Первичное консультирование родителей в дошкольной организации. Основные этапы.

Одна из сложностей психологического консультирования в дошкольной образовательной организации (ДОО) заключается в том, что заказчиком чаще всего выступает родитель, а клиентом – непосредственно сам ребенок. Ребенка часто предъявляют как основного носителя проблемы или симптома, хотя трудности имеются внутри семейной системы в целом. Поэтому важно как можно точнее выяснить ожидания и запрос родителей, чтобы выработать стратегию работы и психологической помощи ребенку. В этом педагогу-психологу поможет первичная беседа с ними. Как ее провести? Процесс психологического консультирования сначала и до конца можно представить в виде последовательности основных этапов, каждый из которых по-своему необходим, решает какую-либо частную задачу и имеет свои специфические особенности. Первичная консультация с родителями включает в себя следующие основные этапы: знакомство с семьей, установление контакта; * прояснение проблемы и ее видения каждым участником встречи; * формулирование запроса; * заключение психологического контракта. Рассмотрим подробнее содержание каждого этапа. Знакомство с семьей. Включает наблюдение за общением и взаимодействием в паре родитель-ребенок, сбор информации (кто был инициатором визита, состав и структура семьи, иерархические отношения, границы и эмоциональные связи внутри семьи, социально-культурный контекст, семейные правила, "мифы", ценности и проч.), активное слушание жалобы клиентов. Наблюдение за общением и взаимодействием в детско-родительской паре уже при входе в психологический кабинет многое говорит об их отношениях и трудностях. В это время значимыми становятся невербальные интеракции между членами семьи: как они рассаживаются, какие места занимают в кабинете, как двигаются, с какими интонациями или жестами обращается мама к ребенку, есть ли телесный контакт между родителем и ребенком, в какие моменты он возникает, пытается ли ребенок быть только на руках у матери или активно исследует игрушки и окружающее пространство. Также следует обратить внимание на то, как и во что играет ребенок, пока взрослые разговаривают, как он откликается, реагирует на мамин рассказ о семейных событиях и его жизни в целом.