Пространственное восприятие

Котова Марина

Одним из важных направлений в развитии ребенка является пространственное восприятие. Как ребенок ощущает себя в этом мире относительно других объектов, устойчиво ли он стоит на ногах (в прямом смысле).

Пространственное восприятие – это умение человека осознавать отношения с собственным окружением (экстероцептивные процессы), а также с самим собой (интероцептивные процессы).

Когда мы говорим о пространственном восприятии, обычно под "пространством" мы подразумеваем всё, что нас окружает: предметы, объекты, люди и т.д. Однако пространство также является частью нашего мышления, поскольку мы храним в памяти полученный нами жизненный опыт.

Хорошее пространственное восприятие позволяет нам понять состояние окружающего нас мира и наше с ним взаимоотношение. К пространственному восприятию также относится понимание соотношения объектов при изменении их положения в пространстве. Кроме того, оно помогает нам представлять объекты в двух или трёх измерениях, что даёт возможность визуализировать их под различными углами зрения вне зависимости от перспективы, с которой мы смотрим.

Зрительная система: в сетчатке глаза находятся зрительные рецепторы, которые отвечают за информацию, получаемую от окружающей среды при помощи зрения.

Тактильно-кинестетическая система: находится вокруг тела человека и предоставляет информацию о положении различных частей тела, движении конечностей, а также характеристиках обнаруженных физических поверхностей, в том числе их скорости и неподвижности.

Самой важной характеристикой этой когнитивной способности является то, что с её помощью мы воспринимаем окружающий мир посредством размеров, форм, расстояний и т.д. Благодаря этому навыку мы можем воспроизвести предметы "в уме", как в 2D, так и 3D, а также предвидеть изменения в окружающем нас пространстве.

Пространственное восприятие важно и необходимо нам с самого детства, мы постоянно используем эту когнитивную способность. Например, когда мы идём, одеваемся или даже когда рисуем. С другой стороны, пространственное восприятие постоянно помогает нам не натыкаться на окружающие предметы. Когда мы ведём машину, мы стараемся не пересекать разделительные полосы, а также не задевать колёсами тротуар при парковке. В эти моменты мы обращаем внимание на дистанцию, положение и размеры объектов по отношению к нам. Даже когда нам нужно добраться до места, в котором мы раньше не были, нам нужно сориентироваться, и для этого также необходим данный навык.

Когда мы тренируем пространственное восприятие, мы развиваем способность осознавать расположение окружающих нас объектов. Для этого очень важно понимать расположение объектов, понятия дистанции, скорости и местонахождения (наверху, внизу, сверху, снизу и т.д.).

Пространственное восприятие может быть нарушено при некоторых расстройствах развития, таких, как аутизм, синдром Аспергера, церебральный паралич и другие. Страдающие этими заболеваниями не могут правильно воспринимать стимулы окружающего пространства, объединять их в единое целое и интерпретировать.

 

Игра «Куда я пойду, поеду».

Цель: развитие пространственного восприятия, ориентирование относительно себя.

Оборудование: лист ватмана или два склеенных вместе с нарисованными дорожками, картинки – конечная цель.

Вариант1.

Посмотрите дети, что здесь нарисовано? Ответы детей. Правильно, здесь нарисованы дорожки. Каждая дорожка ведет нас в какое-то интересное место: детский сад, магазин, парк развлечений, театр, цирк, зоопарк. А откуда мы выходим? Из дома, верно.

Чтобы дойти до выбранного места, нужно пройти по дорожке, но не просто так. Нам нужно называть, куда мы поворачиваем вправо или влево, или идем прямо, что бы мы не заблудились и пришли туда, куда хотели.

Кто первый? Куда ты хочешь пойти? Как ты пойдешь? (прямо, направо, прямо, налево) и я на месте! Молодец.

Вариант 2.

