Проект "Ступеньки к школе"

Зычкова Светлана Анатольевна

Для многих родителей 6 – 7 летних детей становится актуальным вопрос, связанный с поступлением в школу, и большинство из них, убеждены, что залог отличного обучения заложен в таких навыках, как умение читать, считать и писать. Но очень часто такие дети испытываю трудности при поступлении в школу: быстро утомляются, не могут сконцентрировать внимание, теряют интерес, мотивацию к учебе и многое другое. Это говорит о психологической незрелости ребенка на момент поступления в школу и является актуальной проблемой в настоящее время

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 2 «Искорка»

Московская обл., г. Протвино, ул. Северный проезд, д. 11, тел.8 (4967) 74-65-40 Сайт: www.iskorka.caduk.ru E – mail dsiskorka2@yandex.ru

Проект на тему

 «СТУПЕНЬКИ К ШКОЛЕ»

Ступеньки к школе.

Воспитатели: Зычкова С.А.

                         Зарубина Е.Е.

Г.о.Протвино

2022г.

Проект на тему «СТУПЕНЬКИ К ШКОЛЕ»

Актуальность проекта

Для многих родителей 6 – 7 летних детей становится актуальным вопрос, связанный с поступлением в школу, и большинство из них, убеждены, что залог отличного обучения заложен в таких навыках, как умение читать, считать и писать. Но очень часто такие дети испытываю трудности при поступлении в школу: быстро утомляются, не могут сконцентрировать внимание, теряют интерес, мотивацию к учебе и многое другое. Это говорит о психологической незрелости ребенка на момент поступления в школу и является актуальной проблемой в настоящее время.

Психологическая незрелость детей старшего дошкольного возраста является следствием слабого внимания взрослых к развитию познавательных психических процессов и личностных качеств ребенка в период дошкольного детства.

Также не стоит отбрасывать то, что растет количество гиперактивных детей, детей с мозговыми дисфункциями, органическими поражениями нервной системы, психосоматикой. Поэтому во время подготовки к школе нужно рассматривать и индивидуальные потребности таких детей.

Анализ педагогического наследия показал, что во все времена педагоги высказывали мысли о подготовке к школьному обучению. Она должна заключаться в правильной организации жизни детей, своевременном развитии их способностей, а также пробуждения интереса к школе и учению. (Я.А. Коменский, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Н.А.Добролюбов, К.Д. Ушинский, А.С. Симонович, Е.И. Водовозова, А.С. Макаренко).

Но главное, что необходимо ребенку - положительная мотивация к учению. Отношение ребенка к школе формируется до того, как он в нее пойдет. И здесь важную роль играет информация о школе и способ ее подачи со стороны родителей и воспитателей детского сада.

Таким образом, становится актуальна потребность в психологической подготовке дошкольника к обучению в школе, актуально проводить систему мероприятий, способствующих формированию «внутренней позиции школьников». Это требует от педагогов и родителей определенной компетентности. Значит, возникает потребность в организации мероприятий, позволяющих педагогам и родителям повысить эту компетентность. А педагогам, в этом направлении, перестроить свою работу в соответствии с ФГОС.

При подготовке к школе, педагоги должны ориентироваться на целевые ориентиры ФГОС, на основе которых на этапе завершения дошкольного образования ребенок должен обладать такими качествами, как:

  • Инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности.
  • Способность выбирать  себе род занятий.
  • Уверенность в своих силах, открытость внешнему миру, положительное отношение к себе и к другим.
  • Обладание чувством собственного достоинства.
  • Взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
  • Проявление в различных видах деятельности воображения, фантазии, творчества.
  • Подчинение разным правилам и социальным нормам.
  • Проявление творческих способностей.
  • Способность контролировать свои движения (уровень развития крупной  и мелкой  моторики).
  • Способность к волевым усилиям.
  • Проявление любознательности.
  • Склонность к наблюдению, экспериментированию.
  • Способность к принятию собственных решений.

Паспорт проекта

Разработанный проект «Ступеньки к школе», содержит развивающие занятия и мероприятия, направленные на развитие необходимых познавательных процессов, мотивации, уделять внимание формированию социально-психологической зрелости; развивать навыки общения, совместной деятельности и т.д.

Цель проекта: психологическое сопровождение ребенка дошкольного возраста. Направленное на становление его полноценного личностного и интеллектуального развития. Формирование адаптивных способностей. Задачи проекта:

Обеспечивать эмоциональное благополучие каждого ребенка, укрепляя психическое здоровье дошкольника;

Формировать у детей положительное отношение к обучению в школе включая в целостный пед.процесс, разносторонние формы совместной деятельности;

Развивать у детей предпосылки к учебной деятельности: коммуникативные и поведенческие навыки, познавательные процессы, адекватную самооценку, способствующие принятию новой социальной позиции "школьника";

Способствовать сотрудничеству, организации преемственности ДОУ со школой;

Повышать уровень компетентности воспитателей и родителей по вопросу формирования психологической готовности ребёнка к школе, разработав комплекс мероприятий, собраний, рекомендаций для родителей и педагогов в этом направлении.

Вид проекта: Информационно-практико-ориентированный, психолого-просветительский.

Продолжительность проекта: 2 месяца.

Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, педагоги, воспитатели, родители дошкольников.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

Сформированная «внутренняя позиция школьника» у детей подготовительной к школе группы ДОУ.

Повышение грамотности родителей в вопросах воспитания и обучения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросах подготовки детей к школе.

Реализация проекта

Этап

Содержание работы

Результат

Подготовительный

Изучение и анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме.

