Проект в группе раннего возраста на тему: «Научим детей ПДД»

 Ахмадиева Марина Константиновна

 

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА с. КУЯНОВО

МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КРАСНОКАМСКИЙ РАЙОН

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН (ДЕТСКИЙ САД «УЛЫБКА»)

 

 

 

 

 

 

 

 

Проект в группе раннего возраста на тему:

«Научим детей ПДД»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                       Авторы:

                                                                              Ахмадиева М.К.,

                                                                             Биктимирова Л.М. –               воспитатели МБОУ СОШ с Куяново,

детский сад «Улыбка»

 

 

 2022 г.

 

Название проекта: «Учим детей ПДД»

Тип проекта: творческо-информационный.

Вид проекта: групповой.
Продолжительность проекта: краткосрочный  (1 неделя).
Участники проекта: воспитатели, дети раннего возраста,  родители.
Основное направление проекта: предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма.

Введение.

Самые первые шаги в обучении детей правилам дорожного движения  мы осуществляем сначала в семье, а затем  в дошкольном образовательном учреждении. С правилами безопасности на улицах ребенок знакомится  – как только начинает топать ножками рядом с родителями по улицам. А уже  в дошкольном учреждение используются  разные виды деятельности, учитываем то, что они будут в разной степени воздействовать на развитие разных сторон личности ребенка, а так же облегчит восприятие излагаемых проблем и знаний по правилам дорожного движения.  Содержание знаний о правилах дорожного движения отражено в образовательных программах, рекомендованных министерством образования и науки для реализации в дошкольных образовательных учреждениях.

Практика показывает, что многие родители сами не часто соблюдают правила дорожного движения.  Поэтому родители должны знать, что дорога с ребенком из дома в детский сад и обратно – идеальный момент для формирования у него навыков безопасного поведения на улице. Перед ребенком всегда должен быть личный пример соблюдения родителями всех без исключения правил дорожного движения. Вследствие этого тема правил дорожного движения   в детском саду  поднимается и обсуждается на родительских собраниях. Таким образом, родители, участвуя в процессе формирования знаний по ПДД, сами приобретают необходимые знания и начинают понимать свою ответственность перед детьми и за детей.

Актуальность проекта связана с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями, в частности на улицах. Формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улицах города реализуется через активную деятельность всех участников проекта.

Проблема соблюдения правил дорожного движения приобрела особую остроту и многоплановость в связи с большим приростом числа автомобилей и других транспортных средств на дорогах нашей страны и очень слабым привитием культуры безопасности и дисциплины участников дорожного движения.

В совершенствовании и закреплении знаний особая роль отводится организации игровой деятельности детей, в которой формируется пространственная ориентация дошкольников и их умение применять эти знания на практике.

Обеспечение безопасности детей на улицах и дорогах, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма являются главными  из наиболее насущных, требующих безотлагательных решений задач.        

Проектом предусмотрен объект исследования, которыми выступают условия изучения правил дорожного движения, предметом деятельности является процесс формирования основ культуры безопасности по ПДД в воспитательно-образовательной деятельности у детей среднего дошкольного возраста.

Актуальность темы:

         Очень часто причиной дорожно-транспортных происшествий является дети. Приводит к этому элементарное незнание основ Правил дорожного движения и безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. Другой причиной является то, что дошкольники ещё в должной степени не умеют управлять своим поведением, у них ещё не выработалась способность предвидеть возможную опасность, поэтому они безмятежно выбегают на дорогу. Дети должны быть готовы к любым дорожным ситуациям (опасным и безопасным, правильно ориентироваться в дорожной среде, знать элементарные правила поведения на дороге, в транспорте), иметь знания о разновидностях транспорта. Известно, что привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому формирования у них навыков безопасного поведения на улице актуально на сегодняшний день.

         Пояснительная записка: Данная проектная деятельность разработана в силу актуальности проблемы обеспечения безопасности дошкольников на дорогах. Жизнь в 21 веке ставит перед нами много проблем, среди которой самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья детей и взрослых, обеспечение безопасности жизнедеятельности подрастающего поколения.

         Одной из важнейших задач современного образования в век всеобщей автомобилизации, увеличения скорости движения, плотности транспортных потоков на улицах города, района, села является обеспечение безопасности дорожного движения.

         Особое значение в решении этой проблемы имеет заблаговременная и правильная подготовка наших самых маленьких пешеходов – детей, которых уже сейчас за воротами дома подстерегают самые серьезные трудности и опасности, и жить которым придется  еще в более сложных условиях.

        Избежать этих опасностей можно лишь путем соответствующего воспитания и обучения ребенка с самого раннего возраста. Обучение правилам дорожного движения дает желаемый результат, если оно прочно связано со всеми направлениями образовательно-воспитательного процесса в детском саду. Так на занятиях по познавательному развитию, развитию речи, формированию элементарных математических представлений, изобразительной деятельности, физической культуре, музыкально-театрализованной деятельности, в повседневной жизни у детей формируются необходимые знания, умения и навыки, обеспечивающие правильное поведение детей на улицах города, села, общественном транспорте и т.д., культура поведения, выдержка и дисциплина.

         Ознакомление с правилами дорожного движения должно происходить систематично, последовательно с усложнением программных требований от группы к группе, от занятия к занятию.

         Наша задача не только дать ребенку определенную систему знаний, но самое главное – сформировать прочную привычку в применении полученных знаний и выполнении правил поведения в обыденной жизни.

         Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей Правилам дорожного движения несомненна. Статистические данные об участии детей в ДТП, направляет на работу на поиск новых, более совершенных подходов в решении данного вопроса. Никого не оставляют равнодушными неутешительные сводки о ДТП, где потерпевшими, к сожалению, являются дети. Поэтому обеспечение безопасности движения на дороге становится все более важной задачей. Опасные ситуации, связанные с транспортными средствами, возникают и во дворах, внутри микрорайонов, где дети играют, а так - же во время передвижения детей в самих транспортных средствах. Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм остается приоритетной проблемой общества, требующей решения. Многие программы по изучению ПДД дошкольниками рассчитаны на детей старшего дошкольного возраста. Мы считаем, что знакомить детей с Правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге, в транспорте необходимо с младшего дошкольного возраста, так как правила, усвоенные ребенком в этом возрасте, в последствии, становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека. Особая актуальность проблемы - обеспечения безопасности дошкольников на дорогах и улицах города.                                     

Цель проекта: Знакомить с элементарными правилами безопасного поведения

на дорогах. Формировать первичные представления о машинах, улице, дороге.

Задачи:

  • Навыки, умения, знания: ознакомление с окружающим миром. Познакомить детей с дорогой, улицей, тротуаром, некоторыми видами транспорта. Дать представление о том, что пешеходы идут по тротуару, а машины едут по дороге. Дорогу можно переходить по пешеходному переходу на зеленый сигнал светофора. Учить ориентироваться в окружающем пространстве; употреблять понятия «шофер», «улица», «дорога», «тротуар», «пешеход», «светофор» «пешеходный переход», владеть элементарными правилами поведения на улице, различать цвета светофора.
  • Коммуникативное развитие: развитие навыков общения, умения доброжелательно взаимодействовать со сверстниками, вести диалог, готовности к совместной деятельности .
  • Обеспечение максимального участия родителей в проектной деятельности. Помочь всем участникам проекта и окружающим осознать пользу, значимость полученного результата.

