Участие в научно-практической конференции

Михайлова Инна Павловна

Направленность: развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста.

Предпосылки:обогащение материально-технической базы и развивающей среды музыкального кабинета.

Вид: учебно-методическое пособие.

Предназначение: дети 5-7 лет.

 

Актуальность

Для дошкольников музыкальное развитие происходит в виде различной игровой деятельности.

Одним из действенных средств развития музыкальных способностей являются музыкально-дидактическиеигры. Они интересны, всегда вызывают желания детей участвовать в них. Это универсальное средство в музыкальном развитии, которое позволяет в доступной форме прививать дошкольникам интерес и любовь к музыке; дает им  понятия основ музыкальной грамоты; развивает ритмический, динамический звуковысотный и ладогармонический слух, координацию движений, творческие способности; а также является хорошим помощником для раскрепощения стеснительных детей. Играя, дети не только приобретают музыкальные знания и умения, но у них формируется необходимые качества личности, в первую очередь-чувство товарищества.

Цель: развитие музыкальных способностей дошкольников через игру на детских музыкальных инструментах.

Задачи:

•  совершенствование музыкальных способностей детей  через музыкально-дидактические игры,

•расширение кругозора дошкольников;

•  формирование умений игры на детских музыкальных инструментах;

•  знакомство детей с элементарной музыкальной грамотой; 

•  формирование у детей навыков совместной игры.

•  развитие слуха (звуковысотного, метроритмического, тембрового, динамического, ладогармонического);

•  развитие мускулатуры и мелкой моторики пальцев;

•  развитие творческого воображения, мышления; памяти; внимания;

•  развитие зрительного аппарата и речевого аппарата;

•  воспитывать бережное отношение к музыкальным инструментам, пособиям.

Ожидаемый результат:

  • оснащение предметно-пространственной образовательной развивающей среды дидактическим материалом для подгрупповой и индивидуальной работы;
  • развитие музыкальных способностей;

Описание пособия: пособие изготовлено из пластика(ширина -50 см, длина -70 см, толщина-4 мм), разукрашенного в привлекательном стиле, на котором закреплены семь пластиковых кармашков цвета радуги, расположенных звукорядом, поступенчато «снизу-вверх». К пособию предназначены  демонстрационные цветовые карточки «Музыкальные инструменты», «Ритмические цепочки», «Ноты», «Музыкальные термины», «Музыкальный репертуар» и раздаточный материал «Музыкальные инструменты» и «Ритмические картинки», «Нотки», «немые» цветовые клавиатуры, нотные станы; чудесный мешочек с кубиками по цветам радуги; конвертики с загадками про музыкальные инструменты. Стенд можно закреплять на доску зажимами, он легкий и удобный в использовании.

Достоинство:

  • многофункциональность;
  • данное пособие может использоваться как в групповых, подгрупповых, так и в индивидуальных формах работы; в других видах музыкальной деятельности;
  • цветовые карточки могут быть использованы при изучении и закреплении музыкальной грамоты; цвета радуги;

            цветовые кубики могут применяться в игре по музицированию в раннем возрасте. Они очень компактные и удобные, как раз для маленьких ручек;

  • вариативность;
  • соответствует наглядно мышлению детей;
  • доступность возрастным особенностям.

Составляющие элементы:внесение методического пособия на музыкальном занятии, в режимных моментах; в совместной деятельности взрослого с детьми.

Вариации использования пособия:

  • игры, направленные на развитие чувство ритма;
  • игры, направленные на развитие тембрового слуха;
  • игры, направленные на развитие звуковысотного слуха;
  • игры, направленные на закрепление знаний по нотной грамоте;
  • игры, направленные на закрепление музыкальных понятий.

Возможные формы работы:

  • музыкально-дидактические игры, упражнения, задания; игровые ситуации;
  • использование формы работы от простого к сложному.

Заключение:используя пособие «Музыкальная радуга», мы в простой, доступной игровой форме даем представление о музыке, о ее выразительных возможностях, а также развиваем музыкальные способности детей дошкольного возраста.

Приложение

Игра на развитие тембрового слуха

 

Цель: развитие тембрового слуха.

