Консультация для родителей детей раннего возраста на тему: «ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ В СЕМЬЕ»

Хоменко Екатерина Алексеевна

Все родители хотят, чтобы их ребенок рос здоровым, сильным, крепким, выносливым. Готовность к здоровому образу жизни не возникает сама собой, а формируется у человека с ранних лет, прежде всего внутри семьи, в которой родился и воспитывался ребенок. В раннем возрасте ребенок еще не способен осознанно и адекватно следовать элементарным нормам гигиены и санитарии, выполнять требования ЗОЖ, заботиться о своем здоровье. Все это выдвигает на первый план задачу перед родителями по выработке у малышей умений и навыков, способствующих сохранению своего здоровья.

Безусловно, здоровье детей напрямую зависит от условий жизни в семье, санитарной грамотности, гигиенической культуры родителей.     Поэтому родители должны сами воспринять философию ЗОЖ и вступить на путь здоровья. Существует правило: "Если хочешь воспитать своего ребенка здоровым, сам иди по пути здоровья, иначе его некуда будет вести!".

Все родители хотят, чтобы их ребенок рос здоровым, сильным, крепким, выносливым. Готовность к здоровому образу жизни не возникает сама собой, а формируется у человека с ранних лет, прежде всего внутри семьи, в которой родился и воспитывался ребенок. В раннем возрасте ребенок еще не способен осознанно и адекватно следовать элементарным нормам гигиены и санитарии, выполнять требования ЗОЖ, заботиться о своем здоровье. Все это выдвигает на первый план задачу перед родителями по выработке у малышей умений и навыков, способствующих сохранению своего здоровья.

Безусловно, здоровье детей напрямую зависит от условий жизни в семье, санитарной грамотности, гигиенической культуры родителей.     Поэтому родители должны сами воспринять философию ЗОЖ и вступить на путь здоровья. Существует правило: "Если хочешь воспитать своего ребенка здоровым, сам иди по пути здоровья, иначе его некуда будет вести!".

Во-первых, соблюдение режима дня.

В детском саду режим соблюдается, а вот дома не всегда.        Необходимо объяснить детям, что нужно рано ложиться и рано вставать. И всегда соблюдать это правило.

 Во-вторых, это культурно-гигиенические навыки.

Дети должны уметь правильно умываться, знать, для чего это надо делать.

Вместе с детьми рассматривайте ситуации защиты от микробов и делайте вывод, который дети должны хорошо усвоить: не есть и не пить на улице; всегда мыть руки с мылом, вернувшись с улицы, перед едой, после туалета. Вместе с детьми посчитайте, сколько раз в день им приходится мыть руки;

В-третьих, необходимо прививать детям культуру питания.

Нужно есть больше овощей и фруктов. Рассказать малышам, что в них много витаминов А, В, С, Д, в каких продуктах они содержатся и для чего нужны.

-Витамин А - морковь, рыба, сладкий перец, яйца, петрушка. Важно для зрения.

-Витамин В - мясо, молоко, орехи, хлеб, курица, горох (для сердца).

-Витамин С - цитрусовые, капуста, лук, редис, смородина (от простуды).

-Витамин Д - солнце, рыбий жир (для костей).

В-четвертых, приобщать ребят к гимнастике, физическим занятиям, занятиям спортом, закаливанию и подвижным играм.

Физическое воспитание детей в семье - это очень серьёзная проблема в современном воспитании малышей. Родители считают заботу об укреплении здоровья детей делом важным, но лишь немногие по-настоящему используют для этого возможности физической культуры. Как правило, у взрослых, возникает интерес к проблеме воспитания привычки к здоровому образу жизни лишь тогда, когда ребёнку уже требуется психологическая или медицинская помощь. И в результате дети, особенно дошкольники, часто болеют, растут физически плохо развитыми. И к этому, к сожалению, привыкли как к своеобразной норме. Маленький – значит слабый, - считают родители, - его надо охранять, защищать, оберегать, но защищают и оберегают малыша часто совсем не от того, от чего следует. Родители внимательно следят, чтобы ребёнок не бегал слишком много и слишком быстро (вдруг вспотеет!), не прыгал (как бы не ушибся!), не лазал (а если упадёт?!), и, к сожалению, не очень задумываются о том, что их чрезмерная забота не делает ребёнка здоровее. Часто упускается из вида, что ключ к успеху в укреплении здоровья детей – в разумном физическом воспитании.