Постановка цели и задач проекта

Составление плана реализации проекта

Подбор художественной литературы на формирование внутренней позиции школьника

Н. Носов «Приключение Незнайки и его друзей»;

А. Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино»

Л. Фадеева «Мы теперь ученики»

Л. Воронцова «Подружки иду в школу»

Толстой Л.Н. Детство. Филиппок.

Айтматов Ч. Первый учитель.

Подбор материала для диагностики

Диагностика Т.А. Нежнова «Беседа о школе».

Анкета «Готов ли ваш ребенок к школе?»

Анкета «Педагог глазами родителей»

Анкета «Кризис 7 лет»

Тест «Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу?»

Анкетирование родителей по вопросам психологии детства.

Анкетирование педагогов.

Подбор материала для развития познавательных процессов

Картотека загадок о школе и школьных принадлежностях

Дидактическая игра

Интеллектуальная игра

Развивающая игра

Изготовление наглядно-информационного материала для родителей.

Папки-передвижки, информационные стенды

Основной

Работа с детьми

Проведение диагностики

Корректировка занятий по подготовке к школе по выявленным проблемам

Разработка рекомендаций по подготовке детей к школе для педагогов и родителей

Проведение занятий по подготовке к школе

Психологическая готовность детей к школьному обучению «В школу с радостью»

Развивающая работа, направленная на профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации

Беседы «О школе», «Школьная библиотека»

Формировать знания дошкольников о библиотеке и ее назначении, о школе

Презентация «Школа»

Продолжать воспитывать желание к школьному обучению, желание больше узнать о школе

Сюжетно-ролевая игра «Школа»

Закрепить в игре правила поведения в школе. Воспитывать дружеские отношения между детьми

Чтение литературы

Продолжать знакомить со школьным распорядком, с правилами поведения в школе. Воспитывать интерес к школьному обучению

Мероприятия «Путешествие в страну сказок»

Развивать внимание, память, мышление. Воспитывать умение детей осознанно подчиняться установленным правилам

Мероприятия «Здравствуй, школа»

Вызвать у детей положительные эмоции, поддерживать желание идти в школу

Интеллектуальная игра «Умники и умницы»

Упражнять дошкольников в умении рассуждать на различные темы. Учить самостоятельно находить решение поставленной задачи

Проведение игр в вечернее время.

Развитие познавательных процессов

Викторина «Скоро в школу»

Воспитывать умение работать в коллективе, побуждать детей к интеллектуальной творческой деятельности

Вечер загадок «Скоро в школу»

Развитие логического мышления

Выставка рисунков «Я будущий ученик»

Развивать фантазию и творчество дошкольников, совершенствовать мелкую мускулатуру руки

Выставка рисунков «Я рисую школу»

Развивать фантазию и творчество дошкольников, совершенствовать мелкую мускулатуру руки

Экскурсия в школу

Воспитывать интерес к школьному обучению. Знакомство с традициями школьной жизни

Работа с педагогами

Анкетирование

Оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса.

Памятка для воспитателей  «Готовим детей к школе»

Привлечение родителей к проблемам по психологической подготовке детей к школе

Рекомендации по итогам диагностики

Индивидуальная работа с детьми на развитие менее развитых познавательных психологических процессов

Консультации

Повышение профессиональной компетентности педагогов

Размещение информации на персональный сайт педагога-психолога и в разделе педагога-психолога на сайте ДОУ

Психолого-педагогическое просвещение по вопросам подготовки дошкольников к школе

Работа с родителями

Анкетирование

«Значимость компонентов психологической готовности» (по мнению родителей)

Цель: проанализировать особенности родительской позиции  по подготовке ребенка к обучению в школе.

Тест «Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу?»

Цель: изучение мнения родителей о готовности ребенка к школьному обучению; анализ умения принимать переживания ребенка.

Выявление  удовлетворенности родителей работой воспитателей

Анкетирование «Педагог глазами ребенка»

Выявление возможных проблем во взаимодействии с родителями и перспективы их устранения

Рекомендации по итогам диагностики

Мотивирование родителей на работу направленную на подготовку детей к школе.

Консультации по проблемам подготовки к школе.

Психологическое просвещение родителей, мотивирование на совместную подготовку детей к школьному обучению.

Педагогические гостиные «Психологическая готовность к школе»

Тема занятия: «Как победить лень»

Цели:

развитие слухового внимания, зрительной координации, воображения;

развивать в детях негативное отношение к лени;

побуждать и формировать желание трудиться, в частности учиться.

Задачи:  

показать разрушительную силу такого человеческого порока, как лень;

формировать творческие умения детей, способность к  самовыражению;

формировать эстетическое восприятие детей;

способствовать самораскрытию воспитанников,

возникновению желанию внимательнее присмотреться  к себе.

Оборудование: мяч, ватман, листы формата А4 на каждого ребенка

ХОД ЗАНЯТИЯ

Здравствуйте, ребята!

У нас сегодня будет настоящее сражение. Угадайте с кем или с чем? (Ответы детей) Мы будем сражаться с нашей ленью. Вы все её принесли из дома? Может быть, она у вас в портфелях, карманах, игрушках прячется? (Ответы детей)

Лень прячется в нас самих. А как можно победить без оружия? (Ответы детей) Её можно победить хорошими делами. А поможет каждому из вас лучик внимания.

А теперь мои маленькие друзья послушаем сказку.

 «Ленивец»

В Лесной школе все ученики добросовестно относились к заданиям. Медвежонок сначала тоже старался, но потом стал уставать, появились равнодушие и лень. Все чаще его находили на мягком диванчике. Маму Медвежонка это сильно беспокоило.

- До зимней спячки еще далеко, а ты, сынок, уже выглядишь сонным и вялым, - говорила она.

- Я решил зря силы не тратить! - ответил ей Медвежонок.

- Учиться, узнавать новое очень полезно для каждого, и ты это знаешь, сынок! - ласково произнесла Медведица.

