Формирование экологического воспитания дошкольников через продуктивные виды деятельности (техника Квиллинг)

Костюкова Екатерина Валерьевна

Формирование экологического воспитания дошкольников через продуктивные виды деятельности (техника Квиллинг)

«Истоки способностей и дарований детей –

На кончиках пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут ручейки,

Которые питают источник творческой мысли.

(В.А. Сухомлинский)

Знакомство детей старшего дошкольного возраста с лекарственными растениями с использованием техники квиллинг.

Актуальность. Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Многие взрослые, а тем более дети не знают, как могут обыкновенные растения у нас под ногами помочь здоровью человека. Научив беречь и охранять, умение правильно пользоваться лечебными свойствами через продуктивную деятельность мы привьем любовь, наблюдательность, научим понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_ekologicheskogo_vospitaniya_doshkolnikov.docx27.85 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование экологического воспитания дошкольников

через продуктивные виды деятельности (техника Квиллинг)

«Истоки способностей и дарований детей –

На кончиках пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут ручейки,

Которые питают источник творческой мысли.

(В.А. Сухомлинский)

Знакомство детей старшего дошкольного возраста с лекарственными растениями с использованием техники квиллинг.

Актуальность. Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Многие взрослые, а тем более дети не знают, как могут обыкновенные растения у нас под ногами помочь здоровью человека. Научив беречь и охранять, умение правильно пользоваться лечебными свойствами через продуктивную деятельность мы привьем любовь, наблюдательность, научим понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней.

Цель. Познакомить детей старшего дошкольного возраста с лекарственными растениями с использованием технике квиллинг.

Задачи.

Образовательные:

  • Формировать знания о лекарственных растениях;
  • Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами квиллинга.
  • Обучать различным приемам работы с бумагой.
  • Формировать умения следовать устным инструкциям.
  • Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Обогащать словарь ребенка специальными терминами.

Развивающие:

  • Развивать мелкую моторику рук и глазомер;
  • Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию детей;
  • Развивать любознательность, наблюдательность, речь, сенсорные способности;
  • Словарный запас;
  • Знакомить с лекарственными травами нашего края.

Воспитательные:

  • Бережное отношение к природе;
  • Коммуникативные навыки, самостоятельность
  • Осуществлять трудовое и эстетическое воспитание.

Формы и методы.

  • Чтение художественной литературы;
  • Беседы;
  • Наблюдение
  • Консультация для родителей
  • Дидактические и подвижные игры
  • Рассматривание образцов выполненных работ.

Ожидаемые результаты. 

  • Узнают мир лекарственных растений;
  • Научатся различным приемам работы с бумагой;
  • Будут знать основные геометрические понятия и базовые формы квиллинга;
  • Будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга;
  • Научатся следовать устным инструкциям;
  • Разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.
  • Познакомятся с искусством бумагокручения;
  • Овладеют навыками культуры труда;
  • Улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы;

Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).

В педагогической энциклопедии определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.

Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.

В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.

Бумажная филигрань - старинная техника обработки бумаги, распространенная и в наше время, получившая название “квиллинг”. “Квиллинг” открывает детям путь к творчеству, развивает их фантазию и художественные возможности. Примечательно и то, что квиллингом с удовольствием занимаются и мальчики, и девочки.

Квиллинг (в переводе с англ. обозначает – БУМАГОКРУЧЕНИЕ) - искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции.

Польза квиллинга, как и многих других видов творчества, неоспорима.

1. Квиллинг развивает мелкую моторику у детей.

Мелкая моторика развивается начиная с младенческого возраста. Сначала ребёнок учится хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку, к двум годам он уже способен рисовать, правильно держать кисточку и ложку.

В дошкольном возрасте навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается круг действий, которые требуют согласованных действий обеих рук. А квиллинг является отличным инструментом чтобы закрепить и усилить эти навыки.

