Использование методов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста

Главная цель, которую ставят перед собой ТРИЗ - педагоги ─ это формирование у детей творческого мышления, т.е. воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности.

Методику ТРИЗ можно назвать школой творческой личности, поскольку её девиз - творчество во всем: в постановке вопроса, в приёмах его решения, в подаче материала. Учиться должно быть интересно. Главным условием развития личности ребенка является предоставление ребенку возможности самостоятельно проявить инициативу, творчество. ТРИЗ - технология подразумевает, что любое мнение и версия достойны рассмотрения.  

Одним из средств, обеспечивающих качественный и увлекательный процесс обучения, является система творческих заданий на основе методов и приемов ТРИЗ.

Я хочу остановиться на некоторых из них.

  1. Метод «мозговой штурм». Суть его в том, что в ходе непринужденной беседы предлагаются самые различные варианты решения предложенной задачи. Главным условием является запрещение  критики предложенных вариантов, более того, поощряются самые неожиданные предложения.

Игра «Как спасти колобка?»

— Каким должен быть колобок, чтобы его не съели животные?

— Какие предметы можно подарить колобку, чтобы его не съели в лесу?

— Кто может жить в лесу из героев других сказок и спасти колобка?

Из предложенных вариантов выбирается оптимальное решение проблемной ситуации. «Мозговой штурм» даёт возможность высказаться всем детям. У детей появляется уверенность, пропадает страх и ребенок вспоминает все, что знает.

 

2.Метод «эмпатии» ( личностной аналогии).

Предложить ребенку представить самого себя в качестве какого-нибудь предмета или явления в проблемной ситуации.

Игра «Покажи нам»

Представьте себя кастрюлей. Превратитесь в такую кастрюлю, про которую я говорю.

- Кастрюлю забыли помыть, оставили в раковине грязную. Что чувствует кастрюля? (ей неприятно, она липкая, неприятно пахнет).

- Кастрюлю помыли, сварили в ней вкусные аппетитные щи. Что чувствует кастрюля? (она довольна, ей приятно чувствовать себя нужной, полезной).

- Кастрюлю забыли убрать с огня, она пригорела, у нее сгорело дно. Что чувствует кастрюля? (ей больно, неприятно…)

Вы скажете, это похоже на игру драматизацию. Похоже, но не то! Драматизация – это программа действий с заранее известным исходом для ребенка,  а «эмпатия» - свобода действий.

 

  1. Метод фокальных объектов. Отлично развивает воображение и фантазию.

Суть метода заключается в том, что к определённому объекту "примеряются" свойства и характеристики других, ни чем с ним не связанных объектов. Сочетания свойств оказываются иногда очень неожиданными, но именно это и вызывает интерес.

Изначально нужно выбрать объект, с образом которого будем работать. Затем детям предлагается назвать три любых объекта. Затем дети называют как можно больше свойств и качеств названных объектов. Названные свойства и качества приписываются к изначально выбранному объекту, дети объясняют, как это может выглядеть и при каких условиях такое бывает.

Детям предлагаются два-три слова и быстро выделяются свойства каждого из названных предметов или явлений.

Например:  Стол – круглый, кухонный, пластмассовый

    Метеорит – искрящийся, горячий, стремительный

Затем, дается новое слово, к которому применяются уже названные свойства, например машина:  стремительная - быстро едет;  горячая - везет горячий хлеб; искрящаяся - летающая тарелка; кухонная - с которой продают готовый завтрак, обед, ужин и т.д.

Внимание детей фокусируется на выбранном объекте, на который случайным образом переносятся свойства других предметов. Получается целая «история», которую можно домыслить с детьми, развить в интересный рассказ.

Метод фокальных объектов направлен на развитие у детей творческого воображения, умения находить причинно-следственные связи между разными объектами окружающего мира, на первый взгляд, ничем не связанные друг с другом.

 

  1. Метод маленьких человечков (ММЧ). Суть его заключается в том, чтобы изучать

физические процессы и свойства разных предметов, подменяя, сложные пока для детского восприятия понятия «атомы и молекулы» более понятными «маленькими человечками».  Т.е. моделирование маленькими человечками развивает понимание сути природных явлений, состава вещества. Человечки в разных веществах ведут себя по-разному, например, в твёрдых телах они неразлучны, неподвижны и крепко прижимаются друг к другу, в жидких — находятся рядом друг с другом, но не так близко, наконец, в газообразных — очень шаловливые и постоянно двигаются. Следовательно, путём экспериментирования дети приходят к выводу о том, что когда вода превращается в лёд, человечки меняют свой характер и поведение.

Игра "Кубик” (на гранях которого изображены фигурки "маленьких” человечков и знаковые взаимодействия между ними). В игру можно играть в разных вариантах:

  1. Бросаем кубик, смотрим на «человечков» изображенных на грани, называем предмет, в котором могут жить эти «человечки».
  2. Воспитатель называет предмет, а дети должны изобразить «человечков», живущих в этом предмете. Примеры для определения свойств: шкаф, чай, дым, и другие.

 

  1. Метод типового фантазирования. Метод развивает фантазию, логическое мышление, воображение. Этот метод хорошо использовать при обучении детей творческому рассказыванию.

Придумывать, фантазировать можно не вслепую, а с использованием конкретных приемов:

  • уменьшение - увеличение объекта.

Прием "увеличения” Проснувшись однажды утром, жители города увидели, что трава в городе "выросла до пятого этажа”. Что будет происходить дальше? Кому это понравится, а кому нет? Какие проблемы возникнут у жителей города?

Прием "уменьшения”. Выросла репка маленькая-премаленькая. Продолжи сказку. Предложить уменьшить все автомобили в городе до размеров детских, игрушечных автомобилей. Как тогда люди будут решать проблемы с транспортом? Как использовать уменьшенные автомобили?

  • наоборот (добрый Волк и злая Красная Шапочка);
  • дробление - объединение (придумывание новой игрушки из частей старых игрушек или

невероятного живого, отдельные части которого представляют собой части других животных);

  • оператор времени (замедление - ускорение времени: нарисуй себя через много лет, нарисуй

своего будущего ребенка или какой была твоя мама в детстве);

  • динамика – статика. Применяется для изменения свойств объекта. Предварительно

необходимо определить, какие свойства объекта являются постоянными (статичными), а какие переменными (динамичными). Чтобы получить фантастический объект, нужно по приему "динамика” превратить постоянные свойства в переменные, а по приему "статика” – переменные свойства в постоянные.
Пример: Компьютер, измененный по приему "динамика”, мог бы изменять форму (превращать во что-нибудь). А человек, измененный по приему "статика”, имел бы всю жизнь, начиная с годика, одинаковый рост (рост взрослого человека).

 

Таким образом, использование в работе методов и приемов ТРИЗ позволяет  снять психологические  барьеры, убрать боязнь перед новым, неизвестным, сформировать восприятие жизненных и учебных проблем не как непреодолимых препятствий, а как очередных задач, которые следует решить.