- Не хочу больше учиться! Надоело мне! - проворчал Медвежонок. - Я думал, что это легко - быть школьником. Что все будет получаться само собой, а оказывается, надо трудиться. Не хочу!!!

- Конечно, иногда хочется быстрых результатов, - вздохнула мама. - Но ведь хорошо быстро не бывает!.

- Ну и пусть! Тогда я буду лежать целыми днями! - воскликнул Медвежонок и отвернулся к стене, чтобы не видеть расстроенной Медведицы.

- Любой ребенок или взрослый испытывает чувство усталости, но хороший отдых на воздухе, сон помогают справиться с этой проблемой и вернуться к работе. А если ты будешь лежать целыми днями, то превратишься в Ленивца.

- Что это такое? - поинтересовался Медвежонок.

- Не что, а кто. Это зверек, наверное, родственник обезьянки. А может, он и был когда-то давным-давно обезьянкой, пока с ним не произошла одна история. Так же, как ты, он почувствовал однажды сильную усталость от работы и объявил всему лесу о том, что он отказывается трудиться, а желает только лениться. Целыми днями напролет Ленивец висел на дереве вниз головой, потому что подняться или перевернуться ему лень. Насекомые поселились в его шерсти, а он даже не шевелился, когда его покусывали. "Лень!" - думал он. Конечно же, Ленивец не умывался, не расчесывал шерстку и не чистил зубы. Из-за этого он выглядел лохматым, грязным, с темными зубами и неприятным запахом. "Кому это нужно быть чистым и опрятным? Лень!" - продолжал размышлять Ленивец.

Обезьянки прыгали рядом, наслаждаясь сладкими бананами и вкусным кокосовым молочком. "Эй, Ленивец, поиграй с нами!" - кричали они ему. Но Ленивец молча наблюдал за своими подружками и медленно пожевывал листья с дерева, на котором он висел. "Даже есть лень!" - удивлялся сам себе Ленивец.

Жизнь протекала скучно и однообразно. Много интересного происходило рядом. Однако Ленивец продолжал неподвижно висеть на дереве. Вот и сейчас есть такой Ленивец в далеких лесах Америки, как яркий пример самого ленивого существа на свете.

- Ну что, сынок, ты хотел бы быть похожим на такого Ленивца? - закончила свой рассказ Медведица.

- Нет, не хочу! - твердо произнес Медвежонок. - Но можно я хоть отдохну немножко?

- Конечно, можно! Отдохни часок, а потом вновь за работу!

- Хорошо, мама! Я так и сделаю! - ответил Медвежонок.

Игра «Вратари»

Дети встают в круг и широко расставляют ноги («ворота»). Психолог с мячом выходит в центр круга и старается забить мяч руками в «ворота», а дети отбивают мяч руками.

Упражнение « Как выглядит лень»

Дети выходят к доске и с закрытыми глазами рисуют «лень», один –нос, другой – рот и т. д.

Упражнение «Бой с ленью»

Перед каждым – чистый листок бумаги. Лень, которую мы нарисовали на доске, нарисуйте теперь у себя на листочке. (Можно попросить детей нарисовать лень такого размера, какая она у них на самом деле) Сейчас мы будем с ней сражаться с помощью наших карандашей. Вы должны поместить лень за кирпичную стену или за решетку, чтобы она оттуда не могла выбраться.

Рефлексия

Беседа о том кому удалось справиться с ленью, что ему в этом помогло. Подведение итогов. Дети рассказываю, что им больше всего понравилось на занятии.

«Смешные страхи»

Цели: предоставить детям возможность актуализировать чувство страха и использовать собственные ресурсы в преодолении страха.

Оборудование: листы формата А4, карандаши

ХОД ЗАНЯТИЯ

Здравствуйте, дети! Направьте свои лучики внимания вверх, вниз, влево, вправо (можно на различные предметы, находящие в комнате), на меня.

Ребята сейчас послушайте новую сказку.

Cказка «Смешные страхи»

Наступило первое сентября. Каждому ученику понятно - в этот день дружно идем в школу! А для первоклассников - это особенный день: день знакомства со школой, с учителем, с классом.

Солнышко улыбалось нашим первоклассникам, еще теплый ветерок подгонял их в пути.

Аккуратные, красивые, с настоящими портфелями и с ярким букетом цветов приближались они к Лесной школе.

Около школы учеников встречал Учитель-Еж. Он внимательно рассматривал каждого ученика и добродушно улыбался. Букет ему очень понравился, Еж оценил старания ребят. "Спасибо!" - произнес Учитель, и его глаза засветились веселыми огоньками.

Сорока шумно приветствовала учеников звонком, который эхом разнесся по всему лесу.

- Прошу всех пройти в класс и выбрать парту, где вам будет удобно учиться! - торжественно произнес Еж.

Первоклассники осторожно проследовали за учителем, но, увидев светлый класс, осмотрелись и смело нашли себе подходящее место.

- На первом уроке сегодня мы будем знакомиться, - спокойно произнес Еж. - Вы расскажете, как вас зовут, чем любите заниматься.

Каждый из учеников рассказывал о своих любимых играх, мультиках, книгах и даже о любимых сладостях. Только Зайчонок ничего не рассказывал. Он сжался в комочек и спрятался за парту так, что выглядывали одни дрожащие ушки. Еж не сразу обратился к нему, подождал, пока все ученики выскажутся.

- А как тебя зовут? И чем ты любишь заниматься? - прозвучало над заячьим ушком.

- Я? Не-не-не знаю! - дрожащим голосом прошептал Зайчонок.

- Кто тебя так напугал? - забеспокоился Учитель.

- Бра-братишка... - ответил Зайчонок, - он сказал, что в школе меня проучат как следует, да еще будут наказывать хворостинками.