Тот же лист с рисунком дороги. Дети берут машинки и «едут» с их помощью туда, куда выбрали, так же проговаривая направление движения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prostranstvennoe_vospriyatie.docx14.29 КБ

Предварительный просмотр:

Одним из важных направлений в развитии ребенка является пространственное восприятие. Как ребенок ощущает себя в этом мире относительно других объектов, устойчиво ли он стоит на ногах (в прямом смысле).

Пространственное восприятие – это умение человека осознавать отношения с собственным окружением (экстероцептивные процессы), а также с самим собой (интероцептивные процессы).

Когда мы говорим о пространственном восприятии, обычно под "пространством" мы подразумеваем всё, что нас окружает: предметы, объекты, люди и т.д. Однако пространство также является частью нашего мышления, поскольку мы храним в памяти полученный нами жизненный опыт.

Хорошее пространственное восприятие позволяет нам понять состояние окружающего нас мира и наше с ним взаимоотношение. К пространственному восприятию также относится понимание соотношения объектов при изменении их положения в пространстве. Кроме того, оно помогает нам представлять объекты в двух или трёх измерениях, что даёт возможность визуализировать их под различными углами зрения вне зависимости от перспективы, с которой мы смотрим.

Зрительная система: в сетчатке глаза находятся зрительные рецепторы, которые отвечают за информацию, получаемую от окружающей среды при помощи зрения.

Тактильно-кинестетическая система: находится вокруг тела человека и предоставляет информацию о положении различных частей тела, движении конечностей, а также характеристиках обнаруженных физических поверхностей, в том числе их скорости и неподвижности.

Самой важной характеристикой этой когнитивной способности является то, что с её помощью мы воспринимаем окружающий мир посредством размеров, форм, расстояний и т.д. Благодаря этому навыку мы можем воспроизвести предметы "в уме", как в 2D, так и 3D, а также предвидеть изменения в окружающем нас пространстве.

Пространственное восприятие важно и необходимо нам с самого детства, мы постоянно используем эту когнитивную способность. Например, когда мы идём, одеваемся или даже когда рисуем. С другой стороны, пространственное восприятие постоянно помогает нам не натыкаться на окружающие предметы. Когда мы ведём машину, мы стараемся не пересекать разделительные полосы, а также не задевать колёсами тротуар при парковке. В эти моменты мы обращаем внимание на дистанцию, положение и размеры объектов по отношению к нам. Даже когда нам нужно добраться до места, в котором мы раньше не были, нам нужно сориентироваться, и для этого также необходим данный навык.

Когда мы тренируем пространственное восприятие, мы развиваем способность осознавать расположение окружающих нас объектов. Для этого очень важно понимать расположение объектов, понятия дистанции, скорости и местонахождения (наверху, внизу, сверху, снизу и т.д.).

Пространственное восприятие может быть нарушено при некоторых расстройствах развития, таких, как аутизм, синдром Аспергера, церебральный паралич и другие. Страдающие этими заболеваниями не могут правильно воспринимать стимулы окружающего пространства, объединять их в единое целое и интерпретировать.

Игра «Куда я пойду, поеду».

Цель: развитие пространственного восприятия, ориентирование относительно себя.

Оборудование: лист ватмана или два склеенных вместе с нарисованными дорожками, картинки – конечная цель.

Вариант1.

Посмотрите дети, что здесь нарисовано? Ответы детей. Правильно, здесь нарисованы дорожки. Каждая дорожка ведет нас в какое-то интересное место: детский сад, магазин, парк развлечений, театр, цирк, зоопарк. А откуда мы выходим? Из дома, верно.

Чтобы дойти до выбранного места, нужно пройти по дорожке, но не просто так. Нам нужно называть, куда мы поворачиваем вправо или влево, или идем прямо, что бы мы не заблудились и пришли туда, куда хотели.

Кто первый? Куда ты хочешь пойти? Как ты пойдешь? (прямо, направо, прямо, налево) и я на месте! Молодец.

Вариант 2.

Тот же лист с рисунком дороги. Дети берут машинки и «едут» с их помощью туда, куда выбрали, так же проговаривая направление движения.