Задачи: узнавать и определять музыкальный инструмент  в процессе слушания, тренировать слуховой аппарат, развивать  воображение, мышление, умение концентрировать свое внимание, сосредоточенность; закреплять музыкальное понятие: тембр; воспитывать чувство уважения, солидарности  друг к другу.

 

Оборудование и материалы: демонстрационный стенд «Музыкальная радуга» (с «цветовыми» кармашками); цветовые карточки с изображением детских музыкальных инструментов; мешочек с кубиками (цвета радуги); раздаточный материал - картинки с изображением детских музыкальных инструментов по количеству детей; тарелочки пластиковые на каждого ребенка; ширма, детские музыкальные инструменты (для 1 варианта игры); аудиозапись, проектор для презентации; ноутбук; музыкальный центр.

Правило игры: выбранному ребенку предлагается вытащить из мешочка любой один кубик определенного цвета. Кубик соответствует карточке на стенде того же цвета. Вначале игры выбранная карточка не переворачивается (просто вслух произнести цвет окошечка). Каждому «цветовому кармашку» в игре «Музыкальной радуги» соответствует звучание определенного инструмента. Педагог может воспользоваться слайдами для помощи детям.

 

 

 

Детям раздается раздаточный материал. По звучанию они должны определить инструмент и поднять правильную карточку. Если дети затрудняются в выборе нужной карточки, можно предложить детям отгадать загадку про музыкальные инструмент, прослушать отрывок звучания музыкального инструмента.

После окончания игры карточка кладется обратно в окошко лицевой стороной.

 

1 вариант. Музыкально-дидактическая игра «Угадай на чем играю» (игра может проводится за ширмой - живое исполнение педагогом или ребенком).

2 вариант.  Музыкально-дидактическая игра «Угадай инструмент по звучанию» через слушание, восприятие мелодии.

3 вариант.Музыкально-дидактическая игра «Музыкальный магазин».

4 вариант. Музыкальные загадки.

5 вариант. Музыкально-дидактическая игра «Какие инструменты играют в ансамбле?»

Музыкальные термины

 

Тембр – звучание определенного инструмента (голоса).

Репертуар (из интернет - ресурса): звуки барабана, бубна, бубенцов,  деревянных ложек,  кастаньет, колокольчиков,  ксилофона, металлофона, маракасов, треугольника, трещотки.

 

 

Игра на развитие метроритмического слуха

 

Цель: развитие  чувство ритма в процессе игры на детских музыкальных инструментах.

Задачи: тренировать зрительный аппарат, мышечную мускулатуру,  внимание, сосредоточенность, обращая внимания на динамические оттенки и сильные - слабые доли; воспитывать чувство коллективизма, уверенности, раскрепощенности, определять настроение мелодии (развитие ладогармонического слуха), закрепление музыкальных понятий: длительность, темп, ритм,  лад (мажор, минор); дать возможность детям самим по слуху сыграть ритм  под музыкальное сопровождение (и без него).

Оборудование и материалы: демонстрационный стенд «Музыкальная радуга» (с цветовыми кармашками»); мешочек с кубиками (цвета радуги); цветовые карточки с изображением детских музыкальных инструментов; аудиозапись, музыкальный центр; ноутбук; проектор для презентации ритмических рисунков.

Правило игры:выбранному ребенку предлагается вытащить из мешочка любой один кубик определенного цвета. Кубик соответствует карточке на стенде того же цвета, на оборотной стороне которой изображена ритмическая цепочка (для всех детей данный ритмический рисунок изображается на проекторе через презентацию) выкладывает его на доске.

 

 

Перед тем как сыграть мелодию, нужно выбрать инструмент, взять на столе карточку того же цвета.

Игра «Угадай, какой инструмент звучит?»

Дети поднимают карточку с изображением звучащего инструмента.

На каждый ритмический рисунок имеются музыкальное сопровождение (цветовые карточки).

Под определенную мелодию ребенок исполняет заданную ритмическую цепочку. В зависимости от количества инструментов, можно сыграть в ансамбле.

1 вариант. Музыкально-дидактическая игра «Ритмическая цепочка».