Все первоклассники рассмеялись.

- А что еще рассказывал твой братишка про школу? - продолжал спрашивать Еж.

- Он говорил... - уже смелее произнес Зайчик, - что у Вас очень острые иголки и что непослушных учеников Вы больно ими колете.

Еж, все ученики и даже сам Зайчонок дружно смеялись.

- Да, твой братишка - фантазер! - с улыбкой сказал Учитель-Еж. - Наверное, ему не хотелось отпускать тебя в школу, потому что не с кем будет играть. Вот он и придумал эти страшилки.

- Наверное... - уже спокойно отвечал Зайчонок, - еще он обиделся на меня за то, что я научился лучше его прыгать и бегать.

- А ты любишь бегать и прыгать? - уточнил Учитель.

- Очень! - радостно ответил Зайчонок.

- Очень хорошо! Значит, ты будешь на физкультуре лучшим учеником! А на перемене поможешь организовывать подвижные игры для отдыха.

После этих слов Учителя прозвенел звонок с урока, и Еж пригласил ребят в коридор отдохнуть.

Первоклассники с улыбкой выходили из класса, а Зайчонок уверенно шагал впереди всех.

Ребята, а что произошло с зайчиком, что он чувствовал, когда к нему подошел учитель и когда он выходил из класса?

Упражнение «Ищем страх»

Я вам предлагаю поискать наш страх.(Дети начинают заглядывать под столы, стулья, в шкафы, коробки, углы. Пока дети ищут страх, получается веселая разминка, со снятием психоэмоционального напряжения)

Мы нашли страх или нет? Где же он находится?(Ответ на это вопрос подталкивает детей на мысль что страх сидит в нас) А можно убежать от страха? А если он бегает очень быстро? А давайте с ним встретимся, и посмотри на него. Как мы сможем его увидеть? Давайте подумаем, чего же можно боятся. (Психолог рисует схематические картинки страхов на доске, которые придумываю дети). Что может боятся школьник и дошкольник?

А теперь ребята каждый найдет свой страх и нарисует у себя на листочке.

Упражнение « Перепрыгнем через свой страх»

Возьмите свой рисунок и пройдите на ковер. Сейчас мы через наш страх будем прыгать, как через костер. (На полу выкладываются детские рисунки и дети через них прыгают)

Упражнение «Чего боится страх?»

А как вы думаете, чего боится страх?(Ответы детей) Мне кажется что он боится шума. Чем мы будем шуметь? Верно, можно похлопать в ладоши и потопать. А теперь сомнем наши страхи и выкинем в корзину. И если когда-нибудь у нас появится страх, мы будем с ним делать то же самое – сминать и выкидывать.

Рефлексия.

Подведение итогов. Беседа о том как справиться с страхом... Дети рассказываю, что им больше всего понравилось на занятии.

Интеллектуальная викторина «Умники и умницы»

Цель: способствовать развитию познавательной активности, внимания, мышления; доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности; поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть в интеллектуальные игры, проявлять настойчивость, находчивость, смекалку, взаимопомощь; развивать воображение, речь; воспитывать умение работать в коллективе.

Ход викторины

Воспитатель: Добрый день уважаемые гости! Сегодня мы решили устроить небольшое испытание для детей – провести интеллектуальную викторину «Умники и умницы», чтобы выяснить, готовы ли вы к обучению в школе. И сейчас я предлагаю капитанам представить свои команды. Давайте поприветствуем их.

Сейчас я попрошу вас внимательно прослушать правила викторины:

1. Выслушивать вопросы внимательно.

2. Если готовы ответить, поднимайте флажок.

3. Не выкрикивать, не подсказывать.

4. Если игроки не знают ответ, право ответить получают участники другой команды.

Представление команд

А сейчас я хочу попросить капитанов представить свои команды.

Команда «Знайки»

Девиз:

Чтобы много-много знать

Нужно книжки всем читать!

Команда «Умники»

Девиз:

Мы пытливые умы

Мы с вопросами на ты!

Наша викторина пройдёт под девизом: «Живи увлекайся, но помни одно, что дружба на свете дороже всего».

Воспитатель: для объективной оценки наши конкурсы будет оценивать жюри.

Жюри:

1. …

2. …

3. …

Первый конкурс «Разминка»

Он состоит из 10 вопросов для каждой команды. Вопросы для разминки находятся в этих конвертах. Прошу капитанов подойти и выбрать конверт для своей команды.

Отвечать на вопросы надо по очереди, у кого окажется мяч, тот и отвечает. Итак, начнём.

Воспитатель. Вопросы для 1-й команды:

1. Последний месяц в году? (декабрь)

2. Корова в детстве? (телёнок)

3. Прибор для измерения времени? (часы)

4. Сказочный мальчик с деревянным носом? (Буратино)

5. Перечисли 7 дней недели?

6. Кто или что может быть горячим?

7. Сколько лапок у насекомых? (6)

8. Как называется главный город нашей страны? (Москва)

9. Окунь, карась, щука – кто это? (Рыбы)

10. Кто учит детей? (учитель)

Воспитатель. Вопросы для 2-й команды:

1. Последний день недели? (воскресенье)

2. Первый месяц осени как называется? (сентябрь)

3. Курица в детстве? (Цыплёнок)

4. Прибор для измерения температуры тела? (градусник)

5. Сказочная девочка с голубыми волосами? (Мальвина)

6. Кто самый главный человек на корабле?

7. В какое время года птицы вьют гнёзда?

8. Название страны, где мы живём?

9. Кто или что может быть колючим?

10. Куда дети ходят учиться?

Воспитатель Молодцы! Хорошо подготовились к соревнованиям. Сейчас жюри подведёт итог разминки.