Физическое воспитание - составная часть интеллектуального, нравственного и эстетического воспитания ребенка. Поэтому, необходимо приучать ребенка к физкультуре и спорту. Наблюдения показывают, что родители обычно активны и изобретательны в создании хороших бытовых условий, в заботе о том, чтобы дети были красиво одеты, вкусно и сытно накормлены. Но чрезмерный комфорт и обильное питание при недостаточно активном двигательном режиме зачастую вырабатывают у детей бытовую лень, ослабляют здоровье, уменьшают работоспособность. Поэтому необходимо показывать своим малышам пример активной, интересной и подвижной жизни. Движение - основное проявление жизни, средство гармоничного развития личности. Важно обострить у ребенка чувство «мышечной радости» - чувство наслаждения, испытываемое здоровым человеком при мышечной работе. Необходимо помнить, что чувство «мышечной радости» есть у каждого человека от рождения. Но длительный малоподвижный образ жизни может привести к почти полному его угасанию. Не упустить время - вот главное, что надо знать родителям на этот счет. Ведущей системой в организме ребёнка, является скелетно-мышечная система, а все остальные развиваются в прямой зависимости от неё. Нагружая мышечную систему, вы не только воспитываете ребёнка сильным и ловким, но и развиваете его сердце, лёгкие, все внутренние органы. Бег, например, заставляет быстрее биться сердце. Естественно, с большим напряжением в это время работают лёгкие, почки, печень, так как усиливается обменные процессы. Таким образом, включение скелетно-мышечной системы в напряжённую работу ведёт к совершенствованию всех органов и систем, к созданию тех резервов мощности и прочности организма, которые и определяют меру здоровья.

     Движение – это путь не только к здоровью, но и к развитию интеллекта. Движения, особенно пальцев рук, стимулируют развитие мозга, разных его отделов. И чем раньше они войдут в жизнь ребёнка, тем лучше он будет развит. Правильно организованное физическое воспитание способствует развитию у детей логического мышления, памяти, инициативы, воображения, самостоятельности. Дети становятся более внимательными и наблюдательными, более дисциплинированными, у них укрепляется воля и вырабатывается характер. Занятия физкультурой и спортом также помогают сложиться важным качествам личности: настойчивости в достижении цели, упорству; положительные результаты этих занятий благотворны для психического состояния детей, особенно если это совместные занятия детей и родителей.

Такие занятия приносят положительные результаты:

-        пробуждают у родителей интерес к уровню «двигательной зрелости» детей и способствуют развитию у детей двигательных навыков в соответствии с их возрастом и способностями;

-        углубляют взаимосвязь родителей и детей;

-        предоставляют возможность позаниматься физкультурой за короткий отрезок времени не только ребенку, но и взрослому, при этом, родитель показывает ребенку те или иные упражнения и выполняет большинство из них вместе с ним;

Большое значение для всестороннего, гармоничного развития ребенка имеют подвижные игры. Участие ребенка в игровых заданиях различной интенсивности позволяет осваивать жизненно важные двигательные умения в ходьбе, беге, прыжках, равновесии, лазанье, метании.

Особенностью подвижной игры является комплексность воздействия на все стороны личности ребенка:

•        осуществляется физическое, умственное, нравственное и трудовое воспитание.

•        повышаются все физиологические процессы в организме, улучшается работа всех органов и систем.

•        развивается умение разнообразно использовать приобретенные двигательные навыки.

Дети, увлеченные сюжетом игры, могут выполнять с интересом физические упражнения много раз, не замечая усталости.

Увеличение нагрузки в свою очередь способствует повышению выносливости.

Замечательно, если родители учат ребенка, помогают ему и сами участвуют в соревнованиях и физкультурных мероприятиях в детском саду. Спортивные интересы в такой семье становятся постоянными.

 Здоровье - это счастье! Это когда ты весел и все у тебя получается.

Здоровье нужно всем - и детям, и взрослым. Желаем Вам быть здоровыми!

 

                                      Список литературы

1. Смирнова Е. О., Галиузова Л.Н., Мещерякова С.Ю. Методические материалы к комплексной образовательной программе для детей раннего возраста «Первые шаги» – 2-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2018.160с. – (ФГОС дошкольного образования).

2. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию дошкольных образовательных учреждений и родителей / под ред. Т.Н. Дороновой. - М.: Просвещение, 2005 - 191 с.

3.  Гундаров И.А. и др. Медико-социальные проблемы формирования ЗОЖ / И.А. Гундаров, Н.В. Киселев, О.С. Копина. - М.: Академия, 2009. - 120 с