических упражнений, направленные на формирование танцевальных навыков и развитию ритма дошкольника. Коммуникативные танцы, использование которых решает задачи: развития коммуникативных навыков, работы над ощущением формы, развития двигательной координации, развития чувства ритма. Координационно-подвижные игры (музыкальные и речевые) Такие игры крупномасштабно (через все тело) дают ощущение музыкальной динамики, темпа, исполнительского штриха, речевого и пластического интонирования, что является их музыкальным содержанием. Эти игры пронизаны идеей координации, которая выступает в них в роли двигательного «аккомпанемента», стимулирует развитие ловкости, точности, реакции, воспитывает ансамблевую слаженность. Пальчиковые игры (музыкальные и речевые). Ценность в пальчиковых игр в контексте развития музыкальности детей заключается в том, что они представляют собой первые опыты исполнительского артистизма, в которых характер исполнения фактически интонируется, обогащаясь ритмо-звуковыми модуляциями разговорной речи. «Музыкально – подвижные игры» являются любимым видом деятельности детей, придают им радостное и хорошее настроение («Веселый мячик», «Музыкальные змейки», «Кто быстрее», «Бубен»). Для каждого танцевального упражнения, музыкальной игры, я выбираю наиболее эффективный путь объяснения для данного задания, используя следующие методические приемы: показ, словесное объяснение, импровизацию, игру. Применение ИКТ при выполнении музыкально-ритмических упражнений, различных танцев помогает детям точно выполнять указания педагога, выразительно исполнять движения. Качественному исполнению танцевальных композиций способствует просмотр специально созданных видеороликов. • Видеоролики для правильного, красивого показа в процессе разучивания танцевальных движений, для оценки качества выполнения детьми музыкально-ритмических движений. Просмотр их формируют у детей способность к оценке качества своего творчества и творчества сверстников. Процесс разучивания танцев при помощи учебных видеороликов становится увлекательным. • Видеоряд, сопровождающий ритмодекламацию. Ритмодекламация – новый вид музыкально-ритмических движений, который сочетает в себе поэзию, музыку, движения и видеоряд. Передача образов вызывает у ребенка живой интерес, побуждает находить выразительную мимику, пластику движений. Дети просят многократно повторять ритмодекламации «О чем шуршат листья?», «Я рисую весну» и другие, созданные белорусским музыкальным педагогом М. Мишаковой. • Демонстрация на экране мультимедиа таблиц, при помощи которых дети выполняют перестроения и разучивают элементы танцев, закрепляя ориентировку в пространстве. Систематичность, постепенность, вариативность, последовательность – основные педагогические принципы, которыми я руководствуюсь в работе по формированию музыкально-ритмических движений. Так, например, применение мною различных вариантов заданий (разучивания игр, танцев, новых интересных элементов) позволяет заинтересовать детей, избавляет от скучного, однообразного повторения. Свободное и красивое исполнение танцев, игр детьми возможно только в том случае, если им предшествуют подготовительные упражнения, направленные на освоение необходимых двигательных, танцевальных навыков. Приведу несколько примеров применяемых мною в практике упражнений на движение. 1. Различные виды ходьбы. Ходьба и маршировка в различных направлениях, перестроения, упражнения с использованием предметов – все это формируют чёткую координацию движений рук и ног, улучшают осанку, учат ориентироваться в пространстве, закрепляют понятие левостороннего и правостороннего движения, учат воспринимать словесную инструкцию, тем самым развивают слуховое внимание ребенка. Например: «Зарядка», «Всадник», «Облака» (упражнения с ленточками), «Бег по кругу». 2. Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции. Эти упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. 3. Упражнения на активизацию внимания и памяти. На данных упражнениях воспитывается устойчивость и переключаемость внимания – способность переходить от одного действия к другому. Дети учатся распределять свое внимание между несколькими видами деятельности. Вместе с этим развиваются все виды памяти: моторная, зрительная, слуховая. «Бег врассыпную и построение в шеренгу», «В круг вставай». 4. Счетные упражнения. Эти упражнения позволяют задавать определенный темп и ритм выполнения движений. Это разнообразные считалки, музыкально-речевые разминки («Научим ножки танцевать», «Шаг», «Пружинки», «Поскоки»). 5. Речевые упражнения без музыкального сопровождения. Их суть – в ритмичном проговаривании стихотворного текста с одновременным выполнением действий. Стихотворный текст в этих упражнениях является ритмической основой для выполнения движений. Это позволяет совершенствовать общую и мелкую моторику, вырабатывает хорошую координацию действий. 6.Упражнения, формирующие чувство музыкального размера (метра). Эти упражнения направлены на различение сильной доли в музыке, они прекрасно формирует и развивает слуховое внимание. (Специальные упражнения для согласования движений с музыкой, ходьба на каждый счет и через счет, хлопки и удары ногой на сильные и слабые доли такта). 7.Упражнения и игры на развитие чувства темпа. Эти упражнения направлены на то, чтобы на основе музыкального темпа работать над темпом речи («Быстро-медленно», «Поезд», «Карусель»). 8.Упражнения в сопровождении пения. Пение прекрасно развивает дыхание, голос, формирует чувство ритма и темпа, улучшает дикцию и координирует слух и голос. Например: «В лес идем», «По тропинке мы пойдем». 9.Хореографические упражнения. Применение их способствует улучшению координации движений, осанки. Например: «Полуприседы и подъемы на носки», «Выставление ноги вперед и в сторону», «Прыжки выпрямившись, опираясь на опору», « Танцевальные шаги», «Шаг галопа вперед и в сторону», «Шаг польки», «Пружинные движения ногами на полуприседах», «Шаг с подскоком» и т.д. 10.Упражнения-импровизации такие как: «Что мы делали, не скажем», «На лугу», «Зеркало», «Мы артисты» и др. В своей работе над музыкально - ритмическими движениями опираюсь на различные методики и технологии авторских программ: программа по ритмической пластике «Ритмическая мозаика» и «Топ-хлоп, малыши!» А.И.Бурениной, «Танцевальная ритмика» Т.И.Суворовой, танцевально- игровая гимнастика «Са-Фи-Дансе» Ж.Е.Фирилевой, Е.Г.Сайкиной и другие. В заключение, хочется отметить, что используя современные технологии в своей работе, мы с детьми открываем для себя очень много нового и интересного: становимся креативными, позитивными, таким образом, становимся более профессиональными, грамотными, а самое главное эта работа доставляет нам удовольствие.