Жюри объявляет результаты 1 конкурса.

2 Следующий конкурс «Моя Родина»

(задается вопросы командам чья команда поднимет вперед флажок та команда отвечает первой)

1. Как называется наша страна?

2.Назовите столицу России?

3. Какие цвета у флага России?

4. Как называется наш город?

5. Как называются жители нашего города?

6.Какая река протекает через город Карталы?

7. Как называется наша область?

Жюри подводит итоги, (вручается звездочка)

3 конкурс «Кто внимательный» типу игры «Четвёртый лишний»

В этом конкурсе одновременно принимают участие две команды. (поднимают флажок)

1. Какого здания нет в нашем городе (Дом культуры, аквапарк, кинотеатр, вокзал?

2. Какого пассажирского транспорта нет в нашем городе (Автобус, троллейбус, такси, маршрутка?

3. Какое дерево летом засыпает наш город «снегом» (Берёза, тополь, клён, рябина?

4. На какой улице находится наш детский сад (Ленина, Воротилина, Степная, Садовая).

4 конкурс  «Сказочный» «Отгадай сказку».  

Я вам буду читать загадку, а вы будете угадывать, про какую сказку я вам говорю.

В этом конкурсе одновременно принимают участие две команды. (поднимают флажок)

1. Куда отправился доктор Айболит по телеграмме? (в Африку)

2. Жених Мухи-цокотухи. (Комар)

3. Кого поймал в проруби Емеля? (Щуку)

4. Кем была в русской народной сказке лягушка? (Царевной)

5. Какой герой сказки носил красные сапоги? (Кот в сапогах)

6. Сестрица братца Иванушки. (Алёнушка)

7. Самый знаменитый житель Цветочного города. (Незнайка)

8. Из чего был сделан Буратино? (Из полена)

9. Кому несла Красная Шапочка пирожки и горшочек масла? (Бабушке)

10. Что купила Муха-цокотуха на базаре? (Самовар)

11. Какая избушка была у лисы в сказке «Заюшкина избушка»? (Ледяная)

12. Кто поймал золотую рыбку? (Старик)

13. Как звали маленькую девочку, которая родилась и жила в цветке? (Дюймовочка)

14. Из чего была сделана карета, в которой Золушка отправилась на бал? (Из тыквы)

15. Друг Винни-Пуха. (Пятачок)

5конкурс  « Отгадай загадки»

Каждая команда отвечает на 10 загадок

1. Она весну встречает - сережки надевает.

Накинута на спинку зеленая косынка.

А платьице в полоску. Узнаешь ты... (березку).

2. Он долго дерево долбил и всех букашек истребил.

Зря он времени не тратил, длинноклювый, пестрый... (дятел).

3. Добродушен, деловит, весь иголками покрыт.

Слышишь топот шустрых ножек?

Это наш приятель... (ежик).

4. Наш огород в образцовом порядке.

Как на параде построились грядки.

Словно живая ограда вокруг

Пики зеленые выставил... (лук)

5. Он круглый и красный, как глаз светофора,

Среди овощей нет сочней... (помидора).

6. На спине свой носит дом. Не нуждается не в ком.

При себе всегда пожитки у медлительной... (улитки).

7. Солнце греет и печёт

Ручеёк с горы течёт.

Тает снег, кругом вода,

Значит, к нам пришла (весна)

8. Стройный, быстрый,

Рога ветвисты,

Пасется весь день.

Кто же это? (олень)

9. Лейся дождь веселый,

Мы с тобою дружим!

Хорошо нам бегать

Босиком по (лужам)

10. Что за скрип, что за хруст?

Это что еще за куст?

Как же быть без хруста,

Если я (капуста)

Вопросы 2 – ой команде

11. Злая как волчица.

Жжется, как горчица!

Что ж это за диво?

Это же (крапива)

12. В коридоре топот ног,

То зовет всех в класс... (звонок).

13. Кто же ходит

В каменной рубахе?

В каменной рубахе

Ходит... (черепаха).

14. На ромашку у ворот

Опустился вертолет-

Золотистые глаза.

Кто же это?... (стрекоза).

15. Ходит длинный, пасть с клыками,

Ноги кажутся столбами,

Как гора огромен он.

Ты узнал, кто это?... (слон).

16.Время года отгадай:

Собирают урожай,

Разноцветный лес, красивый,

Мокнут скошенные нивы,

Тучи по небу гуляют,

Птицы к югу улетают,

Грибники в леса спешат,

Листья желтые летят,

Ежик листья собирает,

Свою норку утепляет. (Осень)

17.Комочек пуха,

Длинное ухо,

Прыгает ловко,

Любит морковку. (Заяц)

18. Снег на полях,

Лед на реках,

Ветер гуляет,

Когда это бывает? (Зимой)

19.Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный? (Волк)

20. Его пинают,-

Он не плачет,

Его бросают-

Назад скачет. (Мяч)

6конкурс «Математический»

В этом конкурсе одновременно принимают участие две команды. (поднимают флажок)

включает в себя логические задачи:

1. На дереве сидят 4 птицы: 2 воробья, остальные вороны. Сколько ворон на дереве?

2. 5 лисят песок копают, 3 на солнце загорают, 2 купаются в золе. Сколько всех, скажите мне?

3. У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок и собака Дружок. Сколько всего внуков у бабушки?

4. На клёне 5 веток. На каждой ветке по 2 яблока?

5. Сколько ушей у трёх мышей?

6. Сколько лап у двух медвежат?

Игра со зрителями «Хлопай топай»

Я буду называть слова – профессии .так вы хлопайте, а если вам кто не понравиться – топайте.

Машинист

Лодырь

Пианист

Обжора

Полицейский.