Область применения

Формы: Социально-коммуникативное развитие. Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и само регуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.                                                                                            

         Формы работы: Игра-эксперимент, игра-путешествие, игра с правилами. Наблюдение, ситуативный разговор, решение проблемных ситуаций, совместная деятельность с воспитателем, рассматривание иллюстраций, беседа, просмотр и анализ мультфильмов, телепередач, родительские собрания, анкетирование, составление альбомов, презентаций.

Методы: наглядный, демонстративный, словесный, практический, убеждения в форме разъяснения, внушение, беседа, ООД.

Возрастные группы: группа раннего возраста.

Ожидаемые образовательный (полученные) результаты

  1. К окончанию проекта сформировать у детей знания о разновидностях транспорта   и навыков безопасного поведения на дороге.

2. Создать необходимые условия для организации деятельности ДОУ по обучению детей дошкольного возраста ПДД (предметно-развивающая среда)
3. Вызвать интерес у родителей к проблеме обучения детей дорожной грамоте, и безопасному поведению на дороге.
4. Координировать деятельность по обучению родителями детей ПДД.

5.  Создание и оборудование центров по безопасности движения, изготовление стендов, макетов  улиц,  перекрестков,  светофоров, разработка методических, дидактических материалов и пособий для занятий с детьми.

 Объекты программы:

- дети – воспитанники детского сада;

- семьи детей, посещающих детский сад;

- педагогический коллектив детского сада;

- общественные организации: библиотека, школа, клуб, СМИ (районная газета).

 

Этапы.                                                                                                          Реализация проекта.                                                                                     Дошкольный возраст – это важнейший период, когда формируется человеческая личность. Определить, правильно или неправильно ведёт себя ребёнок в тех или иных обстоятельствах, очень сложно. Тем не менее необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Эти правила следует разъяснить детям подробно, а затем следить за их выполнением. Однако безопасность и здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях на улице, поэтому главной задачей является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности. Ведь все, чему учат детей, они должны уметь применить в реальной жизни, на практике. Воспитать в детях потребности в здоровом образе жизни, а также научить их правилам поведения на дороге.

Реализация проекта.

  1. этап — подготовительный:

1. Постановка цели и задач.
2. Подбор наглядно-иллюстративного материала.
3. Подбор художественной литературы по теме (пальчиковая гимнастика, стихи).
4. Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр.
5. Подбор дидактических игр.
6. Подбор материала для продуктивной деятельности.
7. Информационное обеспечение для родителей

Предметно-развивающая среда по обучению детей ПДД:

       Игрушки и игровое оборудование: машины легковые и грузовые, куклы, конструктор «LEGO». Светофор, рули. Стол — макет дороги c тротуаром и проезжей частью, к нему маленькие машины. Наглядно-дидактические пособия: плакат по безопасности дорожного движения, картинки с изображением транспорта: автобус, поезд, легковые и грузовые автомобили, самолет, вертолет, велосипед, корабль, лодка. Картинки с изображением улицы, где показаны проезжая часть и тротуар. Картинки с изображением различных ситуаций: катание на велосипеде, на санках, игра детей в мяч на дороге. Настольная игра – пазл «Транспорт».

2 этап — основной:

Проведение комплекса мероприятий по теме: «Осторожно дорога»

Включает в себя:
1.Работа с детьми
2.Работа с родителями

1день

  • Беседа и рассматривание макета улицы с транспортом (приложение1)

Цель: познакомить детей с машинами, охарактеризовать основные части машин (кабина, кузов, колёса, руль, двери) и рассмотреть макет улицы.

  • ООД (лепка) «Колеса для машины» (приложение 2)

Цель: продолжать знакомить детей с приемом лепки путем раскатывания жгутиков и соединение их в колесико. Развитие мелкой моторики, воображения.

2 день

  • Беседа, рассматривание иллюстрированных картинок по ПДД из раздела «безопасность» (приложение3)

Цель: продолжать развивать ориентировку в пространстве, воспитывать потребность в соблюдении правил дорожного движения

  • Пальчиковая гимнастика «Машина» (приложение 4)

Цель: Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста в процессе пальчиковой игры.

3день

  • Наблюдение на прогулке за проезжей частью (приложение 5)

Цель: формировать элементарные представления детей об улице, проезжей части, тротуаре, грузовых и легковых автомобилях, автобусе; дать элементарные знания о правилах поведения на улице.

  • Подвижная игра «Воробушки и автомобиль» (приложение 6)

Цель: приучать детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить своё место.

4 день

  • Утренняя гимнастика «Еду еду к бабе, к деду…» (приложение 7)

Цель: Формирование и совершенствование двигательных навыков при помощи утренней гимнастики, сохранение и укрепление здоровья ребенка.

  • ООД (конструирование) «Грузовик», с чтением стихотворения А.Барто «Грузовик» (приложение 8)

 Цели: научить создавать из строительного материала простейшие модели машин, закрепить знания частей автомобиля; познакомить с содержанием стихотворения А.Барто.

5день

  • Подвижная игра «Птички в гнездышках» (приложение 9)

Цель: обучить детей основным видам движения, развить дисциплинированность и внимательность.

  • ООД (аппликация) «Собираем машину» (приложение 10)

Цель занятия: изготовление аппликации «грузовая машина», закрепление названий основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый).

3 этап - заключительный

1. Информационный стенд для родителей (законных представителей) «Безопасность». Памятки для родителей (законных представителей) (приложение 11)

2. Выставка работ, сделанных родителями с детьми на тему «Мой автомобиль».

3. Пополнение развивающей предметно – пространственной среды

4. Презентация по проекту.

 

Итоги проекта

1. Знание детьми разновидностей машин (легковой, грузовой)

2. Понимание детьми значимости ПДД в жизни каждого человека

3. Привлечение внимания родителей (законных представителей) к проблеме безопасного поведения детей на улице, важности личного примера

4. Обогащение развивающей предметно – пространственной среды группы.

 

Вывод.

      Проект «Учим детей ПДД» - попытка организовать на практике систему деятельности родителей и воспитателей ДОУ по обучению дошкольников основным правилам движения и воспитания у них привычек и поведения умелых и осторожных пешеходов. Мы убедились, что такая система работы по обучению детей ПДД дает, несомненно, положительные результаты, самое главное, в нашем проекте то, что мы смогли заинтересовать родителей и детей данной проблемой. Мы считаем, что это направление работы должно всегда находиться в поле пристального внимания педагогов, родителей, а значит, необходим дальнейший поиск и совершенствование в организации работы по профилактике дорожно- транспортного травматизма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение1

Беседа и рассматривание макета улицы с транспортом.

Цель: познакомить детей с машинами, охарактеризовать основные части машин (кабина, кузов, колѐса, руль, двери) и рассмотреть макет улицы.

Ход беседы

Воспитатель вносит в группу машины: грузовые и легковые.

Воспитатель: Дети сегодня мы с вами рассмотрим машины. Машины бывают грузовые и легковые (дети рассматривают и обследуют машины)

Воспитатель: Покажите где у машины кабина (дети показывают)

Воспитатель: Покажите где у машины колеса (дети показывают)

Воспитатель: Покажите где у машины руль (дети показывают)

Воспитатель: А кто ведет машину (водитель, шофер, папа, мама)

Воспитатель: А вы на чем приезжаете в детский сад? (на машине)

Воспитатель: Эта машина легковая. А посмотрите еще на одну машину( показывает грузовую машину) На этой машине возят песок дрова, кирпичи- это грузовая машина. А что есть у этой машины дети показываю и называют части машины)

Воспитатель подводит детей к макету, вместе рассматривают машины.

