ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ С ДАРАМИ ФРЕБЕЛЯ В МАТЕМАТИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ Миронова В.И., старший воспитатель, МБДОУ «Детский сад № 20», г.Балахна Нижегородская область

Филиппова Светлана Николаевна
Аннотация. В статье представлен педагогический опыт МБДОУ «Детский сад № 20» по использованию в образовательной деятельности с дошкольниками дидактического пособия «Дары Фребеля», приведены конкретные методы и приемы работы по развитию математических представлений у детей. Ключевые слова: Фридрих Фребель, дары Фребеля, формы познания, математическое развитие, формирование элементарных математических представлений, игровые упражнения Фридрих Фребель – выдающийся педагог, теоретик дошкольного воспитания. Им была разработана система общественного дошкольного воспитания, благодаря чему произошло выделение дошкольной педагогики в самостоятельную область знания. Большое внимание Фридрих Фребель уделял сенсорному воспитанию: разработал систему сенсорного воспитанию дошкольников, в которой ведущее место отведено специально созданным развивающим и обучающим игрушкам – «дарам» и играм с ними. Фридрих Фребель предлагал три вида игр с дарами: «формы жизни» (создание изображений различных предметов, объектов), «формы познания» (использования даров для формирования математических представлений), «формы красоты» (выкладывание узоров). Идеи Фребеля развивались, совершенствовались, претерпевали трансформацию. К оригинальным дарам Фребеля современными педагогами-последователями идей Фребель-педагогики были разработаны дополнительные дары и модули, а также игровые наборы для младшего, среднего, старшего дошкольного возраста. В нашем МБДОУ «Детский сад № 20» мы начали использовать игровые наборы «Дары Фребеля» как «формы жизни», т.е. для создания изображений различных предметов, объектов в конструктивной деятельности. Далее стали рассматривать идею применения даров Фребеля в качестве «формы познания», т.е. для формирования математических представлений. Педагогами ДОУ на основе авторских игр Л.А Венгера, А.А.Столяра, З.А.Михайловой были разработаны игровые упражнения по формированию элементарных математических представлений с использованием даров Фребеля. При подборе и разработке игровых упражнений руководствовались выявленными проблемами в математическом развитии детей. В младшем дошкольном возрасте у детей были выявлены трудности в определении основных сенсорных признаков предметов: цвета, формы, величины, проблемы в развитии мыслительных умений. Для формирования у младших дошкольников представлений о цвете и форме педагогами были оформлены дидактические пособия для игровых упражнений с дарами Фребеля «Разноцветные картинки», «Спрячь мышку в норке». Пособие «Разноцветные картинки» состоит из сюжетных панно с частичным изображением предметов и явлений: лучики без солнца, стебли без одуванчиков, машина без колес, божья коровка без крыльев, гриб без шляпки, яблоня без яблок, дождик без тучи или туча без дождя и т.п. Взрослый предлагает игровую ситуацию: «На картинке пропали предметы красного (желтого, синего) цвета», ребенку необходимо подобрать изображения соотвествующего цвета и формы, используя дары №7 (геометрические фигуры), № 9 (полукруглые линии), № 10 (точки) Пособие «Спрячь мышку в норке» - это набор картинок основных цветов, на которых- изображение мышек в норках круглой, четырехугольной, треугольной формы. Игровая ситуация: «Спрячь мышку от кошки» мотивирует детей на использование дара №7: подбор геометрической фигуры соотвествующего цвета и формы, чтобы закрыть вход в норку. [1, c.83] С целью формирования у младших дошкольников представлений о величине проводим игровое упражнение «Три медведя» с использованием даров № 3,4,5,6. Создание проблемно-игровых ситуаций, проблемные вопросы побуждают детей конструировать стулья, кровати разной величины для трех медведей. Для развития мыслительных умений детей 3-х лет созданы дидактические пособия для игровых упражнений «Бусы для мамы», «Украшения для елочки». Ребенку необходимо проанализировать и выявить закономерность в чередовании элементов бус, елочной гирлянды, фонариков, флажков и воспроизвести последовательность, используя дар № 7 [1, c.78-79]. Старшим дошкольникам предлагаем уражнение на выявление закономерностей в чередовании изображений и заполнении пропущенных элементов. Например: «В сказочном городе построили домики для матрешек, но один домик пропустили . Как ты думаешь, какого домика не хватает? Построй этот домик. Какого он будет цвета?». Со временем даем более сложные задания на заполнение пропущенных фигур в 2-3-х горизонтальных и вертикальных рядах: дидактические игры «Заполни квадрат», «Заполни пустые клеточки» [2, c.12-13, 29] Помимо трудностей в развитии мылительных умений были выявлены пролемы в развитии элементарных математических представлений в среднем возрасте: в определении количественных отношений между множествами, в установлении величинных отношений между предметами, в определении времен года, - и в старшем дошкольном возрасте: в освоении состава числа из 2-ух меньших и измерительной деятельности. Для преодаления трудностей ребенку 5-го года жизни нужно было «перевезти груз» (в качестве груза использовали элементы даров Фребеля) в числовых вагончиках «Волшебного поезда», тем самым постигая отношения между числами, построить дорожки разной длины, разной ширины, чтобы помочь матрешкам перебраться через лужи, выложить картинки «осень», «зима», «весна», «лето», запоминая через практическую деятельность с дарами название времен года и их последовательность Создание дидактических пособий по формированию элементарных математических представлений у детей с использованием наборов «Дары Фребеля», использование игровых упражнений с ними способствовали динамике в математическом развитии дошкольников. Эта динамика обусловлена тем, что игровые задания, проблемно-игровые ситуации мотивируют ребенка на активное использование даров Фребеля, возможности, универсальность которых способствуют накоплению чувственного опыта (тактильно-двигательного, зрительного) как сенсорной основы для математической деятельности и последующего обобщения детских математических представлений. Список литературы 1. Венгер Л.А.Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн. для воспитателей дет.сада/Л.А.Венгер,Э.Г.Пилюгина,Н.Б.Венгер; Под ред. Л.А.Венгера.- М.Просвещение,1988.-144 с. 2. Давайте поиграем: Математические игры для детей 5-6лет: Кн. для воспитателей дет.сада и родителей/ Н.И.Касабуцкий, Г.Н.Скобелев, А.А.Столяр, Т.М.Чеботаревская; Под ред. А.А.Столяра. - М.: Просвещение, 1991.- 80 с. 3. Карпова Ю.В. Использование игрового набора «Дары Фребеля» в дошкольном образовании в соответствие с ФГОС ДО: Методические рекомендации/ Ю.В.Карпова, В.В.Кожевникова, А.В.Соколова; Под общ.ред. В.В.Кожевниковой. - М.:ООО «Издательство «ВАРСОН», 2014; Самара: ООО «ТД «Светоч», 2014.- 20 с. 4. Михайлова З.А, Непомнящяя Р.Л. Методы формирования элементарных математических представлений// журнал «Дошкольное воспитание».1988.№2.- с.33-36 5. Соловьева Е.В. Познавательное развитие детей 2-8 лет: математические представления: методическое пособие для воспитателей.- М.: Просвещение, 2018.- 174 с. 6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М: УЦ Перспектива, 2014.- 32 с.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_dlya_interneta_mironova.doc2.85 МБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

 

Комментарии

Отличное многофункциональное пособие! Его можно использовать во всех видах деятельности.Я применяю его как часть буквенного конструктора при обучении грамоте детей с ОВЗ . При этом формируется понятие о форме, цвете и зрительно -пространственные представления.