Почтальон

Хулиган

Продавец

Жадина

Библиотекарь

Водитель

Вредитель

Капитан

Таракан.

7 конкурс «Кому что нужно?»

1.Команда - представьте себе, что вы врачи. Из предложенных картинок вам необходимо выбрать те, на которых изображено все, что необходимо врачу, чтобы вылечить больного. Выбор картинок объяснить.

2. команда - представит себя пожарными. Из предложенных картинок вам необходимо выбрать те, на которых изображены предметы, необходимые пожарному, чтобы потушить пожар. Выбор картинок вы должны объяснить. На обсуждение вам дается 1 минута.

- А теперь решите, кто будет отвечать.

Конкурс № 8 «Собери птицу»

Нужно собрать разрезанные картинки. Чья команда первая справиться с заданием, возьмитесь за руки и поднимите их вверх, это будет сигналом готовности.

На разрезанных картинках изображены снегирь и синица, сорока, дятел.

Игра «Кормушка»

Ход и правила игры.

В центре зала лежит большой обруч – «кормушка», в ней мелкие одинаковые предметы. Малые обручи – «гнезда», «скворечники» , «дупла» - образуют большой круг, в них стоят дети – «птицы» по одному в каждом. Пока звучит музыка, дети переносят к себе в обруч по одному предмету, по окончании музыки – считаем, какая птица больше «набрала еды». Повторить 3-4 раза.

- Слово нашему жюри.

(Жюри оглашает итоги конкурсов. Награждаются участники викторины. Всем вручаются грамоты).

Вот и подошла к концу наша викторина, «Умники и умницы» вы очень достойно представляли себя и свою группу.  Мы говорим вам до свидания, до новых встреч! (Фотография на память).

Что значит эта загадочная

«ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ»?

Напомню: она состоит из трех направлений: физиологическая готовность, психологическая и социальная.

Уважаемые родители! Попробуйте сами проверить, готов ли Ваш малыш к обучению.

Для этого дайте себе ответы на вопросы, которые может задавать психолог при поступлении в школу.

1.Проведите простой тест на функциональную готовность ребенка к школе.

Потенциальный школьник должен дотянуться рукой через голову до мочки противоположного уха. Если ему это удалось – функционально ребенок готов к школе, поскольку длина тела и конечностей напрямую связана с развитием тормозной функции головного мозга.

2.Составьте с будущим первоклассником распорядок дня, вместе следите за его соблюдением. Систематически приучайте ребенка к новому режиму. Ложиться спать он должен не позднее девяти часов вечера, в том числе и в выходные. Минимум за полтора часа до сна следует прекратить просмотр телепередач, работу с компьютером, активные игры. Перед сном стоит прогуляться с ребенком на свежем воздухе, обсудить с ним прошедший день. Чтобы сгладить негативные эмоции раннего пробуждения, купите ребенку будильник, обыграйте ситуацию: «Ты уже взрослый, самостоятельный. Этот будильник будет только твоим, он поможет тебе вовремя вставать и везде успевать» или что-то вроде этого.

3.Не отправляйте ребенка одновременно в 1 класс и какую-нибудь секцию или кружок.

Само начало школьной жизни считается тяжёлым стрессом для детей.

4.У каждой личности должно быть свое пространство.

Если у ребенка нет своей комнаты, нужно организовать ему его учебный уголок: письменный стол, где он будет заниматься своим серьезным делом – учиться. Это хорошо и с точки зрения соблюдения правил гигиены – правильная посадка, позволяющая сохранить осанку, необходимое освещение

5.Понаблюдайте за своим ребенком и помогите ему «дозреть» до школьной жизни, обеспечить ему готовность к школе.

Может ли Ваш ребёнок:

1.Объяснить с помощью слов, чего он хочет, то есть не показывать пальцем, а сказать: куртка, конфета, цыплёнок?

2.Изъясняться связно, например: «Покажи мне...»?

3.Понимать смысл того, о чём ему читают?

4.Чётко выговорить своё имя?

5.Запомнить свой адрес и номер телефона?

6.Писать карандашом или мелками на бумаге?

7.Нарисовать картинки к сочинённой истории и объяснить, что на них изображено?

8.Пользоваться красками, пластилином, карандашами для творческого самовыражения?

9.Вырезать ножницами с тупыми концами, причём ровно и не поранившись?

10.Слушать и следовать полученным указаниям?

11.Быть внимательным, когда кто-то с ним разговаривает?

12.Сосредоточиться хотя бы на 10 минут, чтобы выполнить полученное задание?

13.Радоваться, когда ему читают вслух или рассказывают истории?

14.Положительно оценивать: я – человек, который многое может?

15.«Подстраиваться», когда взрослые меняют тему разговора?

16.Проявлять интерес к окружающим его предметам?

17.Ладить с другими детьми?

Анкета «Готов ли ваш ребенок к школе?»

Ответьте на вопросы анкеты и прочитайте получившийся результат.

Инструкция: Ответьте на предложенные вопросы. Варианты ответов: «да» или «нет».

1. Может ли Ваш ребенок самостоятельно заниматься каким-нибудь делом в течение 30 минут?

2. Умеет ли он составлять рассказы по картинкам (более чем 5 предложений), используя наречия, прилагательные и сложные предложения?

3. Быстро ли Ваш ребенок запоминает стихотворения и знает ли несколько стихов наизусть?

4. Умеет ли он считать до 10 и в обратном порядке? Считать до 100?

5. Может ли он решать простые задачи на сложение и вычитание?

6. Умеет ли Ваш ребенок читать по слогам?

7. Имеет ли он хорошую координацию движений?

8. Умеет ли он рисовать и раскрашивать?

9. Умеет ли Ваш ребенок обобщать - называть группу предметов одним словом? (посуда, города, мебель, транспорт, одежда, насекомые)?