Воспитатель: ребята посмотрите какая у нас улица - на ней есть тротуар, где ходят пешеходы, проезжая часть, по которой ездят машины. А что вы еще видите? (большие, маленькие дома, деревья, светофор) Это наша улица, по которой вы ходите и ездите в детский сад.

Воспитатель предлагает поиграть машинками, уточняя что машины ездят по дороге, а пешеходы ходят по тротуару.

 

     

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение2

Конспект образовательной деятельности.                                          

Занятие - лепка. В первой группе раннего возраста.                                      Тема: «Колеса для машины»                                                                                       Цель. Формировать целостную картину мира в ходе продуктивной деятельности детей.                                                                                                   

Задачи:                                                                                                     

-   продолжать формировать умения работать с пластилином. Продолжать знакомить детей понятиями «круг», «большой-маленький». Совершенствовать умения ориентироваться в пространстве: верх, низ.

 - выполнять словесную инструкцию, сопровождающуюся образцом. Способствовать развитию слухового восприятия, общую и мелкую моторику. Воспитывать доброжелательные установлению отношений между детьми.   Предварительная работа:                                                                       

Чтение и обыгрывание стихотворения А.Барто «Грузовик».                    Дидактическое упражнение «Чей звук?» (аудиозапись гудка машины)     Дидактическая игра «Какое колесо»

 Подвижная игра «Воробушки и автомобиль»                                               

 Сюжетно – отобразительная игра «Машина сломалась»«Машина везет груз»«Автобус для зверят»«Матрешки едут в машине»                  Рассматривание картинок с изображением различных машин.              Рассматривание игрушечной машины, называние частей.                            

Средства:                                                                                                             

Дощечки для лепки, пластилин, влажные салфетки для рук.                       

 Игрушки: машины, «Кот». Две длинные веревки.                                          

 Картинки с изображением машинок. Картинки грузовика без колес для каждого ребенка.                                                                                          

 Аудиозаписи: звуки движущейся машины, песня «Веселые путешественники» на слова С. Михалкова.                                                         

 Способы взаимодействия с детьми: рассматривание иллюстраций, сюрпризный момент, чтение художественного слова, пальчиковая гимнастика, беседа, похвала, анализ, продуктивная деятельность.

Ход занятия:

1. Организационный момент

Воспитатель приглашает детей в круг и здоровается с детьми.

Приветствие «Здравствуй»

Здравствуйте ладошки – хлоп, хлоп, хлоп

Здравствуйте ножки – топ, топ, топ.

Здравствуйте щечки – плюх, плюх, плюх

Здравствуйте губки – чмок, чмок, чмок

Здравствуйте зубки – ам, ам, ам.

Здравствуй носик – бип, бип, бип.

Здравствуйте ребята – здравствуйте!

2. Чтение и обыгрывание стихотворения А. Барто «Грузовик»

Послушайте стихотворение о том, как кот решил покататься на машине.

Нет, напрасно мы решили

Прокатить кота в машине:

Кот кататься не привык —

Опрокинул грузовик.

3. Беседа и рассматривание картинок.

Ребята! Послушайте внимательно, чей это звук? (Звучит запись шума двигающегося транспорта). Чей это голос? Это машина!

Посмотрите на эти картинки. Они все разные. Возьмите и покажите картинку, на которой нарисована машинка. Где тут машинка?

Вот машина большая – это грузовик, вот машина маленькая – это легковая.

Ой! А что же случилось с этим грузовиком? Посмотрите на картинку. Наш грузовик совсем поломался, он не может даже сдвинуться с места. Чего нет у грузовика? Колес!

 Нужно срочно починить наш автомобиль — сделаем ему настоящие колеса. Воспользуемся пластилином и слепим колеса для грузовика.

4. Пальчиковая гимнастика.

Нам необходимо размять наши пальчики, давайте поиграем!

Пальчиковая гимнастика «Машина»

Би - би - би - гудит машина.

(дети ритмично постукивают кулачком одной руки о ладонь другой)

Тук - тук - тук - мотор стучит.

(ритмично хлопают руками)

- Едем, едем, едем, едем, -

Он так громко говорит.

(ритмично потопывают ногами)

Шины трутся о дорогу.

Шу - шу - шу - они шуршат.

(потирают ладони)

Быстро катятся колеса.

Та - та - та - вперед спешат.

(делают ритмичную «вертушку» руками)

5. Продуктивная деятельность.

Садимся за стол и работаем с пластилином аккуратно. Мы возьмем кусочек пластилина, раскатаем прямыми движениями ладоней обеих рук палочку, а затем соединим концы палочки для получения колечка(Показ воспитателя). Наше колечко очень похоже на колесо. Прикладываем колечко на место, где должно быть колесо у машины и нажимаем. Одно колесо присоединили к машине, нужно сделать еще одно.

Вот какие колеса у машины! Теперь наш грузовик сможет ехать и перевозить разные грузы. После работы с пластилином, вытираем ручки салфеточкой. Воспитатель делает выставку работ. Дети рассматривают.

6. Рефлексия.

Ребята, чем мы с вами занимались? (ремонтировали машины, лепили колеса)  Какие колеса мы лепили(Круглые)

Трудно ремонтировать машину, но мы с вами справились. Все вы просто - молодцы! Все ли машины отремонтированы, у всех есть колеса(Да)

Вам понравилось?

7. Игровая деятельность.

А сейчас мы сами будем ездить как машиныМы отправляемся в путь: сначала едем по большой дороге (между двумя шнурами, а затем по узенькой. Молодцы!

Воспитатель предлагает детям взять машину из гаража и покатать по дорожке, либо прокатить в машине игрушку.

Дети катают машинки за веревочку под музыку.

 

 

 

 

 

Приложение 3

Беседа, рассматривание иллюстрированных картинок по ПДД из раздела «безопасность».

Цель : продолжать развивать ориентировку в пространстве, воспитывать потребность в соблюдении правил дорожного движения.

Ход беседы.

Воспитатель выносит карточки с  изображением ситуаций на дороге.

Воспитатель: Ребята! Давайте представим себе улицу: шумную, звонкую заполненную автомобилями и пешеходами. Кто мне скажет, а что находится на улице? (дома, дорога где ездят автомобили, тротуар для пешеходов).

Воспитатель: Правильно ребята. По дороге мчатся автобусы, легковые и грузовые автомобили. На тротуарах много пешеходов. Для того, чтобы на дороге было безопасно, надо соблюдать особые правила. Эти правила должны знать водители и пешеходы. Должны знать их и вы, так как маленькие дети тоже являются пешеходами.

Воспитатель: Я сейчас вам покажу картинку про одного мальчика. Вы внимательно посмотрите и подумайте, правильно или нет мальчик ведет себя на дороге.(дети рассматривают картинку с ситуацией на дороге, высказывают свое мнение что им не понравилось )

Воспитатель: Молодцы, ребята! Я надеюсь, что вы не будете поступать как этот мальчик.

Воспитатель: А вот ещё одна картинка (показывает другое изображение) что вы о ней можете рассказать (дети рассматривают  следующую картинку с ситуацией на дороге, высказывают свое мнение что им понравилось или нет)

 Воспитатель: Молодцы, ребята! Опять вы правильно разобрались в ситуации. Ведь дорога - это прежде всего опасность. И невнимательный, рассеянный человек может попасть в беду. И пострадает не только он, но и водитель. Поэтому так важно знать и соблюдать правила дорожного движения.

