Должны ли дети быть послушными?

Луконина Анастасия Ивановна

Ожидая малыша, каждый родитель хочет сделать его счастливым… и «начинает делать».

Мы воспитываем, учим, объясняем, требуем, ограничиваем постоянными правилами – изо всех сил стараясь воспитать послушного ребенка, хорошего человека. Послушный, значит «удобный», «удобный» для родителей, для педагогов – для всех. За него не придется краснеть, он опрятен и вежлив, выполняет любую просьбу, в его комнате порядок. Все вокруг твердят: какой хороший у вас малыш!.. А СЧАСТЛИВ ЛИ ОН? Ведь именно к этому мы стремились изначально.

«Хороший» не синоним «послушный». Абсолютно послушный ребенок не имеет своего мнения и интересов, не умеет принимать решения – только слушаться, ставить цели – привык достигать тех целей, что поставила мама, он привыкает, что им руководят, не способен проявлять инициативу. А этого ли мы хотели?  Хотели, чтобы у ребенка не было своих интересов и своей воли? Ведь только так можно получить идеально сговорчивого, послушного, удобного ребенка.

Главная цель воспитания – счастливый ребенок, а в будущем и взрослый.

Ребенок счастлив, когда его любят, любят безусловной любовью, а не «за что-то». Каждый родитель скажет: так и есть, я люблю его, и хочу для своего малыша самого лучшего (лучший детский сад, игрушки и т.д.). А смог ли разглядеть ребенок среди всех наших требований и нотаций (из лучших побуждений, конечно) любовь?

Как же тогда воспитывать, если не ругать, не требовать. Один психолог сказал замечательную фразу: «дети нас не слушают, они на нас смотрят… мы воспитываемся ролевыми примерами.» А чтобы ребенок был послушным, его надо любить.