"Метод наблюдения в умственном воспитании дошкольников"

Липисвицкая Галина Анатольевна

         Начальным этапом формирования наблюдения является дошкольный возраст. Такие исследователи, как Г.С. Филиппюк, П.Г. Саморукова, А.К. Матвеева, Н.И. Ветрова, В.А. Зебзеева охарактеризовали наблюдение как сложный вид психической деятельности, который включает в себя сенсорные и мыслительные процессы и опирающийся на эмоционально-волевые свойства личности ребёнка. Целенаправленные наблюдения позволяют сформировать как конкретные, так и обобщённые представления, а также научить детей определять и замечать наиболее значимые признаки наблюдаемых объектов и явлений. Поэтому наблюдение является основным методом развития наблюдательности  у дошкольников.С.Л. Рубинштейн  определяет наблюдение как результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности. Отечественные психологи выделили особенности наблюдения, которые позволяют его отличать от восприятия. Б.Г. Ананьев определил такие черты наблюдения: произвольность и планомерность; организованность и целенаправленность. Л.В. Занков  выделил следующие харакерные  особенности наблюдения: полнота восприятия частей и свойств объектов в соответствии с задачами наблюдения; умение подмечать малозаметные свойства предмета или явления. В педагогике существуют различные классификации наблюдений:1. по длительности-эпизодические, -длительные;2. по организации-плановые, - возникшие по инициативе детей;3. по месту проведения:- в естественных условиях; -в исскуственных условиях. 4.по колличеству участников:- индивидуальные, -коллективные, -групповые наблюдения. Сравнительные наблюдения применяются с целью заметить происходящие в окружающем мире изменения, проследить развитие, установить простейшие , последовательные и и причинные связи  наблюдений. П.Г. Саморукова и В.И. Логинова  назвали три вида наблюдений:1.- Распознающее наблюдение . Оно проводится  при ознакомлении с новыми предметами и явлениями, в ходе которого дети отвечают на вопросы: что это или кто это, каковы его свойства, признаки, проявления, как взаимодействуют с окружающим. В процессе данного вида наблюдения используются различные способы обследования объекта, речь, все анализаторы. 2.-Длительное наблюдение. В ходе данного наблюдения выявляются изменение и развитие наблюдаемого объекта. Длительное наблюдение предполагает использование  различных способов исследования и видов восприятия, также усиливается роль памяти( воспроизведение  прошлого  состаяния объекта). 3.-Воссоздающее наблюдение. Его цель- при помощи отдельных признаков определить предмет или целостную картину явления, на основе ранее полученных знаний. С.Н. Николаева  выделяет циклические наблюдения, которые подразумевают ряд взаимосвязанных наблюдений за одним и темже объектом в течение длительного времени.Каждое из наблюдений цикла должно иметь цель, содержание, не повторять другие наблюдения, но быть взаимосвязанным с ними. В итоге все наблюдения цикла формируют конкретные представления у детей  об объекте наблюдения. П.Г. Саморукова, Э.И.Залкинд, А.И. Васильева определяют одним из главных условиий для формирования у дошкольников деятельности наблюдений-целенаправленное, организованное руководство со стороны педагога. Г.С. Филиппюк проводила исследование особенностей развития наблюдения у дошкольников, входе которого она сделала следующие выводы:1. На данном возрастном этапе процесс наблюдения уже может быть преднамеренным, целенаправленным и осознанным под влиянием самого объекта. Поэтому при выборе объекта наблюдения следует учитывать такие особенности: он должен быть живым, интересным, вызывать эмоциональный отклик, любопытство. 2. Дети младшего дошкольного возраста способны к наблюдению с момента овладения речью и их деятельность нуждается в руководстве со стороны  педагога. 3. Особенности наблюдения дошкольников: а) дети принимают поставленную перед ними задачу. Однако дети младшего возраста не осознают её как познавательную, они следуют за педагогом, отвечают на вопросы и выполняют задания. Дети среденего и старшего возраста осознают задачу предстоящей деятельности, а последние подходят к её осуществлению творчески. .б) У детей начинает формироваться умение следовать плану наблюдения. Дети младшего возраста от него отклоняются по причине особенностей внимания и восприятия. Дети среденего возраста  иногда придерживаются плана, но могут отступать от него ввиду влияния отвлекающих ситуаций.. Дети старшего возраста  точно придерживаются плана. в) Дети способны отмечать существенные признаки, индивидуальные качества объектов, необходимые для узнавания и различения предметов окружающего мира.У детей формируется умение подмечать новое, а также видеть изменения, произошедшие с объектом. Таким образом, воспитательно-образовательная эффективность наблюдения заключается в положительном эмоциональном настроении детей на протяжении вмей деятельности. Проведение наблюдений возможно при условии специальной подготовки педагога, которая включает содержание наблюдения и организацию, время и место проведения наблюдения,количество детей, методические прёмы, которые разумно использовать  в каждой части наблюдения. Грамотное руководство наблюдениями позволяет научить детей выделять различные признаки объектов природы и ориентироваться в наиболее значимых, обнаруживать через них взаимосвязи растений, животных с явлениями неживой природы. Основной формой познания природы является-непосредственное наблюдение в природе во время прогулки. Прогулки широко используются для ознакомления детей с природой. Они позволяют расширить у детей представления о явлениях природы, протекающих длительное время. В младшем дошкольном возрасте продолжительность наблюдения составлят не более7-10 минут, в старшемдошкольном возрасте от15-25 минут.Прогулки следует проводить ежедневно. Объектами наблюдений могут быть: живая природа( растения и животные); неживая природа: сезонные изменения, явления природы(дождь, снег, ручьи); труд взрослых.При проведении прогулок используются следующие формы организации детей: группа целиком, небольшие подгруппы, индивидуально.. При проведении коллективных наблюдений используются такие приёмы: вопросы, загадки,с равнения, обследование, художественное слово.. Во время прогулок  проводятся индивидуальные наблюдения, которые способствуют возникновению самостоятельной мысли детей, а также нохождению нового и привлечению имеющегося опыта. Пргулки способствуют накоплению у детей  чувственного опыта, развитию любознательности, наблюдательности, а также доставляют радость, эстетическое наслаждение от общения с природой.