Культурное наследие России – детям

Сулина Светлана Александровна

Культурное наследие - это часть общественного, в том числе и государственного достояния, которая освоена культурным поколением людей и передаётся им по наследству следующему поколению.К культурному наследию относятся общественно признанные материальные и духовные ценности, являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры и сохраняемые обществом для поддержания социальной и этнической идентичности, а также передачи последующим поколениям. Как важный информационный потенциал, запечатленный в материальных объектах, явлениях, нормах морали и этики, философии и научных представлениях, культурное наследие жизненно необходимо человечеству для дальнейшего развития. Обязательными атрибутами наследия являются сохранность и востребываемость.Такой многоуровневой, сложной системой является культура. Считается, что структура культуры является одной из сложнейших в мире. С одной стороны, это уже накопленные обществом материальные и духовные ценности, наслоение эпох, времен и народов, сплавленных воедино. С другой стороны, это «живая» (т.е. сегодняшняя) человеческая деятельность, опирающаяся на оставленное наследие 1200 поколений нашего рода, оплодотворяющая и передающая это наследие тем, кто придет на смену ныне живущим.Исторически сложилось так, что Россия – Родина разных народов, страна, в которой проживают представители более ста шестидесяти народов и малых народностей: русские, татары, украинцы, чуваши, мордва, и др. И каждый из них по-своему самобытен и имеет богатые традиции. Все мы разные, но все вместе мы – одна большая семья, которая старается жить в мире, дружбе и согласии. Приобщая ребенка к культуре народов России, общечеловеческим ценностям, мы помогаем заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формируем основы самосознания и индивидуальности.                                                                                                                                                                                                                         Задачи: 1. Развивать представления детей о России как огромной многонациональной стране. 2. Приобщать детей к уникальной материальной и духовной культуре народов, населяющих территорию России, к их традициям и обычаям, нравственноэстетическим ценностям. 3. Формировать у детей духовно-нравственные качества (способность к различению добра и зла, уважение к старшим, сочувствие, отзывчивость, справедливость, вежливость, ответственность за порученное дело и др.) 4. Воспитывать желание познавать культуру своего народа, формировать бережное отношение к ней. Воспитывать бережное отношение к культуре других народов России. 5. Воспитывать патриотические чувства: любовь к родному краю, к Родине, уважение к тем, кто добросовестно трудится, уважение к людям других национальностей. 6. Формировать у детей культуру межнациональных отношений в условиях полиэтнического и поликультурного мегаполиса. 7. Организовать развивающую предметно-пространственную среду в группе с учетом этнокультурной специфики (создание уголков народной культуры). 8. Формировать у родителей детей компетентность по созданию условий этнокультурного развития ребенка в семье.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        Учитывая это, мы построили свою работу так, чтобы максимально приобщить детей и их родителей к истокам русской народной культуры через детский народный календарь Что представляет он собой? Это участие детей в трудовых буднях взрослых, в православных праздниках и календарных обрядах, сезонные игры и забавы, игрушки из природных материалов, игровой и обрядовый фольклор. Наш календарь мы начинаем с марта. Почему же? Весна - начало обновления природы и разгорание солнца. Её первый месяц - март - раньше открывал новый год. В марте встречаем весну, празднуем праздник «Сороки», печём жаворонки из ржаной муки. Здесь и «жаворонок в гнезде», «жаворонок с птенцами», узелком, верёвочкой и с ношей. Значение жаворонков одно - призывать «кормить» весну и её вестников в радостном ожидании пахоты и сева, молодого урожая. Потом мы встречаем