10. Хочет ли он ходить в школу?

Интерпретация результатов:

За каждый положительный ответ, начисляйте себе по 1 баллу. Подсчитайте набранные баллы.

1 – 3 балла – Ваш ребенок пока не готов к школе.

4 – 6 баллов – ребенок условно готов к школе, но этого не достаточно для успешного усвоения школьной программы. Больше занимайтесь с ним, развивая все познавательные процессы (память, внимание, мышление, речь, воображение), а также мелкую моторику рук и усидчивость.

7 – 10 баллов – Ваш ребенок полностью готов к началу регулярного школьного обучения.

Анкета «Психосоциальная зрелость будущего первоклассника»

1. Назови свою фамилию, имя, отчество.

2. Назови фамилию, имя, отчество мамы, папы.

3. Ты девочка или мальчик?

Кем ты будешь, когда вырастешь, женщиной или мужчиной?

4. У тебя есть брат, сестра? Кто старше?

5. Сколько тебе лет? А сколько будет через год? Через два года?

6. Сейчас утро или вечер? День или утро?

7. Когда ты завтракаешь - вечером или утром? Обедаешь - утром или днем? Что бывает раньше - обед или ужин?

8. Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.

9. Кем работает твой отец, мать?

10. Ты любишь рисовать? Какого цвета этот карандаш (ленточка, платье)?

11. Какое сейчас время года- зима, весна, лето или осень? Почему ты так считаешь?

12. Когда можно кататься на санках - зимой или летом?

13. Почему снег бывает зимой, а не летом?

14. Что делает почтальон, врач, учитель?

15. Зачем нужны в школе звонок или парта?

16. Ты сам(а) хочешь пойти в школу?

17. Покажи свой правый глаз, левое ухо. Для чего нужны глаза, уши?

18. В какое время с деревьев опадают листья?

19. Что остается на земле после дождя?

20. Каких животных ты знаешь?

21. Каких ты знаешь птиц?

22. Кто больше: корова или коза? Птица или пчела? У кого больше лап: у собаки или у петуха?

23. Что больше - 8 или 5, 7 или 3? Посчитай от 3 до 6, от 9 до 2.

24. Что нужно сделать, если нечаянно сломаешь чужую вещь?

25. Хочешь ли ты идти в школу?

26. Как ты думаешь, что хорошего, интересного будет в школе?

27. Как, по-твоему, тебе лучше будет учиться: дома с родителями, в школе с учительницей или если учительница будет приходить к тебе домой?

Оценка ответов. Все баллы суммируются в соответствии с математическими правилами.

1 балл - за правильный ответ на все подвопросы одного пункта (за исключением контрольных).

0,5 балла - за правильные, но неполные ответы на подвопросы пункта.

Правильными считаются ответы, соответствующие поставленному вопросу:

Папа работает инженером. У собаки лап больше, чем у петуха.

Неверными считаются ответы типа: Мама Таня, папа работает на работе.

К контрольным заданиям относятся вопросы: 5, 8, 15, 24.

Они оцениваются следующим образом:

№ 5 - если ребенок может вычислить, сколько ему лет - 1 балл, если он называет года с учетом месяцев - 3 балла.

№ 8 - за полный домашний адрес с названием города - 2 балла, неполный - 1 балл.

№ 15 - за каждое правильно указанное применение школьной атрибутики - 1 балл.

№ 24 - за правильный ответ - 2 балла.

Пункт 16 оценивается совместно с пунктами 15 и 17.

Если в пункте 15 ребенок набрал 3 балла и дал положительный ответ на пункт 16, то в протоколе отмечается положительная мотивация к обучению в школе (общая сумма баллов должна быть не менее 4).

Результат

27-32 баллов - ребенок считается школьно-зрелым.

23-26 балла - ребенок считается средне-зрелыми.

17-22 баллов - низкий уровень психосоциальной зрелости.

Тест для родителей «Готов ли ваш ребенок к школе?»

Результаты анкеты позволят Вам определить, что следует развивать у ребенка при его подготовке к школе.

Поставьте знак + против высказываний, с которыми Вы согласны. Те ответы, которые остались пустыми – это план вашей работы с ребенком до 1 сентября и всю первую четверть.

1.Хочет ли ваш ребенок идти в школу?

2.Привлекает ли его в школе то, что он там много узнает?

3.Может ли он заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточения в течение 30 минут, например, собирать конструктор?

4.Верно ли, что ваш ребенок в присутствии незнакомых взрослых не стесняется?

5.Умеет ли он составлять рассказ по картинке не короче, чем из пяти предложений?

6.Может ли ваш ребенок рассказать наизусть несколько стихотворений?

7.Умеет ли он изменять существительные по числам? (единственное и множественное число)

8.Умеет ли ваш ребенок читать по слогам или целым словам?

9.Умеет ли он считать до 10 и обратно?

10.Может ли ваш ребенок решать простые задачи на вычитание и прибавление единицы?

11.Верно ли, что ваш ребенок имеет «твердую руку» (при использовании пишущих предметов)?

12.Любит ли он рисовать или раскрашивать картинки?

13.Может ли ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем?

14.Может ли он собрать разрезную картинку из 5 частей за 1 минуту?

15.Знает ли ваш ребенок названия диких или домашних животных?

16.Может ли он обобщать понятия, например, назвать одним словом «овощи» помидоры, морковь, лук?

17.Любит ли ваш ребенок заниматься самостоятельно – рисовать, собирать мозаику и т.д.?

18.Может ли он понимать и точно выполнять словесные инструкции?

Если Вы ответили "ДА", то поставьте 1 балл, если Вы написали "НЕТ", то поставьте 0 , затем сложите все ответы.

