Методика внедрения мультимедийных игр по финансовой грамотности для дошкольников в МБДОУ д/с № 52 «Белочка» г. Якутска.

Ирина Валерьевна Аркадьева

Мультимедийные игры по финансовой грамотности дошкольников позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика внедрения мультимедийных игр по финансовой грамотности для дошкольников в МБДОУ д/с № 52 «Белочка» г. Якутска.

Аркадьева Ирина Валерьевна,

Старший воспитатель

Дошкольник и экономика лишь на первый взгляд кажутся далекими друг от друга. А ведь область экономической деятельности – одна из жизненно важных, в которую ребенок погружается с детских лет. Малыши рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже и других финансово-экономических отношениях, овладевая таким образом экономической информацией на житейском уровне. Свой житейский опыт отрабатывают в игровой деятельности.

Современный ребёнок -  это прогрессивно развивающаяся личность, и данное развитие происходит не только через воспитание и социализацию в образовательном учреждении под патронатом педагога и родителей, но и по средствам различных гаджетов, имеющих выход в сеть Интернет.

Целью обучения детей финансовой грамотности в детском саду является: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

В самом раннем возрасте основой финансовой грамотности становится построение ребёнком определённых личностных качеств. К детям приходит понимание, что у вещей есть ценность и есть хозяин -это базовое представление, которое должно быть у современного человека. Ребёнок уясняет это к 2годам. В 3-4 года у ребенка происходит понимание различия в стоимости предметов, он начинает разбираться в видах профессиональной деятельности (продавец – продает, строитель – строит, водитель – водит машину). В 4-5лет дошкольник понимает операции обмена (бартер) – «ты мне конфету, я тебе монету», или «Ты мне конфету – я тебе машинку», появляются идеи сбережений. Ребенку можно объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, стоимость, цена; нравственными категориями: бережливость, честность, экономность, достоинство, щедрость. Дошкольник 5-7лет понимает, что такое деньги и как их использовать; знает откуда приходят и куда уходят деньги, к нему приходит понимание таких категорий, как риск, сбережения, процентные ставки. Появляется умение правильно относиться к рекламе, разбираться с ней.

Сделать финансовое воспитание понятным помогут в младшем возрасте -ролевые игры, сюжетно - отобразительные, а в старшем возрасте -  сюжетно – ролевые, дидактические мультимедийные игры. В таких играх дети узнают, что такое семья, знакомятся с профессиями людей, способами зарабатывания денег. Знакомятся с понятием потребности и ограниченность возможностей их удовлетворения.

Одним из новшеств последнего времени в работе воспитателей нашего детского сада стало активное использование различных мультимедийных средств при формировании основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Технологии не стоят на месте, и было бы не совсем правильным отказываться от их использования в работе.

В отличие от обычных средств обучения основам финансовой грамотности мультимедиа технологии значительно расширяют возможности воспитателей в сфере раннего развития. Они способствуют успешной реализации интеллектуальных и творческих способностей ребенка; позволяют не только насытить его большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и, что очень актуально в раннем детстве - учат самостоятельно приобретать новые экономические знания.

Мультимедийные игры по финансовой грамотности дошкольников позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей.

Структура мультимедийной дидактической игры:

1. Дидактическая задача - подчеркивает обучающий характер игры, направленность содержания на процесс познавательной деятельности, вытекает из программы воспитания и обучения в детском саду.

2. Игровая задача - определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка, вызывает желание и потребность решить её.

3. Игровые действия - основа игры, её сюжет, проявление активности детьми в игровых целях.

4. Игровые правила - определяют, что и как нужно делать в игре каждому ребенку, указывают путь достижения цели, воспитывают умение сдерживаться, управлять своим поведением.

В разных возрастных группах педагогическое руководство играющими детьми имеет свою специфику в соответствии с их психофизиологическими особенностями, но есть общие правила, которые воспитатель должен учитывать: необходимо создавать условия для игр, следует заботиться о постоянном обогащении игрового опыта детей; в поле зрения педагога всегда должны быть задачи развития у детей самостоятельности, навыков самоорганизации, творческого отношения к игре.

Экономическое обучение, осуществляемое с помощью мультимедийной игры, естественно для дошкольника.   У нас существуют игровые персонажи, с помощью которых ребёнок вовлекается в ситуацию. Это Рублик, Белка Копейкина, Денежка, пёс по имени Мани, Умка – финансист. Педагогами были разработаны следующие мультимедийные игры: «Юный финансист» 9 автор воспитатель Попова Т.Г), «Банк» ( автор воспитатель Иванова М.В), «Помоги Пете накопить на мечту» ( авторы воспитатели Фазульянова Н.Ю, Турдагина С.В),  « Мои первые деньги» ( автор воспитатель Максимова К.В); настольные дидактические игры: «Семейный бюджет» ( автор воспитатель Винокурова М.В), «Магазин» ( автор воспитатель Савченко Ю.А) , лэпбуки: «Что такое деньги? Для чего нужны деньги?» ( автор воспитатель Шадрина С.И).

Разработан комплекс методических заданий по основам финансовой грамотности. Широко используется  наш занимательный материал, так как это одно из важных средств воспитания у детей желания сосредотачивать внимание на проблеме, проявлять умственное напряжение. Когда дошкольник решает нестандартные задачи, то это способствует формированию и совершенствованию следующих умственных способностей: гибкость мыслительного процесса, смекалка, сообразительность, логика мысли, рассуждений, действий.

Таким образом, играя в финансовую грамотность, дети моделируют реальные жизненные ситуации, развивают фантазию, воображение и логику рассуждений, тем самым повышают интерес к экономическим знаниям. В сюжетно-ролевых, настольно-печатных, дидактических и интерактивных играх систематизируются представления детей о мире финансовых явлений, терминах, закрепляются представления о понятии «реклама» обогащается словарный запас, развиваются коммуникативные и творческие способности детей.