Пасху. Мы украшаем вербное дерево поделками: цветами и, пасхальным голубочком из выдутого яйца, голубочком из соломы, так же выпеченным из теста вербным херувимом и благовещенской просвиркой. Кульминацией становится вербный ангелочек по принципу традиционной тряпичной куклы - закрутки. Этим вербным деревом мы украшаем группу, где говорим  о празднике Пасха и ее  традиционных играх с крашеными яйцами. Май – травень, по-народному. Вся майская народная обрядность целиком связана с важнейшими для крестьянина событиями года - пахотой, севом, выгоном скота на летние пастбища. Поэтому мы в своей избе лепим ржаное стадо с пастушком, а для прогулок изготовляем лоскутный мяч из кусочков ткани. Июнь знаменуется зелёными святками на Троицу. Печём «лесенки» и венки из крутого ржаного теста. Смысл обряда - помочь росту хлебов. Старинный обряд «завивание берёзы». Сначала готовим разные украшения: цветные ленты разной длины, бусы, венки. В июне обязательно - чучело для охраны огорода. Такое чучело мы поставим на участке своего детского сада. Июль - макушка лета. Заготавливаем травы, цветы для гербариев, а также глину на весь год для поделок. Главный праздник июля - Иван Купала. Особо почитается для крещения детей на Руси. Август. Серпень и жнивень. А у нас в саду Спас - всего про запас. Празднуем и Медовый, и Яблочный, и Ореховый одновременно. Не забываем и про изготовление жатвенных игрушек из соломы. Сентябрь. Осенушка-осень, мы тебя в гости просим. Сентябрь - богат на праздники. Фекла - свекольница - убираем свёклу, Никита репорез - дёргаем репу, а на Ивана Крестителя начинаем сбор картофеля. Делаем игрушки из картофеля: человечков, лесовичков, различных животных. Из картофельных «балаболок» с помощью птичьих перьев изготовляем «стрелялки», а потом соревнуемся - кто дальше кинет. Октябрь. Грязовик, свадебник. Время капустных посиделок. Шумно и весело проходят в нашем детском саду капустные посиделки.  А в дождливые октябрьские дни мастерим куклы - закрутки из ткани, разноцветных лент, лоскутков, чурочек, куклы травницы, зернушки – из зерна. Такие куклы можно сделать по мотивам народных сказок. Ноябрь - ворота зимы. Начинаем готовиться к зимним праздникам. Мастерим игрушки-забавы для малышей, замачиваем глину для рождественских «козулек». Отмечаем Кузьминки - первый зимний праздник. Играем в «молчанки», в «курилку», угощаем шаньгами. Декабрь. Идёт большая работа по изготовлению поделок к Рождеству - это рождественская звезда из цветной бумаги и картона – в январе, пошив сумки - лакомки для колядовщиков из холста и лоскутов. Туда складывают и конфеты, и монеты, и пряники, и шоколадки. Отсюда и название - сумка - лакомка. Наступает время святок, гаданий. И помогает детям понять смысл этой сказочной атмосферы калядки,проведенные музыкальным руководителем, педагогов. Взрослые знакомят детей с обрядами, традициями духовной и праздничной жизни русского народа. Педагоги вовлекают детей в водоворот событий, происходит передача свода правил, опыта, осуществляется преемственность поколений. Февраль - замыкает зиму. Мы встречаем Широкую разгульную Масленицу. Готовим праздничные ленты, оформляем карусель, учим заклички, песни: «У меня квашня по избе пошла», «Блины, мои блины», хороводы, катаемся с гор. Помогают нам в этом наши родители. Они наши главные помощники. Родители и дети становятся совместными участниками в театральных постановках: «Пасхальный колобок», «Рождественские посиделки», «Масленичные гуляния». Завершается годовой круг народного календаря. Дети внесли свой собственный вклад в русскую культуру, в сохранение традиции национальной духовности. Русские народные традиции чрезвычайно разнообразны: каждая местность отличается своими обрядами и обычаями. Многие из них теперь забыты, другие сохранились. Детский календарь с его играми и игрушками тоже имеет местные особенности. В беседах со сторожилами многое можно успеть записать. Так постепенно будут оживать детские народные календари России: сибирский, алтайский, телеутский и др. Протянутся ниточки культурной преемственности из прошлого - двадцать первый век. Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.