Попробуйте сами взять тоненькую полосочку бумаги и аккуратно скрутить ее в замысловатую фигуру. Трудно? А каково малышу? Сколько миллионов нервных окончаний он задействует пока создаст фигурку.

Все это стимулирует у детей усидчивости, внимания, зрительной памяти, образного мышления и речи.

2. Связь пальцевой моторики и речевой функции.

Учёные доказали, что около трети всей площади коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Поэтому развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики.

Занятия квиллингом с использованием логопедических приемов ненавязчиво, эффективно помогают избавиться от дефектов речи и пополнить словарный запас ребенка.

3. Самовыражение.

Занятия квиллингом безмерно развивают чувство прекрасного. Шедевры, которые рождаются из-под маленьких пальчиков невозможно недооценивать. Ребенок ТВОРИТ! СОЗДАЕТ!

Вдумайтесь - ребенок САМ СОЗДАЕТ!!! Каждый ребенок уникален - и игрушка, картина, поделка у него получается УНИКАЛЬНАЯ в своем роде.

А чем можно заменить мыслительный процесс, происходящий в голове ребенка в процессе создания?

Возможно, он собирался сделать машину, а в итоге получился дракон или снеговик. Реальность становится пластичной в пальцах ребенка. И ограничивается только его фантазией.

Кроме того занятия квиллингом развивают у ребенка чувство вкуса, что немаловажно для его дальнейшего эмоционального и эстетического развития.

4. Коррекция поведения ребенка с помощью творчества.

В каждом ребенке самой природой заложена потребность мастерить. Но, к сожалению, очень часто страх перед неудачей мешает раскрыться. Поэтому первый шаг - незаметно заинтересовать увлечь их самим процессом, не подчеркивая результат. (Творчество ради творчества). И убедить, что то, что получается и есть лучший результат.

Помочь ребенку поверить в свои силы и проявить себя — долгая и кропотливая работа. Чтобы добиться результата недостаточно показать и объяснить, как это сделать. Нужно делать вместе, активно участвуя в процессе, подсказывая и помогая. Очень важно создать атмосферу, в которой ребенок поймет, как важно доверительное общение, участие и помощь.

В итоге — тревожные дети становятся более спокойными, замкнутые — учатся доверять, а неусидчивые — направлять свою энергию в русло творчества.

Мне удалось вызвать у детей интерес к выполнению поделок в технике квиллинга, доставить им эмоциональное наслаждение и удовлетворение.

Дошкольный возраст – это период повышенного интереса к окружающей среде, поэтому основная задача педагогов, работающих с дошкольниками – формирование экологического сознания, воспитание экологической культуры.

Полученные знания детей по экологии будут, лучше и глубже усвоены, если будут закрепляться с помощью продуктивных видов деятельности.

Экологическое воспитание и образование - это необходимость нашего времени: детям и взрослым надо раскрывать суть биосферных процессов, показывать связь человека с природой, его зависимость от неё, раскрывать законы природы, её гармонию и красоту.

Малыши, проявляют повышенный интерес к окружающей среде. Но из-за отсутствия целенаправленной и единой работы детских садов, семьи и общественности у многих 6-летних и даже 5-летних детей формируется негативное отношение к некоторым ее объектам – в большинстве своем к насекомым и земноводным, что приводит к неправильным действиям детей. Они считают их «вредными», ненужными, не понимая их значения ни для человека, ни для окружающей среды.

Поэтому одна из приоритетных задач – это экологическое воспитание.

Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития экологических способностей, потому что в этом возрасте дети любознательны, обладают огромным желанием познать окружающий мир. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление подростков: оно еще не «задавлено» догмами и стереотипами, оно более независимо.

Продуктивная деятельность тесно связана с познанием окружающего мира. Вначале это непосредственное знакомство со свойствами материалов (бумаги, карандашей, красок, глины и т. д., познание связи действий с полученным результатом. В дальнейшем ребенок продолжает приобретать знания об окружающих предметах, о материалах и оборудовании, однако его интерес к материалу будет обусловлен стремлением передать в изобразительной форме свои мысли, впечатления от окружающего мира.