2 вариант.Музыкально-дидактическая игра «Повтори за мишкой».

3 вариант. Музыкально-дидактическая игра «Прослушай и выложи ритмическую цепочку»;

Примечание: игру можно усложнить, в начале игры цветовая карточка на стенде не открывается, педагог прохлопывает ритм, а ребенок выкладывает ритмическую цепочку. После этого открывается карточка.

Игра может проводиться одним ребенком, подгруппой, группой (в зависимости от количества музыкальных инструментов).

Репертаур (репертуар взят из сборника «Ладушки» И. Каплуновой, И. Новоскольцевой, старшая группа, CD1):

  1. Полянка. Русская народная мелодия
  2. Экосез. Музыка Ф. Шуберта
  3. Марш. Музыка В. Золотарева
  4. Марш. Музыка И. Кишко
  5. Ливенская полька
  6. Отвернись-повернись. Карельская народная мелодия
  7. Вертушки. Украинская народная мелодия
  8. Латвийская народная мелодия

 

Музыкальные термины

 

Длительность – протяженность звука (длинный «та», короткий «ти»).

Ритм – чередование звуков различной высоты и длительности.

Темп – скорость движения мелодии.

Динамика – сила звука (громко, тихо, умеренно громко, сильные-слабые доли).

Лад – настроение музыки, согласие звуков.

Мажор –  звучание музыкальных звуков, которые передают светлое, радостное настроение музыки.

Минор - звучание музыкальных звуков, которые передают задумчивое, грустное настроение музыки.

Примечание 2: для подготовительной группы  задание можно усложнить, предложив самим сымпровизировать игру на детских музыкальных инструментах под определенную мелодию, выбранную в  цветовом окошечке «Музыкальной радуги».

Репертуар (репертуар взят из сборника «Ладушки» И. Каплуновой, И. Новоскольцевой, старшая группа, CD1):

  1. Как под яблонькой. Русская народная мелодия.
  2. Полли. Английская народная мелодия.
  3. Датская народная мелодия. Игра «Здравствуйте!»
  4. Вертушки. Украинская народная мелодия.
  5. Игра «Займи место». Русская народная мелодия.
  6. Всадники. Музыка В. Витлина.
  7. Парная пляска. Чешская народная мелодия.

Музыкальные термины

Пауза – остановка.

Тремоло – потряхивание (быстрое извлечение звуков).

 

Музыкально-дидактическая игра «Нотная радуга»

для детей 6-7 лет

«Радуга  - семь цветов. Музыка - семь нот»

Цветовая система обучения началом нотной грамоты активно используется педагогами-дошкольниками. Для того, чтобы дети без труда освоили звукоряд, расположение каждой ноты на нотном стане, я использую в работе метод запоминания по «цветовой гамме» (семь цветов радуги). Звукоряд потихоньку откладывается в памяти детей, и они без труда могут его воспроизводить на металлофоне, ксилофоне, электрическом детском органчике, пианино, немой клавиатуре, как на музыкальных занятиях, так и в самостоятельной деятельности (в группе, дома).

Цель: способствовать закреплению  знаний о цветовой гамме.

Задачи: проверить уровень знаний, полученных ранее: умение определять по цвету и называть правильно ноты, показывать их на немой клавиатуре, на металлофоне, ксилофоне; закрепить музыкальные понятия: нота, звукоряд, гамма; продолжать развивать мышление, память, речевой и зрительный  аппарат; воспитывать выдержку, усидчивость, внимание; доброжелательное отношение к сверстникам; получать удовольствие от своих ответов; хвалить детей за их успех и умственный труд.

Оборудование и материалы: демонстрационный стенд «Музыкальная радуга» (с «цветовыми кармашками»); мешочек с кубиками (цвета радуги);  цветовые карточки с изображением нот и их надписью; немая клавиатура (цветовая), ноты на каждого ребенка, нотный стан (карточки), наглядный материал  – пластинки с изображением нот, маркер, скрипичный ключ,  указка.

Вариант1. Упражнение «Назови ноту»

Игру может проводить педагог, последовательно открывая «цветовые кармашки» и задавая вопросы детям.