Изучать и знать Правила движения необходимо для того, чтобы не подвергать свою жизнь опасности и не мешать движению транспорта. Просто так правил не бывает. Широкая дорога нужна машинам – они сами большие, да и скорость у них больше, чем у нас. А нам, пешеходам, вполне хватит тротуара. Здесь мы в безопасности.

Итак, мы запомнили: для движения пешеходов по улице служит тротуар, ходить по нему надо шагом, придерживаясь правой стороны, не мешая другим пешеходам.

Сегодня мы с вами повторили все вместе правила дорожного движения. Которые важно и необходимо знать каждому из нас.

 

 

 

 

 

 

 

      

 

  Приложение 4

Пальчиковая гимнастика «Машина»

Цель: Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста в процессе пальчиковой игры.

Ход игрыВоспитатель предлагает поиграть со своими ручками, проговаривая слова за педагогом.

Заведу мою машину 
(повороты кистями руки сжатой в кулак, как будто заводим машину)


Би-би-би, налью бензину. 
(три раза хлопнуть в ладоши и одновременно топать)


Крепко-крепко руль держу 
(имитировать движения водителя)


На педаль ногою жму. 
(топать правой ногой)

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 5

Конспект образовательной деятельности.

Прогулка.

В первой группе раннего возраста.

Тема: «Наблюдение за проезжей частью дороги»

 Цели: познакомить с проезжей частью дороги — шоссе. Дать представление о правилах дорожного движения.

Задачи:

- Дать представление о правилах дорожного движения, о назначении светофора, о правилах поведения на улице. Учить различать транспорт по внешнему виду.

Развивать познавательный интерес, умение взаимодействовать с окружающими, общаться.

Воспитывать внимание и навыки ориентировки в пространстве.

Ход наблюдения

Пройти к проезжей части дороги и понаблюдать за движением транспорта. Объяснить, что детский сад находится рядом с дорогой. Это — шоссе.

Как река, проспект широка. Здесь плывет машин поток.

Спросить, какие машины двигаются по шоссе? Пусть дети назо­вут знакомые автомобили. Обратить внимание на то, что по шоссе двигаются много легковых и грузовых машин, и никто не мешает друг другу. Это потому, что в

Водители соблюдают правила дорожного движения.

 Трудовая деятельность: сгребание снега лопатой в определенное место. Цель: учить правильно пользоваться лопатами, работать сообща.                 

 Подвижные игры «Воробушки и автомобиль». Цель: закреплять знания о правилах дорожного движения. «Перебежки — догонялки». Цель: учить согласовывать свои действия с действиями товарищей                              

 Индивидуальная работа. «Брось дальше», «Кто быстрее добежит до флажка?»

- учить выполнять упражнение с мячом;

- развивать глазомер, быстроту бега.

Выносной материал: рули, маски-эмблемы, совочки, формочки, игрушки, лопаты детские, палочки для рисования.

 

Приложение 6

 

Подвижная игра «Воробышки и автомобиль»

Цель: приучать детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить своё место.

Ход игры

Дети садятся на стульчики или скамейки на одной стороне комнаты или площадки. Это воробышки в гнёздышках. На противоположной стороне площадки стоит один ребенок, изображая автомобиль- в руках держит руль. На слова воспитателя: «Полетели, воробышки на дорожку» - дети бегают по площадке, размахивая руками, как птички крылышками. Воспитатель через некоторое время говорит: «Осторожно, автомобиль едет, воробышки, в свои гнёздышки». Ребенок-автомобиль, выехав из гаража, едет в сторону воробышков. Воробышки улетают в гнёздышки (садятся на стульчики). Автомобиль возвращается в гараж.

Указания. К игре в начале привлекают небольшое число детей (10 – 12), затем всю группу. Воспитатель предварительно показывает, как летают воробышки, как они клюют зёрнышки. Дети, подражая воробышкам, выполняют все эти действия, затем можно включить в игру роль автомобиля. Воспитатель выполняет её сам, а после многократных повторений он поручает её активному ребёнку. Автомобиль едет не слишком быстро, чтобы дать возможность всем птичкам найти свои гнёздышки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 7

Утренняя гимнастика «Еду еду к бабе, к деду…»

Цель: Формирование и совершенствование двигательных навыков при помощи утренней гимнастики, сохранение и укрепление здоровья ребенка.

Ход гимнастики

Воспитатель: ребята, хотите сегодня покататься на лошадке.(дети охотно соглашаются встают на утреннюю гимнастику)

Воспитатель читает потешку, показывая упражнения, дети выполняют действия за воспитателем, проговаривая слова.

Еду-еду к бабе, к деду

(пружинка на месте 3-54раз)

На лошaдке в краcной шапке,

(ходьба на месте)

По ровной дороженьке,

На одной ноженьке,

(поочередное поднимание ног)

В старом лопаточки,

По рытвинам, по кочкам,

Все прямо и прямо,

(пружинка на месте 3-5раз)

А потом вдруг. в ямку

Бух!

(присесть)

Гимнастика повторяется 2-3 раза

 

 

 

 

Приложение 8

ООД (конструирование) «Грузовик», с чтением стихотворения  А.Барто «Грузовик»

Цели: научить создавать из строительного материала простейшие модели машин, закрепить знания частей автомобиля; познакомить с содержанием стихотворения А. Барто.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель читает детям стихотворение, А.Барто «Грузовик»

Нет, напрасно мы решили
Прокатить кота в машине:
Кот кататься не привык -
Опрокинул грузовик.

Воспитатель: как вы думаете о чем говориться в стихотворении? (дети отвечают)

Воспитатель: просит ребенка найти картинку с изображением этого транспортного средства.

Воспитатель: Что это? ( это машина). Это грузовая машина. Она большая или маленькая (большая).Из каких частей состоит машина?(воспитатель показывает детям на части машины-дети называют их).

 Воспитатель: Как играют этой игрушкой? (катают). Верно. Чтобы машина не столкнулась, какой сигнал нужно подать? (Дети за воспитателем повторяют: «Бип-Бип!».)

Воспитатель: ребята, может и мы с вами попробуем построить грузовик из конструктора (ребята соглашаются и приступают к работе).

Воспитатель помогает подобрать нужную фигуру, поощряет детей добрым словом. Когда грузовики построены, можно предложить детям взять их любимую игрушку и прокатить её на машине.

 

 

 

 

Приложение 9

Подвижная игра «Птички в гнездышках»

Цель: обучить детей основным видам движения, развить дисциплинированность и внимательность.

ХОД

На игровой площадке раскладываются обручи или рисуются круги диаметром 50—60 см по числу участников игры. Это гнездышки для птичек. В каждое из них становится ребёнок-«птичка».

 Воспитатель говорит: «Солнышко светит. Птички вылетели из гнезда».

После этих слов «птички» выпрыгивают из своего гнезда и разлетаются по игровой площадке, машут руками-«крылышками», переходя с ходьбы на бег и обратно.

Воспитатель подает другой сигнал: «Вечер наступает… Птички летят домой!..»

После этих слов «птички» спешат занять свободное или только свое гнездо (зависит от условий игры).

Правила игры: выпрыгивать и впрыгивать в гнездышко только на двух ногах. Во время «полета» по игровой площадке не сталкиваться друг с другом. При занятии свободных гнездышек не толкаться, не ссориться, не применять силу, выталкивая другую птичку.

