Сотрудничество с педагогами Омутнинского района по формированию нравственных качеств дошкольников

Зяблицева Лидия Николаевна

В средствах массовой информации уже на протяжении ряда лет можно увидеть немало статей людей неравнодушных к судьбе своей малой родины.

В год народного искусства и нематериального культурного наследия, а так же в преддверии 250- летия со дня основания г.Омутнинска, хочется рассказать об одной из форм сотрудничества педагогов Омутнинского района, взаимодействующих в данном направлении.

       Период модернизации Российского образования  ознаменован  переосмыслением миссии дошкольного образования,  как первого уровня его целостной  системы. 

   Обращаясь к Федеральному собранию,  президент Владимир Владимирович Путин сделал акцент на следующей фразе: «Мы должны строить свое  будущее на прочном фундаменте, и такой фундамент – патриотизм. Это уважение к своей истории, духовным ценностям, культуре народов на территории России…».

          В связи с этим,  усиливается   социальная значимость образования, что требует качественного обновления,  как  самого процесса дошкольного образования, так и деятельности педагога, который является ключевым фактором успешной реализации ФГОС ДО.

        Опираясь на обоснованную психологами,  сензитивность  периода дошкольного детства для формирования потребности в изучении родного края, становится очевидно:  грамотное и творческое руководство процессом формирования основ нравственности у  дошкольников напрямую зависит от профессиональных и  личностных качеств педагога, его готовности к совершенствованию профессиональных компетенций в соответствии с современными тенденциями развития дошкольного образования.

      Следовательно,  важно найти механизмы, позволяющие педагогу  соответствовать  содержанию  профессионального стандарта и ориентироваться в   постоянно меняющихся социально - экономических условиях.

       Одной из  форм организации группового взаимодействия  в системе непрерывного образования выступает методическое объединение педагогов Омутнинского района. В период становления и развития инноватики образования,  подобная форма является востребовательной и  эффективной.

Обращаясь к цитате американского государственного деятеля Даниэла Уэбстера: «Люди вместе могут совершить то, чего не в силах сделать в одиночку…», можно с уверенностью сказать, что  речь идет о сотрудничестве, как форме определенной  совместной работы по достижению определенной цели.

             Так в период с 2014 по 2018 год  была организована деятельность   методического объединения для педагогов Омутнинского района по теме: «Ознакомление с малой родиной как средство формирования нравственных качеств дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО». С небольшим перерывом в 2020 году и по сегодняшний день  РМО возобновило свою работу, выделив приоритетом  изучение культурного наследия родного города.

Районное методическое объединение стабильно посещают педагоги пяти образовательных учреждений Омутнинского района. Руководство деятельностью  РМО осуществляет Зяблицева Лидия Николаевна, воспитатель МКДОУ д/с № 19 «Сказка».

            Необходимо отметить, что любая  деятельности не возникает сама по себе. В нашем  случае вскрылась проблема недостаточности и разрозненности знаний  старших дошкольников о малой родине, как месте, где они родились и живут.

В детском саду реализуется авторская дополнительная программа по патриотическому воспитанию «Дошкольникам о малой родине».

         РМО ставит своей целью повышение профессиональной компетенции педагогов для достижения положительных результатов образовательной деятельности  по формированию нравственных качеств дошкольников средствами ознакомления с малой родиной, ее культурным наследием.

        С целью реализации  поставленных задач в  течение  каждого года проводилось по 3 заседания рабочей группы.  Немаловажным моментом в работе  профессионального сообщества является выбор форм проведения заседаний, таких как семинар-практикум,  круглый стол,  конференция, мастер-класс,  дискуссия, деловая игра «Банк идей», педагогическая гостиная, проектная деятельность, открытые  просмотры, экскурсии и др, что способствовало формированию интеллектуальной культуры участников РМО.

         Участники творческой группы имели возможность   рассмотрения  разных подходов к темам,  получали домашние задания, изучали методическую литературу, готовили сообщения из опыта работы. Педагогам была предоставлена возможность публичных выступлений с использованием  презентаций разной тематики, что способствовало обмену педагогическим опытом ведения деятельности с дошкольниками по ознакомлению с малой родиной и ее культурным наследием.

        Члены районного методического объединения имели возможность взаимодействия с социальными партнерами, к коим относим музейно - выставочный центр Омутнинского металлургического завода. Получению практических навыков способствовали  мастер – классы по изготовлению броши из ревелюра, дымковской игрушки,    открытые просмотры   интегрированной деятельности  в образовательных организациях по изучению  родного края и др.

          Сегодня, в условиях ограничительных мер, мы вынуждены видоизменять формы работы, создавать закрытые группы в социальных сетях, но это не  мешает участникам профессионального сообщества педагогов района внедрять новые идеи, творчески подходить к заданиям,  обмениваться опытом.

           Так, работа, проводимая в Омутнинском районе по ранней профориентации была органично вписана в наши планы и успешно реализована.

      Продуктом деятельности профессионального объединения станет разработка Путеводителя по ознакомлению с городом Омутнинском, предполагающего  наличие рекламной информации о достопримечательностях города, экскурсионных маршрутах, местах отдыха и досуга, необходимых телефонах справочно-информационной службы. Считаем данную деятельность актуальной, если учесть, что в этом году город Омутнинск отмечает 250 летний юбилей со дня основания.   

    Общеизвестно, что важным условием формирования нравственных начал дошкольников при ознакомлении с малой родиной, является создание предметно – пространственной среды, стимулирующей его познавательную активность. Поэтому на базе МКДОУ д/с №19 «Сказка» был организован конкурс уголков краеведения «Уголок России – отчий дом», с последующей ознакомительной экскурсией членов РМО.

         В конце каждого учебного года   профессиональное сообщество анализирует полученные результаты в соответствии с поставленными задачами и определяет перспективу на следующий год.

        Таким образом, педагоги  Омутнинского района,  активно работая над своими методическими темами, создают условия для приобщения дошкольников к истокам  изучения  культурного наследия родного края, что положительно  влияет на  воспитание нравственных качеств подрастающего поколения.

           Сотрудничество с педагогами Омутнинского района  есть  действенная форма развития их творческого потенциала и совершенствования педкомпетенций в деятельности по формированию начал нравственности  средствами ознакомления  дошкольников с малой родиной.

          Опыт работы в данном направлении был представлен на окружном фестивале инновационных идей «Качество.Развитие.Открытость» (Афанасьевский р-н), в рамках работы региональной  инновационной площадки при сотрудничестве с ВятГУ.

        Деятельность профессионального объединения отмечена Грамотами управления образования  за  высокий уровень методического сопровождения педагогов ОО Омутнинского района, мастерство,  инициативу и творческий подход.