Вариант 2. Упражнение «Сыграй на клавиатуре» (по немой, ксилофоне, мнеталлофоне).

Вариант 3.Упражнение «Где живет нотка?»

 

Вариант 4. Упражнение «Сыграй звукоряд», «Сыграй звук».

 

Вариант 5. Игра «Угадай мелодию».

Музыкально-дидактическая игра на закрепление музыкальных понятий «Я знаю!»

 

Начиная с младшей группы, мы, педагоги, постепенно начинаем вводить для детей музыкальные понятия, такие, как: нота, звук, высота звука (регистр), длительность звука (ритм), движение мелодии (темп), нотный стан, скрипичный ключ, звукоряд (гамма) и другое.Для закрепления знаний мною разработана музыкально-дидактическая игра «Я знаю!».

Цель:закрепление музыкальных понятий.

Задачи: развитие речевого, слухового, зрительного аппарата, мышления, памяти; развитие познавательной активности; развитие эмоциональной сферы; закрепление музыкальных знаний; формирование выразительных средств: движений, жестов; развитие быстроты реакции на вопрос педагога; воспитание  общей  музыкальной  культуры.

Оборудование и материалы: демонстрационный стенд «Музыкальная радуга» (с «цветовыми кармашками»); мешочек с кубиками (цвета радуги); цветовые карточки с изображением музыкальных терминов. цветовые карточки с изображением музыкальных символов, указка.

Примечание: данную игру можно использовать в викторине.

Список литературы

 

1.  Новоскольцева И, Каплунова И. // Пособие для музыкальных руководителей «Ладушки». / Старшая группа. – Санкт-Петербург: Композитор, 2015. –308 с.

2. Новоскольцева И, Каплунова И. // Пособие для музыкальных руководителей «Ладушки». / Подготовительная группа. – Санкт-Петербург: Композитор, 2015. - 367 с.

3. Кононова, Н. Г. Оркестр в детском саду [Текст] / Н. Г. Кононова // Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах: Книга для воспитателя и музыкального руководителя детского сада. – М.: Просвещение, 1990. – 158 с.

4.Метлов, Н.А. Музыка – детям: Пособие для воспитателя и муз.руководителя дет. сада [Текст] / Н.А. Метлов. – М.: Просвещение, 1985. – 144 с.

5. Михайлова, М. А. Творчество в игре на музыкальных инструментах М. А. Михайлова // Игры и упражнения для музыкального развития ребенка: Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997. – С.174-175.

6. Интернет-ресурсы.

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл npk_mihaylova_inna_pavlovna.docx48.75 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3

Этапы проектной деятельности……………………………………………………6

Заключение………………………………………………………………………….9

Список литературы…………………………………………………………………10

Приложение

Введение

Актуальность. В наше время трудно представить себя без сотовых телефонов, компьютеров, планшетов и др. Весь мир охвачен информационно - коммуникативными технологиями! И с этим не поспоришь! С одной стороны, это прогресс в мире стал главным помощником в сфере общения друг с другом, работы, образования, услуг и прочее. Но, если посмотреть на это с другой стороны, то это огромная проблема. Человек стал зависимым, он не представляет свое существование без интернета, особенно это касается наше подрастающее поколение, а именно детей дошкольного возраста. Чтобы ребенок отвлекся от этого – мы, взрослые, должны заинтересовать ребенка и вовлечь его в мир «интересных вещей и явлений». Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет поддержку детской инициативы в различных видах детской деятельности. В процессе музыкального воспитания детей дошкольного возраста решается множество воспитательно - образовательных задач. И одной из них – является развитие музыкальных и творческих способностей детей в различных видах музыкальной деятельности: восприятия и исполнительства.

Несколько лет назад, получая высшее образование в БГПУ, на педагогическом семинаре студентов я услышала и запомнила слова уважаемой Ляли Мухаметдиновны Кашаповой, доктора педагогических наук, профессора: «Вы даже себе не представляете - как все позабыто! Сегодняшние педагоги в детском саду совсем перестали уделять внимание игре на детских музыкальных инструментах. В советское время музыкальные руководители отдавали должное место данному виду музыкальной деятельности». Эти слова меня очень заинтересовали, и защитой моей дипломной работы стала тема «Обучение игре на детских музыкальных инструментах как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста». С той поры, я сделала для себя вывод, что игра на детских музыкальных инструментах станет неотъемлемой частью в моей работе.