Воспитатель отмечает детей, первыми вернувшихся в гнездышки, детей, кто лучше «вылетал» и возвращался в гнездышко, кто лучше «летал» по площадке, не забыв похвалить всех детей, создав положительные эмоции.

 

 

 

Приложение 10

ООД (аппликация) «Собираем машину»

Цель занятия: изготовление аппликации «грузовая машина», закрепление названий основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый).

Ход занятия:

Воспитатель - Ребята, вчера, мы забыли убрать игрушки. Я их собрала в коробку. Посмотрите, что это за игрушки? (машины)

Воспитатель - Куда мы их убираем?( ставим на дорогу)

Воспитатель - Верно, машины мы поставим на дорогу, в наш городок

(дети расставляют машинки)

Стук в дверь

Воспитатель - Кто это к нам идет? ( воспитатель открывает дверь, берет игрушку Буратино)

Воспитатель - Здравствуй, Буратино!

Буратино - Здравствуйте, ребята! ( здоровается с каждым ребенком)

Можно мне присесть, отдохнуть?

Воспитатель - Конечно, чем ты занимался, что так устал?

Буратино - Я собирал после игры конструктор-«лего», устал.

Воспитатель - А как ты собираешь «лего» ?

Буратино - Беру двумя руками и несу в коробку.

Воспитатель - Ребята, а мы с вами, как собираем «лего» ?

Дети - Грузим на машины.

Воспитатель - Верно, мы загружаем «лего» в кузов машины, отвозим и высыпаем в ящик. Сейчас мы покажем, как быстро мы убираем игрушки.

Игра « Соберем игрушки»

( На ковер выкладываются плоскостные фигуры разной формы и цвета ( красный, синий, зеленый, желтый), грузовые машины с кабинами желтого, синего, зеленого, красного цвета. Каждую «игрушку»(фигуру)дети кладут на машину такого же цвета. Дети раскладывают «игрушки» по машинам, называя цвет игрушки и машин.)

Буратино - Какие вы молодцы! Как быстро и хорошо у вас получается. Но у меня нет грузовых машин.

Воспитатель - Давайте сделаем Буратино грузовые машины.

Дети - Давайте.

 

Воспитатель - Ребята, посмотрите, какая это машина?

( рассматривание образца)

Дети – Грузовая.

Воспитатель - Какие части есть у машины?

Дети - Колеса, кабина, кузов.

Воспитатель - Верно. Мы сейчас сделаем такие грузовые машины для Буратино. Давайте приготовим рабочее место.

( вместе с детьми раскладываем клеенки, кисти, клей, салфетки, альбомный лист, элементы аппликации)

Воспитатель - Сейчас каждый выложит свою машину на листе бумаги.

( дети выкладывают, воспитатель уточняет у каждого ребенка, какого цвета будет кабина грузовика).

Воспитатель - Теперь мы будем наклеивать. Сначала я вам покажу. Берем кабину, переворачиваем ее и кладем на клеенку. Кисточку опускаем в клей, лишний клей убираем о край баночки, и намазываем кабину, не пропуская, всю поверхность. Теперь кисточку кладем на край баночки, берем намазанную кабину, переворачиваем и наклеиваем на лист. Наклеиваем кабину на то место, откуда взяли. Теперь пригладим салфеткой. Дальше будем приклеивать кузов.

( воспитатель побуждает детей помогать в объяснении последовательности работы).

Воспитатель - Берем кузов ……. (переворачиваем)

                          - Кладем…… ( на клеенку)

                          - Набираем кисточкой ….( клей)

                          - Намазываем…. (кузов)

                          - Кисточку кладем….. (на баночку)

                          - Берем кузов…….. ( переворачиваем)

                          - Перевернули и… (приклеиваем к кабине)

                          - Приклеили и …… (приглаживаем салфеткой)

( далее следует совместное объяснение воспитателя и детей по наклеиванию колес)

Дети приклеивают машину на лист. Воспитатель следит за выполнением работы, помогает при необходимости детям.

Воспитатель - Вот такие у нас получились грузовики. Буратино, подойдут тебе такие машины?

Буратино – Конечно, подойдут, вы такие молодцы!

Воспитатель - Давайте отдадим Буратино наши машины, чтобы он мог быстро убирать игрушки.

Буратино - Спасибо, ребята! Я теперь смогу быстро и легко убирать конструктор. До свидания!

Воспитатель - Чем сегодня занимались?

дети (делали для Буратино грузовики)

Воспитатель - Как мы делали машины?

дети (наклеивали на бумагу)

Воспитатель - Какого цвета были кабины у машин?

дети (красного, синего, зеленого, желтого)

Воспитатель - Молодцы, ребята, помогли Буратино!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1.      Белая К.Ю., Зиина В.Н., Кондрыкинская Л.А. Твоя безопасность: Как вести себя дома и на улице. Для средн. и ст. дошк. возраста. 4-ое изд. М: Просвещение, 2006. -47 с.

2.       Бочко А. Правила дорожного движения: для детей. М.:Издательство «Питер», 2014. – 16 с.

3.  Гордиенко С.А. Азбука дорожного движения для детей и для родителей, для пешеходов и водителей. Ростов-н/Д: Феникс-Премьер,  2015. – 64 с.

4.  Добрая дорога детства: интернет портал   [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.dddgazeta.ru/

5. Елжова Н.В. ПДД в детском саду: развивающая среда и методика по ознакомлению детей с ПДД, перспективное планирование, конспекты занятий. Ростов-н/Д: Феникс, 2014. – 170 с.

6. Игнатова С.В. Учим Правила дорожного движения: наглядно-методический комплект для дошкольников и младших школьников. М.: Ювента, 2013.

 7.      Козловская Е.А. Формирование у детей и подростков навыков безопасного поведения на улицах и дорогах (для педагогов учреждений дополнительного образования) / Е.А. Козловская, С.А. Козловский. М., 2006.

 8. Козловская Е.А. Формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на улицах и дорогах (для педагогов дошкольных образовательных учреждений) / Е.А. Козловская, С.А.. Козловский. М., 2006.

9. Комплексный проект профилактики детского дорожно-транспортного травматизма на период 2013-2020 гг. [Электронный ресурс].  Режим доступа: (http://минобрнауки.рф/документы/5372).

10. Усова Т. Правила дорожного движения для детей. М.:Ай, 2014. – 43 с.

11.   Шалаева Г.П. Правила дорожного движения для воспитанных детей. М.: Издательство АСТ, 2009.

12.     Элькин Г.Н. Детям о правилах дорожного движения (соответствует ФГОС).  М.: Паритет, 2015.

 

Материалы для дальнейшей работы.

Тематику ПДД можно активно затрагивать и на коммуникативных занятиях, развивая при этом речь дошкольников. Воспитатель подбирает произведения художественной литературы, где затрагивается тема транспорта, работы водителя, правил дорожного движения. Для малышей ясельной группы подойдут следующие произведения.