Количество утвердительных ответов составляет:

15-18 баллов - можно считать, что ребенок вполне готов к тому, чтобы идти в школу.

Вы не напрасно с ним занимались, а школьные трудности, если и возникнут, будут легко преодолимы;

10-14 баллов - вы на правильном пути, ребенок многому научился, а содержание вопросов, на которые вы ответили отрицанием, подскажет вам точки приложения дальнейших усилий;

9 и меньше- почитайте специальную литературу, постарайтесь уделять больше времени занятиям с ребенком и обратите особое внимание на то, чего он не умеет.

Уважаемые родители! Результаты могут вас разочаровать.

Но помните, что все мы - ученики в школе жизни. Ребенок не рождается первоклассником, готовность к школе - это комплекс способностей, поддающихся упражнению.

Если Ваш ребенок готовится стать учеником, Вы можете предложить ему следующую анкету.

Попросите ребенка выразить своё отношение к содержащимся в ней утверждениям, знаками «+» или «-» зафиксируйте его ответы. Это поможет Вам лучше узнать мотивы, которыми руководствуются Ваш малыш при поступлении в школу.

Анкета «Я - первоклассник»

1.Когда я пойду в школу, у меня появится много друзей.

2.Мне интересно, какие у меня будут уроки.

3.Я буду приглашать на день рождения весь класс.

4.Я хочу, чтобы урок длился дольше, чем перемена.

5.Когда пойду в школу, я буду хорошо учиться.

6.Мне интересно, что в школе дают на завтрак.

7.Самое лучшее в школе, это каникулы.

8.Мне кажется, что в школе интереснее, чем в саду (дома).

9.Главное, что в школу носят рюкзак с книгами, тетрадками, ручками и карандашами.

10.Хочу всему научиться.

11.Не хочу ходить в детский сад.

12.Я хочу в школу, потому что мои друзья тоже идут туда.

13.Если бы я мог (могла), я пошел (пошла) бы в школу ещё в прошлом году.

Если ребенок согласился с пунктами:

2,4,5,8,10,13 – ребенок понимает, что такое школа, относится к ней положительно, хочет туда идти, будет учиться с интересом - мотивация сформирована;

1,3,6,7,9,11 – он хочет в школу, но привлекает пока она не учебой, а новыми друзьями и играми - мотивация не сформирована!

Если вы опасаетесь за успехи своего ребенка, советуем вам не сосредотачиваться на выработке конкретных навыков - не стоит "дрессировать" его на сложение и вычитание, чтение по слогам. Методические приемы обучения в начальной школе постоянно меняются, существует множество авторских программ, и ваши усилия могут пойти вразрез с ними, что только затруднит в дальнейшем обучение ребенка.

Полезные советы и рекомендации:

1. Куда полезнее будет использовать общеразвивающие упражнения, полезные для укрепления восприятия, памяти, внимания, тонкой моторики рук.

2. Учите ребенка обращать внимание на то, как звучат слова - предлагайте ему внятно повторять слова, как русские, так и иностранные, знакомые и незнакомые ("электрификация", "магистратура" и т. д.).

3. Разучивайте с ним стихи, скороговорки и сочиняйте сказки. Просите повторять наизусть услышанный текст и пересказывать его своими словами. Вспомните коллективные игры типа "Барыня прислала сто рублей" - они развивают произвольность действий, сосредоточенность, обогащают речевой запас детей.

4. Очень полезно запоминать различные предметы, их количество и взаиморасположение; обращайте внимание ребенка на детали пейзажа и окружающей обстановки.

5. Не забывайте почаще просить его сравнивать различные предметы и явления - что в них общего и чем они отличаются.

6. Предложите ребенку запомнить последовательность цифр (например, номера телефонов).

7. Хорошо стимулируют развитие концентрации внимания игры-лабиринты, в которых нужно "проследить" дорожку персонажа, а также задание на сравнение двух почти одинаковых рисунков.

8. Не пренебрегайте занятиями, развивающими и укрепляющими мелкие движения рук: лепка, рисование, аппликации, игры с конструкторами типа LEGO - все это создает предпосылки для формирования хорошего почерка и способствует развитию мышления ребенка.

Используйте подручные средства - можно отделить горох от кукурузы или бобов, рассортировать пуговицы, разложить спички.

9.Хорошие манеры ребенка — зеркало семейных отношений.

«Спасибо», «Извините», «Можно ли мне...», обращение к взрослому на «Вы», должны войти в речь ребенка до школы. Учите ребенка быть вежливым и спокойным в обращении и отношении к людям (и взрослым, и детям).

10. Не забывайте, что ребенок еще несколько лет будет продолжать играть.

Ничего страшного в этом нет. Наоборот, в игре ребенок тоже учится. Лучше поиграйте вместе с ним и в процессе выучите какие-нибудь понятия (например: левый – правый).

На сегодняшний день одной из самых распространенных родительских ошибок является стремление вырастить вундеркинда. Еще до поступления в школу ребенка обучают большей части учебной программы первого класса, и ему становится неинтересно на уроках. Конечно, родителям хочется, чтобы их ребенок хорошо учился и вообще был «самым-самым». Однако, если Ваш ребенок действительно гений, то он все равно проявит себя. А перегрузка ребенка занятиями может сказаться на его здоровье и желании учиться.

Подготовка ребенка к школе должна заключаться просто в его общем развитии – процессов внимания, памяти, мышления, восприятия, речи, моторики.

Необходимо заниматься не закладыванием в ребенка различных знаний, а расширением его кругозора и представлений об окружающем мире. И, как бы ни продвигались объективные успехи вашего ребенка, старайтесь создавать здоровый настрой перед школой, при котором он бы стремился к знаниям, не боялся плохих отметок и был уверен в том, что, отличник или двоечник, он все равно для вас самый любимый!