Цель проекта: обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах.

Задачи:

Образовательные:

  • Знакомить  c детскими музыкальными инструментами, техническими приемами игры на них;
  • обучать игре на детских музыкальных инструментах;
  • знакомить детей с элементарной музыкальной грамотой;
  • расширять кругозор дошкольников, вводя новые для них музыкальные понятия;
  • формировать у детей навыков совместной игры.

Развивающие:

  • развивать слух (звуковысотный, метроритмический, тембровый, динамический, ладогармонический);
  • развивать мускулатуру и мелкую моторику пальцев;
  • развивать творческое воображение, фантазию, мышление; память; внимание;
  • развивать зрительный и речевой аппарат;
  • развивать артистизм, эмоциональную отзывчивость на прослушанные произведения и умения высказываться о них.

Воспитательные:

  • воспитывать заинтересованность к музыке;
  • воспитывать бережное отношение к музыкальным инструментам, пособиям;
  • воспитание чувства уважения, чувство сплоченности и коллективизма;
  • воспитывать самостоятельность, выдержку, усидчивость, целеустремленность.

        Методы работы:        

  • словесный (рассказ, объяснение);
  • наглядно - слуховой;
  • слуховой;
  • игровой;
  • практический;
  • стимулирующий (выступление перед детьми или взрослыми).

                Средства по обучению:

  • стулья, столы;
  • стойки для металлофонов, ксилофонов;
  • указка, маркеры на водостойкой основе, тряпка;
  • магнитная доска (магниты);
  • игрушки;
  • проектор, музыкальный центр, ноутбук;
  • детские музыкальные инструменты;
  • музыкальные произведения (музыкальные «сказки - шумелки»; прибаутки);
  • ребусы;
  • музыкальные пособия «Музыкальные инструменты»;
  • иллюстративный материал «Классификация музыкальных инструментов»;
  • раздаточные материалы (нотный стан, карточки «музыкальные инструменты», кружочки «ноты», немые клавиатуры и др.).

        Невербальные средства: жесты и мимика.

        Приемы по обучению:

  • технические;
  • исполнительские;
  • методические приемы.

        Участники проекта: дети 5-7 лет, педагоги, родители.

        Характер участия: сотрудничество.

Объект исследования: музыкально - образовательный процесс в ДОУ, направленный на обучение детей игре на детских музыкальных инструментах.

Тип проекта: образовательный, групповой (подгрупповой, индивидуальный), долгосрочный.

Гипотеза: музыкальные способности у детей дошкольного возраста будут успешно развиваться: если педагог правильно поставит перед собой задачи, которые будут успешно выполняться в образовательном процессе; если педагог правильно подберет необходимые методы и приемы работы; если в коллективе будут созданы благоприятные условия для их реализации.

Этапы работы:

1 этап - подготовительный;

2 этап - практический;

3 этап - заключительный.

Формы реализации проекта:

  • музыкальные занятия (групповые, подгрупповые, индивидуальные);
  • занятия по дополнительной образовательной программе в кружке «Веселый оркестр»: групповые, подгрупповые, индивидуальные;
  • самостоятельная деятельность детей (в группе, дома);
  • работа с родителями;
  • различные музыкальные досуги и развлечения, праздники, конкурсы.

Практическая значимость проекта:

Для детей:

  • приобретение музыкальных знаний и умений дошкольников;
  • развитие музыкальных способностей детей, в том числе владение игрой на различных музыкальных инструментах;
  • желание играть в оркестре (организация детского музыкального коллектива), получая от этого удовольствие;
  • совершенствование эстетического восприятия и чувств дошкольников;
  • проявление интереса к музыке;
  • проявление уважения и солидарности друг к другу.

Для родителей:

  • сотрудничество с ребенком, педагогами;
  • проявление творческих способностей.

Для педагогов:

  • самообразование, повышение профессионального мастерства.