  • «Паровоз» (Т. Волгина)
    Загудел паровоз
    И вагончики повёз.
    Чу-чу, чу-чу!
    Я далёко укачу!
  • Коваль Т. Мой огромный грузовик
    Быть без дела не привык.
    Что я только не грузил!
    Что он только не возил!
    И кастрюли, и подушки,
    И солдатиков, и пушки,
    И ботинки, и коня
    И жирафа, и меня!
  • «Грузовик» (А. Барто) Нет, напрасно мы решили
    Прокатить кота в машине:
    Кот кататься не привык –
    Опрокинул грузовик.
    «Самолёт» (А. Барто)
  • Самолёт построим сами,
    Понесёмся над лесами.
    Понесёмся над лесами,
    А потом вернёмся к маме.
    «Кораблик» (А. Барто)
  • Матросская кепка, верёвка в руке.
    Везу я кораблик по быстрой реке
    И скачут лягушки за мной по пятам,
    И просят меня: «Прокати, капитан!».
  • «Шофёр» (В. Заходер) Качу,
    Лечу
    Во весь опор.
    Я сам — шофёр.
    И сам — мотор.
    Нажимаю
    На педаль
    И машина
    Мчится вдаль!

 

Во второй младшей группе можно брать за основу занятия такие произведения.

  • «Светофор» (С. Михалков)
  • Если свет зажётся красный,
    Значит, двигаться опасно.
    Свет зелёный говорит:
    «Проходите, путь открыт!»
    Жёлтый свет — предупрежденье:
    Жди сигнала для движенья.
  • Малышкин светофор (И. Гурина)
    Светофор нас в гости ждёт.
    Освещает переход.
    Загорелся красный глаз:
    Задержать он хочет нас.
    Если красный — нет пути.
    Красный свет — нельзя идти.
    Жёлтый свет — не очень строгий:
    Жди, нам нет пока дороги.
    Ярко-жёлтый глаз горит:
    Все движение стоит!
    Наконец, зелёный глаз
    Открывает путь для нас.
    Полосатый переход
    Пешеходов юных ждёт!
  • Васина А. Грузовик серьёзный малый!
    Поважнее он, пожалуй,
    Чем машина легковая
    (Даже самая большая).
    Грузы возит грузовик —
    Он лениться не привык.
    Погрузил, везёт, гудит:
    «Прочь с дороги! Отойди!
    Поместилось много грузов
    В мой большой просторный кузов.
    Их спешу доставить в срок!
    Хоть бы кто-нибудь помог…»
  • М. Пляцковский «Светофор»,
  • А. Северный «Три чудесных цвета»,
  • Я. Пишумов «Азбука города», «Просто это знак такой… »,
  • В. Головко «Правила движения»,
  • И. Гурина «Малышкин светофор», «Непослушный пешеход»,
  • В. Сутеев «Капризная кошка»;
  • С. Михалков «Моя улица»;
  • В. Берестов «Про машину»;
  • Э. Мошковская «Я тоже буду шофером»;
  • Т. Шипошина «Автобус»;
  • Т. Коваль «Такие разные машины»
  • Чтение сказки Д. Биссета «Про малютку-автобус, который боялся темноты»
  • Чтение Л. Берг «Пит и трёхколёсный велосипед»

 

Виды занятий по ПДД и картотека тем

Как правило, занятия по ПДД в раннем и младшем дошкольном возрасте проходят в рамках познавательного цикла. Беседуя с детьми, обыгрывая различные дорожные ситуации, педагог в ненавязчивой форме преподносит им важную для их жизни информацию.

Темы для познавательных занятий в первой младшей группе

  1. «Дорога».
  2. «Наша улица».
  3. «Знакомство с машиной».
  4. «Водитель».
  5. «Знакомство с автобусом».
  6. «Волшебные огоньки» (дать первоначальное понятие о светофоре).

Темы для познавательных занятий во второй младшей группе

  1. «Знакомьтесь, грузовик» (дети узнают, как он устроен, названия деталей).
  2. «Виды городского транспорта» (сравнение автобуса, легкового и грузового автомобиля»).
  3. «Ремонтируем колёса у машин» (путешествие в автомастерскую, ребята узнают, чем там занимаются).
  4. «Наш друг — светофор».
  5. «Знакомство со знаком пешеходного перехода» (дошкольникам даются знания о том, как правильно переходить дорогу).
  6. «Специальные машины» (скорая помощь, пожарная и полицейская машины).

 

 

Подвижные игры по ПДД в группе раннего возраста

Сборник подвижных игр по ПДД в группе раннего возраста представляет собой небольшую коллекцию небольших игр по формированию усвоения дошкольниками первоначальных знаний о правилах безопасного поведения на улице; Выработке навыков сознательного отношения к соблюдению правил безопасного движения, правил для пассажиров; Подготовке к правильным действиям в сложившейся ситуации на дороге, на улице.

«Машины едут»

Цель: упражнять детей в умении бегать, не наталкиваясь друг на друга, выполнять движения по сигналу. Закрепить знания о том, что машины едут по дороге.

Описание игры: Дети – машины легко бегают (едут) по площадке. Если воспитатель поднимает зеленый флажок, дети продолжают идти по залу. Если поднят желтый флажок – останавливаются и хлопают в ладоши. Если красный - стоят без

движения и звука. Тот, кто ошибается, выбывает из игры.

Вариант: тот, кто не ошибается, получает жетон, а в конце игры - сладкий приз.

Правила.

1. На зеленый цвет светофора – идет по залу.

2. На желтый цвет светофора – останавливаемся и хлопаем в ладоши.

3. На красный цвет – сидеть без движения.

«Бегите ко мне»

Цель: упражнять детей в умении бегать, не наталкиваясь друг на друга, выполнять движения по сигналу.

Описание игры: Каждый ребенок берет кружок (зеленый, желтый, красный) и встает в него. Ведущий стоит в середине площадки. По его команде: «Раз, два, три – ко мне беги!» - дети разбегаются. Ведущий произносит: «Раз, два, три - в светофор беги!» и сам старается занять какой-либо кружок.

Правила: 1. Разбегаться после сигнала «Раз, два, три – беги ко мне!» 2. Занимать кружки после сигнала «Раз, два, три - в светофор беги!»

«Поезд»

Цель: упражнять детей идти вперед небольшими группами. Сначала держась друг за друга, затем, свободно двигая руками, согнуты в локтях, начинать и заканчивать движение точно по сигналу воспитателя.

Описание игры: Дети строятся в колонну по одной стороне площадки или вдоль стены комнаты. Первый стоящий в колонне — «паровоз», остальные — «вагоны». Воспитатель дает гудок, и дети начинают двигаться вперед (без сцепления);

вначале медленно, затем быстрее и наконец переходят на бег (при медленном движении дети могут произносить звуки «чу-чу-чу»). «Поезд подъезжает к станции»,— говорит воспитатель. Дети постепенно замедляют темп и останавливаются.

Воспитатель вновь дает гудок, и движение поезда возобновляется. Общая продолжительность игры 4—5 минут.

Правила игры: Поезд может двигаться только после гудка (т.е. по сигналу воспитателя). Указания к проведению игры: 1) Воспитатель регулирует темп и продолжительность движения поезда. 2) Первое время воспитатель сам ведет колонну детей, а затем ставит впереди более активного ребенка.

Вариант игры: После остановки поезда дети идут погулять: собирают цветы, ягоды, грибы, шишки. Услышав гудок, дети бегут в условленное место (к стене) и строятся в колонну. В другой раз можно предложить детям немного поплясать под мелодию, спетую воспитателем. Указания к проведению игры: 1) В варианте игры бежать в вагоны, т. е. строиться в колонну, можно только по гудку паровоза. 2) Вначале можно разрешить детям строиться в любом порядке, а к концу года

следует приучать запоминать свое место в колонне — находить свой «вагон».