И эти виды деятельности предоставляют ему возможность наиболее легко в образной форме выразить то, что он знает, несмотря на нехватку слов.

Будучи напрямую связанным с важнейшими психическими функциями – зрением, двигательной координацией, речью и мышлением, продуктивные виды деятельности не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой, помогает ребёнку упорядочить бурно усваиваемые знания, оформить и зафиксировать модель всё более усложняющегося представления о мире. Наконец рисование, лепка, аппликация – это важные информационные и коммуникативные каналы.

В процессе продуктивных видов деятельности происходит более точное представление и осмысление нового материала.

Проблемой развития экологических знаний детей был заинтересован великий русский педагог К. Д. Ушинский (1861, 1864 гг.). Он горячо призывал расширить общение ребёнка с природой и сетовал: «странно, что воспитательное влияние природы, так мало оценено в педагогике».

По мнению современных педагогов и психологов в рисовании, лепке, аппликации ребенок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но, прежде всего, обогащает его представления о мире.

Продуктивная деятельность помогает координировать зрение и движения, овладеть формами, развивает чувственно-двигательную координацию. Достоинство рисования, лепки, аппликации в том, что эти виды творчества требует согласованного участия многих психических функций. Известный педагог И. Дистервег считал: «Тот, кто рисует, получает в течении одного часа больше, чем тот, кто девять часов только смотрит». Осознание ребёнка происходит быстрее, чем накопление слов и ассоциаций. И эти виды деятельности предоставляют ему возможность наиболее легко в образной форме выразить то, что он знает, несмотря на нехватку слов.

Вот почему, по мнению учёных, рисовать, лепить, вырезать ребёнку так же необходимо, как разговаривать. Ведь неслучайно Л. С. Выготский называл рисование «графической речью».

Рядом психологов созданы авторские программы, в которых представлены психологические аспекты экологического образования дошкольников: (программа А. Вересова "Мы земляне", программа Е. Рылеевой "Открой себя).

Творческий поиск педагогов и психологов в целом ряде программ направлен на развитие в детях эстетического отношения к природе и окружающему миру (программа Т. А. Копцевой "Природа и художник»). Большое значение в экологическом воспитании дошкольников имеют программы, направленные на становление начал экологической культуры через познание экологических закономерностей природы (программа Н. А. Рыжовой «Наш дом – природа», «Добро пожаловать в экологию» О. А. Воронкевич, С. Н. Николаева «Юный эколог»).

О тесной связи изобразительного творчества и интеллекта высказалась Н. П. Саккулина, которая выделила такие свойства специальных способностей к изобразительному творчеству, как активность воображения, образность мышления, чувств и восприятия.

Комарова Т. С. - разработчик детальной методики формирования у детей художественно-творческих способностей рассматривает познавательное развитие как средство, с помощью которого ребенок сможет выразительно и без особых затруднений создать любое изображение, выразить любой замысел.

Таким образом, можно сделать вывод: очевидна необходимость использования продуктивных видов деятельности для формирования экологического сознания дошкольников.

Литература:

1. Комарова Т. С. Детское изотворчество: что под этим следует понимать? // дошкольное воспитание. – 2005, -№ 2.

2. Комарова Т. С. Изодеятельность в детском саду: обучение и творчество/ Т. С. Комарова. - М. : Педагогика, 1990. – 134с.

3. Николаева С. Н. Юный эколог: программа и условия ее реализации в детском саду/ С. Н. Николаева. - М. : Мозаика-Синтез, 1999.

4. Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой // Воспитание дошкольников. -2000. -N 7. -с. 31-38.

5. Черкасова И.А., Руснак В.Ю., Бутова М.В. «От салфеток до квиллинга» Нетрадиционные техники работы с бумагой. - "Скрипторий 2003", Москва 2014

6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - "Просвещение", Москва 1991.

7.  Пищикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике. - " Скрипторий 2003", Москва 2012