Ожидаемый результат:

Дети знают: 

  • названия детских музыкальных инструментов;
  • определяют их по внешнему виду, по характеру звучания;

Дети умеют: 

  • классифицировать детские музыкальные инструменты;
  • самостоятельно играть на детских музыкальных инструментах;
  • проявлять бережное отношение к музыкальным инструментам.

Достоинство: данный проект дает возможность воспитанникам получать знания о детских музыкальных инструментах, музицировать на них, развивать музыкальные способности детей, а также формировать у детей бережное отношение к детским музыкальным инструментам.

Этапы проекта

  1. Подготовительный этап:
  • работа по самообразованию;
  • подбор музыкального репертуара;
  • изучение литературы;
  • подбор и изготовление музыкальных игр;
  • изготовление картотеки «Сказки - шумелки;
  • изготовление раздаточного материала (карточки «немых» клавиатур, цветовые кружочки «Радуга» по 7 штук на каждого ребенка (ноты), нотные станы);
  • изготовление пособия «Музыкальная радуга»;
  • подбор наглядного материала (иллюстраций, картинок);
  • подбор слайдов, видеофильмов, презентаций;
  • предварительный осмотр имеющихся детских музыкальных инструментов (их починка, ремонт) для их дальнейшего успешного использования детьми в работе;
  1. Практический этап:

Работа с детьми:

  • знакомство детей с детскими музыкальными инструментами и обучение игры на них на занятиях, в кружковой работе и в самостоятельной деятельности детей, так же в индивидуальной работе. В старшем дошкольном возрасте добавляется: румба, свистулька, кастаньеты, рубель; ксилофон, трещотка; маракасы, коробочка - колотушка, баян (индивидуальная работа);
  • обучение техническим приемам (правильно держать инструмент молоточек, палочки и др.), правильно ударять, следить за осанкой (стихотворения про осанку «Ты осанку береги!», «За осанкой я слежу!» и прочее);
  • исполнение игры различными приемами в зависимости от типа инструмента: «стучалка», «встряхивание», «глиссандо», «стаккато»;
  • использование методических приемов:

- приема подтекстовки длительностей (четверти - «та», восьмые - «ти»);

- приема похлопывания ритмических рисунков (методика Карла Орфа);

- пропевание звуков;

- показ рукой движения мелодии;

- игра по слуху;

- игра по «немой» клавиатуре (ребенок показывает на ней расположение звуков и под пение «воспроизводит» мелодию);

- игра по «цветовому» обозначению;

- упражнение «Качели» с молоточком, палочкой (при подготовке игры на металлофоне и ксилофоне), а также отрабатывание скачков по клавишам (упражнение «Кузнечик»);

- зеркальный прием расстановки детей в оркестре, кроме ксилофонов, металлофонов, занимающих в оркестре центральное место;