«Воробушки и автомобиль»

Цель: Упражнять детей в беге в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, в умении начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить своё место

Описание игры: Когда поднято изображение воробушка - начинаются двигаться «Воробушки», когда изображение автомобиля - начинают движение «Автомобили». Дети бегают по площадке, стараясь не мешать друг другу. Выигрывает та команда, которая не сделает ни одной ошибки.

Правила: 1. Игра начинается по сигналу воспитателя. 2. Когда поднято изображение воробушка – двигаются дети-воробушки. 3. Когда поднять изображение автомобиля – двигаются дети-автомобили.

«Паровозы и машины»

Цель: Упражнять детей в беге по прямой по сигналу воспитателя.

Описание игры: Дети делятся на 2 подгруппы и размещаются перпендикулярно друг другу. Первая – паровозы, вторая – машины. На зеленый сигнал светофора «Паровозы» начинают движение и «Машины» останавливаются. На красный сигнал светофора «Паровозы» останавливаются и «Машины» начинают движение. 1. «Паровозы» и «Машины» начинают движение на зеленый сигнал светофора. 2. «Паровозы» и «Машины» останавливаются на красный сигнал светофора.

«Чья машина появится первой»

Цель: Совершенствовать умения детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить своё место.

Описание игры: Дети по сигналу воспитателя идут парами друг за другом, не наталкиваясь. На красный сигнал светофора пары останавливаются. На зеленый – продолжают движение. Правила: 1. Пары начинают движение на зеленый сигнал светофора. 2. Пары останавливаются на красный сигнал светофора.

 

«Вышли дети в садик»

Цель: Упражнять детей в беге по прямой по сигналу воспитателя. Закреплять знания сигналов светофора.

Описание игры: Дети по сигналу воспитателя идут друг за другом, не наталкиваясь. На красный сигнал светофора пары останавливаются. На зеленый – продолжают движение.

Правила: 1. Пары начинают движение на зеленый сигнал светофора. 2. Пары останавливаются на красный сигнал светофора.

«Птицы и автомобили»

Цель: Формировать выразительность движений, умение передавать простейшие действия персонажей, по звуковому сигналу воспитателя. Воспитывать наблюдательность

Описание игры: Дети – птицы. Когда воспитатель сказал: «Птицы летят» - начинаются двигаться «Птицы», когда воспитатель говорит: «Автомобили едут» - начинают движение «Автомобили». Дети бегают по площадке, стараясь не мешать друг другу.

Правила: 1. Игра начинается по сигналу воспитателя. 2. Птицы двигаются после слов «Птицы летят». 3. Автомобили двигаются после слов «Автомобили едут».

«Зайчики перебегают»

Цель: Развивать умение прыгать на двух ногах на месте и с продвижением вперед. Формировать выразительность движений, умение передавать простейшие действия персонажей.

Описание игры: Ведущий встает в центре перекрестка — это светофор. Дети делятся «зайчики». Если показывается карточка с красным светом – «зайчики» прыгают на месте, если зелёная карточка – то «зайчики» прыгают через дорогу по пешеходному переходу, если жёлтая карточка, то все «зайчики» подпрыгивают к пешеходному переходу и готовятся «перейти дорогу».

Правила: 1. Если показывается карточка с красным светом – «зайчики» прыгают на месте. 2. Если поднимается жёлтая карточка, то все «зайчики» готовятся «перейти дорогу». 3. Если поднимается зелёная карточка – то «зайчики» прыгают через дорогу по пешеходному переходу.

«Автомобиль»

Цель: Развивать умение детей действовать по сигналу быстро, приучать их ориентироваться в пространстве, развивать ловкость.

Описание игры: Дети – машины легко начинают двигаться и останавливаться по сигналу ведущего.

Правила: 1. Начинать движение только после звукового сигнала. 2. Останавливаться только после звукового сигнала.

 

«Светофорчик»

Цель: Совершенствовать навыки бега и ходьбы не наталкиваясь друг на друга. Развивать внимание. Закреплять знания о цветах светофора и их предназначении.

Описание игры: Подгруппа детей по сигналу «1,2,3 - собери» подбегают к кружкам и собирают светофор. Кружки находятся на расстоянии 5 м от детей.

Правила. Собираем светофор после слов «1,2,3, - собери»

«На санках»

Цель: Упражняться в езде на санках, приучать их ориентироваться в пространстве, развивать ловкость.

Описание игры:

Детям предлагается перевезти на санках игрушки с учетом сигналов светофора.

Правила: 1. Санки едут только по специальной дорожке не наталкиваясь друг на друга. 2. На зеленый сигнал светофора ехать не останавливаясь. 3. На желтый притормаживать 4. На красный – остановиться.

«Катание машин»

Цель: Закреплять знания сигналов светофора, приучать их ориентироваться в пространстве, развивать ловкость.

Описание игры: Детям предлагаются машины по выбору. Они должны их прокатить по специальной дорожке с учетом сигналов светофора.

Правила: 1. Машинам едут только по специальной дорожке не наталкиваясь друг на

друга. 2. На зеленый сигнал светофора ехать не останавливаясь. 3. На желтый притормаживать 4. На красный – остановиться.

«Езда на велосипедах»

Цель: Упражнять в езде на велосипеде, приучать их ориентироваться в пространстве, развивать ловкость.

Описание игры. Детям предлагают по желанию проехать на велосипеде по прямой, по кругу, с учетом сигналов светофора.

Правила: 1. Велосипедистам ехать нужно только по велосипедной дорожке не наталкиваясь друг на друга. 2. На зеленый сигнал светофора ехать не останавливаясь. 3. На желтый притормаживать 4. На красный – остановиться.

Физкультминутка

Физкультминутка «В дороге»

Едем, едем мы домой

На машине легковой.   движения, имитирующие поворот руля

Въехали на горку: хлоп!        руки вверх, хлопок над головой

Колесо спустилось: стоп        руки через стороны вниз, присесть

Физкультминутка «Шофёры»

Едем-едем на машине, руки держат «руль»

Нажимаем на педаль,   двигают стопой ноги

Газ включаем — выключаем, двигают рукой

Пристально мы смотрим вдаль.      всматриваются вдаль

Дворники счищают капли

Вправо- влево — чистота!     руками делают круговые движения

Ветер волосы ерошит,

Мы шофёры хоть куда! руками ерошат волосы

Физкультминутка «Полицейский на дороге»

Полицейский на дороге         шагаем на месте

Людям машет: не ходи движение руками в стороны, вверх, в стороны, вниз

Здесь машины едут прямо     руки перед собой

Пешеход, ты, погоди!   руки в стороны

Посмотрите: улыбнулся        руки на поясе

Приглашает нас идти    шагаем на месте

Вы, машины, не спешите       хлопки руками

Пешеходов пропустите!        прыжки на месте

 

 

Дидактическая игра «Какой огонек зажегся»
Задачи:
 закрепить знание цветов светофора.
Оборудование: «Живая картинка» - улица, картинка светофора с круглыми отверстиями, круги красного, желтого и зеленого цветов.
Содержание игры.
Воспитатель поочередно вставляет в отверстия светофора на «Живой картинке» круги разного цвета и предлагает детям назвать эти цвета и объяснить, что они означают для пешеходов.

Дидактическая игра «О чем говорит светофор»
Задачи:
 формировать элементарные представления детей о значении цветов светофора и правилах дорожного движения.
Оборудование: «Живая картинка» - улица, картинки: светофор, автомобили разного назначения; дорожная разметка, фигурки людей.
Содержание игры.
Воспитатель готовит макет дороги с разметкой пешеходного перехода, создает при помощи фигурок людей различные дорожные ситуации и предлагает детям показать правильное поведение на дороге пешеходов и водителей.