  • показ иллюстраций, картинок, презентации;
  • слушание музыкальных произведений;
  • знакомство с новыми музыкальными понятиями;
  • обучение нотной грамоте «Музыкальное лото», музыкально - дидактические игры из пособия «Музыкальная радуга»;
  • использование ударно - шумовых инструментов в музыкально - ритмических упражнениях на музыкальных занятиях, утренней гимнастики (использование бубна – ходьба маршевым шагом, легкий бег);
  • применение ударно - шумовых инструментов в музыкально - подвижных играх «Прыг, прыг, скок»; «Здравствуй музыкант», «Игра в оркестр», «Веселый оркестр», «Хомячок», «Веселые музыканты», «Танец с бубнами», «Игра с бубнами», «Игра в кругу», «Побегаем, поиграем», «Делай с музыкой»; «Прятки с платком», «Пустое место», «Эй, ребята, не зевайте», «Карнавал», «Раз, два, три, четыре, пять»;
  • использование ударно - шумовых инструментов в музыкально - ритмических играх «Прогулка», «Не зевай», «Выполни задание», «Определи по ритму»; «Выложи мелодию», «Гусеница», «Ритмохлопы», «Ритмослоги», «Ладошки», «Телеграмма»;
  • использование ударно - шумовых инструментов в музыкально - речевых играх и упражнениях «Эхо», «Веселый дождик», «На стене часы висели», «Бубен», «Веселые лягушата», «Заводите хоровод», «Скок – скок - поскок», «Апрель», «По тропинке», «По тропинке», «Набираем в оркестр» и др.;
  • применение ударно - шумовых инструментов в музыкально - дидактических играх «Собери пазлы», «Четвертый лишний», «Лабиринт», «Что сначала», «Музыкальные загадки», «Узнай, какой инструмент звучит?», «Определи инструмент», «Ступеньки», «Тихо - громко» и др.;
  • использование звуковых иллюстраций  в песнях; попевках, прибаутках; стихотворениях: «Апрель», «Зайка серенький наряжается», «Сорока - белобока, летела издалека», «Мишка - топтыжка по лесу гулял», «Мы проснулись», «Дождик, дождик», «Ай, лады, лады, лады», «Знаем, знаем - да, да, да!», «Тень, тень, потетень», «Бабка, бабка, рваные тапки», «Жил был у бабушки серенький козлик», «Шла коза - козища» и др.;
  • использование интерактивных музыкальных игр;
  • озвучивание «сказкок - шумелок»: «Три поросенка», «Сказка про овечку», «Глупая лисичка»; «Лиса и рыба», «Пых», «Лягушонок», «День рождения», «Танец для мышки», «Мышиная история», «Заяц в лесу», «Елочка», «Яблонька», «Зима в лесу», «Пришла весна», «Чей голос лучше?»;
  • отгадывание загадок;
  • разгадывание ребусов;
  • самостоятельная деятельность детей в музыкальном уголке группы;
  • представление детских работ по росписи деревянных ложек;
  • участие с детьми старшей группы в Международном конкурсе «Душа родного края» (Диплом лауреата I степени);
  • работа по дополнительной образовательной программе в кружке «Веселый оркестр»: вводная часть – познавательная, основная – игра на детских музыкальных инструментах, заключительная – игровая.

С родителями:        

  • консультации «Создание домашнего оркестра», «Развитие ритмических способностей у детей», «Подвижные игры и их влияние на развитие чувства ритма», «Влияние музыкально - дидактических игр на развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста», «Музыкально-ритмические игры и их роль в развитии дошкольников», «Сказки - шумелки. Их роль на развитие чувства ритма дошкольников»;
  • разработка рекомендаций для родителей «Шумовые инструменты», «Детский сад и оркестр», «Воспитываем артиста»;
  • беседы с родителями;
  • активное вовлечение родителей в творческий процесс музыкально-образовательной деятельности;
  • помощь в изготовлении музыкальных реквизитов;
  • создание папки «Музыкальные ребусы»;
  • совместная творческая работа с детьми по росписи деревянных ложек;
  • анкетирование родителей «Выявление уровня заинтересованности родителей деятельностью кружка «Веселый оркестр»;
  • создание условий дома для успешного закрепления пройденного материала;
  • рекомендации по созданию «Домашнего оркестра» дома;
  • участие во Всероссийском творческом конкурсе «Детские музыкальные инструменты своими руками»;
  • oзнaкoмлeниe poдитeлeй с пpoeктoм, aктивнoe вoвлeчeниe их в твopчeский пpoцeсс по изготовлению пособия «Музыкальная радуга»;        

С воспитателями:

  • организация совместной деятельности, создание мини – музея «Чудо - ложки» в детском саду;
  • беседы;
  • советы и рекомендации;
  • подготовка консультации для воспитателей «Шумовой оркестр как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста», «Игра на детских музыкальных инструментах как творческий вид музыкальной деятельности»;
  • активное вовлечение воспитателей в музыкально - образовательную деятельность;
  • oзнaкoмлeниe воспитателей с пpoeктoм, aктивнoe вoвлeчeниe их в твopчeский пpoцeсс по изготовлению пособия «Музыкальная радуга»;        
  • совместная подготовка атрибутов к праздникам, конкурсам и др.;
  • предварительный мониторинг детей (наблюдение, беседы);
  • отбор детей в кружок по дополнительной образовательной программе «Веселый оркестр»;
  • обмен опыта:

- публикация статьи во всероссийском журнале «Дошкольник» на тему «Игра на детских музыкальных инструментах как средство развития чувства ритма у детей дошкольного возраста»;

- выступление на районном методическом объединении по теме «Организация детского оркестра в рамках кружковой работы в ДОУ».

3. Заключительный этап:

  • пoдвeдeниe итoгoв пpoeктa;
  • участие в развлечениях, праздниках, конкурсах.

Заключение

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что через проект, направленный на обучение детей игре на детских музыкальных инструментах, дети получают музыкальные знания, овладевают техникой исполнения на детских музыкальных инструментах. Данный вид деятельности помогает развить у детей мускулатуру, мелкую моторику пальцев, слуха (звуковысотного, метроритмического, тембрового, динамического, ладогармонического), творческое воображение, фантазию, мышление, память, зрительный, речевой  аппарат. Кроме того, занятия по обучению игре на детских музыкальных инструментах, развивает у детей сосредоточенность, выдержку, способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышения самооценки как перед самим собой, так и перед сверстниками и взрослыми. А самое главное – дети чувствуют себя успешными, что способствует развитию интегративных качеств личности, заложенных в ФГОС ДО.

Список литературы

  1. Абдуллин, Э. Б. Методологическая культура педагога-музыканта/ Э. Б. Абдуллин // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития. – 2015. – № 3 (6). – С. 17-25.
  2. Дзержинская, И. Л. Музыкальное воспитание младших / И. Л. Дзержинская. – М.: Просвещение, 2001. – 83-99 с.
  3. Бураншин, А. Р. Музыкальное воспитание дошкольников / А.Р. Бураншин // Наука и современность. – 2012. – № 17. – С. 79 – 83.
  4. Ветлугина, Н. А. Методика музыкального воспитания в детском саду/ Н. А. Ветлугина. – Москва: Педагогика, 2002. – 416 с.
  5.  Ветлугина, Н. А. Музыкальный букварь / Н.А. Ветлугина. – М.: Издательство «Музыка», 1987. – 112 с.
  6. Катинене, А. И. Оркестр в детском саду / О.П. Радынова, А. И. Катинене, М. Л. Палавандашили // Музыкальное воспитание дошкольников. –М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1994. – С.76-77.
  7. Кононова, Н. Г. Оркестр в детском саду [Текст] / Н. Г. Кононова // Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах: Книга для воспитателя и музыкального руководителя детского сада. – М.: Просвещение, 1990. – 158 с.
  8. Метлов, Н.А. Музыка – детям: Пособие для воспитателя и муз.руководителя дет. сада [Текст] / Н.А. Метлов. – М.: Просвещение, 1985. – 144 с.

9. Михайлова, М. А. Творчество в игре на музыкальных инструментах М. А. Михайлова // Игры и упражнения для музыкального развития ребенка: Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997. – С.174-175.

10. Радынова, О. П. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Учебник для студентов высших учебных заведений  / О. П. Радынова, Л. Н. Комиссарова. – Дубна: Феникс+, 2011. – 352 с.

11. Радынова, О. П. Музыкальные шедевры. Сказка в сказке. Музыкальные инструменты / / О. П. Радынова . – Дубна: Сфера, 2019. – 123 с.

12. Теплов, Б. М. Возрастные особенности детей дошкольного возраста [Текст] / Отв. ред. Б. М. Теплов // Психология музыкальных способностей. – М.: Просвещение, 1985. – С. 176.

13.  Трубникова, М. А. Учим детей играть по слуху [Текст] / М. А. Трубникова // Дошкольное воспитание. – 1993. – №9. – С.83-88.

14. Тютюнникова, Т.Э. Уроки музыки: Система обучения К. Орфа [Текст] / Т.Э. Тютюнникова. – М.: Изд-во АСТ: Астрель, 2000. – 94 с.

15. Давыдова М. А. Музыкальное воспитаниев детском саду/ М. А. Давыдова// Дошкольное воспитание. – 2016. – №16. – С. 168-184.

16. Ханова, Т. Г. Развитие ритмического чувства у детей дошкольного возраста [Текст] / Т. Г. Ханова, М.Ю. Николаева, О. А. Малова,