Дидактическая игра «Чего не хватает»
Задачи: 
закрепить знание о частях автомобилей.
Оборудование: картинки автомобилей, части автомобилей.
Содержание игры.
Воспитатель показывает автомобиль, уточняет, чего не хватает, затем предлагает найти картинку с недостающей деталью.

Дидактическая игра « Наша улица»
Задачи:
 формировать элементарные представления детей о понятиях: улица, дорога, тротуар, деревья, дома; элементарные представления о правилах поведения на дороге.
Оборудование: «Живая картинка» - улица, картинка светофора с отверстиями, круги красного, желтого и зеленого цветов, фигурки детей, картинки автомобилей, дорожные знаки.
Содержание игры.
Воспитатель показывает детям картинку и рассказывает, что переходя через дорогу, не следует спешить, надо быть внимательным, нельзя играть возле дороги, переходить проезжую часть по пешеходному переходу, различать сигналы светофора (зеленый – можно идти, красный цвет - хода нет), дорожные знаки.

Дидактическая игра «На чем мы ездим»
Задачи: 
учить детей узнавать и показывать транспортные средства на слух.
Оборудование: картинки транспортных средств.
Содержание игры.
Воспитатель читает детям стихотворение, затем спрашивает о чем в нем говориться и просит ребенка найти картинку с изображением этого транспортного средства.

Паровоз
Загудел паровоз
И вагончики повез.
Чу-чу, чу-чу!
Я далеко укачу!
(Т. Волгина)
Грузовик
Нет, напрасно мы решили
Прокатить кота в машине:
Кот кататься не привык –
Опрокинул грузовик.
(А. Барто)

Самолет
Самолет построим сами,
Понесемся над лесами.
Понесемся над лесами,
А потом вернемся к маме.
(А. Барто)
Вертолет
Вертолет, вертолет!
Ты возьми меня в полет!
А в полете пусто,
Выросла капуста!
(дразнилка)
Кораблик
Матросская кепка, веревка в руке.
Везу я кораблик по быстрой реке
И скачут лягушки за мной по пятам,
И просят меня: «Прокати, капитан!».
(А. Барто)

Дидактическая игра «На чем мы ездим»
Задачи: 
учить детей узнавать знакомые транспортные средства, обозначать их словами.
Оборудование: «Живая картинка» - улица, картинки транспортных средств.
Содержание игры.
Воспитатель поочередно вставляет в отверстия на «Живой картинке» картинки транспортных средств и спрашивает, что на ней нарисовано. Дети отвечают сами или с помощью воспитателя. Затем воспитатель предлагает рассмотреть картинку и отмечает, какого цвета машина, для чего она необходима, вместе с детьми называет ее части и т.д.

Дидактическая игра «Дай что скажу»
Задачи:
 Закрепить название транспорта, активизировать словарь.
Оборудование: игрушки автобус, грузовик, легковая машина, самолет, кораблик.
Содержание игры.
Игрушки стоят на столе или ковре. Ребенок находится на расстоянии 1-2 метров от стола. Воспитатель просит малыша: «Принеси автобус (самолет, грузовик и т.д.)». Если малыш затрудняется, то воспитатель уточняет: «Он красного цвета, стоит около самолета» или просто указывает на нужную игрушку. Затем задает вопросы, уточняя, что принес ребенок, какого цвета автобус, его величина; рассматривают его части.

 

Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
Задачи:
 Уточнить и активизировать словарь по теме «Транспорт».
Оборудование: Игрушки автобус, грузовик, легковая машина, самолет, кораблик, мешочек.
Содержание игры.
Воспитатель по одной достает машины из мешка. Вместе с ребенком рассматривает и обговаривает их внешний вид (грузовик, автобус и т.д.), цвет, материал, назначение. Уточняет название частей, их окраску и форму.

Художественное слово по «Правилам дорожного движения»

Не играй возле дороги - это опасная игра,
может выскочить машина и наехать на тебя.

Возле дороги не шали,
Смотри! Машина впереди.
Ты аккуратным будь всегда,
Чтоб не случилась вдруг беда!
А если видишь переход -
Полоски поперек дороги.
Смотри налево, пешеход,
Свободно? Пусть ступают ноги.
Светофор
Встали мы на переходе,
Перед нами светофор.
И при всем честном народе
Смотрит он на нас в упор.
Красный глаз его открылся,
Значит, хочет он сказать:
Как бы ты не торопился,
Должен ты сейчас стоять!

Вот мигает желтым глазом.
Приготовься, говорит!
Как закрою этот - разом
Будет третий глаз открыт.
Третий глаз горит зеленым,
Все машины встали в ряд.
Можем мы идти, Алена,
Мама с папой говорят.

Малышкин светофор (И.Гурина)
Светофор нас в гости ждет.
Освещает переход.
Загорелся красный глаз:
Задержать он хочет нас.
Если красный – нет пути.
Красный свет – нельзя идти.
Желтый свет – не очень строгий:
Жди, нам нет пока дороги.
Ярко-желтый глаз горит:
Все движение стоит!
Наконец, зеленый глаз
Открывает путь для нас.
Полосатый переход
Пешеходов юных ждет!
***
Перейти через дорогу
Вам на улицах всегда
И подскажут и помогут
Говорящие цвета.

Если свет зажегся красный,
Значит, двигаться опасно!
Желтый свет - предупрежденье,
Жди сигнала для движенья.
Свет зеленый говорит:
«Пешеходам путь открыт!»
Там, где транспорт и дорога,
Знать порядок все должны.
На проезжей части строго
Игры все запрещены!

Светофор
Полосатая лошадка
Через улицу ведет -
Здесь нам очень осторожно
Нужно сделать переход.
Не спеши, а главным делом
Влево-вправо погляди:
Нет машин - шагаем смело!
Есть машины - стой и жди!
***
Стой скорее, косолапый,
Пожалей свои ты лапы.
На дороге не играй,
Правила ты соблюдай!
***
На проезжей части, дети,
Не играйте в игры эти.
Бегать можно без оглядки
Во дворе и на площадке.
***
По городу, по улице
Не ходят просто так:
Когда не знаешь правила,
Легко попасть впросак.
Все время будь внимательным
И помни наперед:
Свои имеют правила
Шофер и пешеход.

Светофор
У любого перекрестка
Нас встречает светофор
И заводит очень просто
С пешеходом разговор:
Я и вежливый, и строгий,
Я известен на весь мир.
Я на улице широкой -
Самый главный командир.
Я -светофор!
Я - светофор!
Я с виду грозный и серьезный,
Долговязый светофор!
Свет зеленый - проходи.
Желтый - лучше подожди.
Если свет зажегся красный -
Значит, двигаться опасно!
 

 


Знак «Пешеходный переход»
Всем знакомые полоски...
Знают дети, знает взрослый:
На ту сторону ведет Пешеходный переход.
***
Здесь наземный переход,
Ходит целый день народ.
Ты, водитель, не грусти,
Пешехода пропусти!

Знак «Движение пешеходов запрещено»
В дождь и в ясную погоду
Здесь не ходят пешеходы.
Говорит им знак одно:
«Вам ходить запрещено!»

Знак «Остановка автобуса»
В этом месте пешеход
Терпеливо транспорт ждет.
Он пешком устал шагать,
Хочет пассажиром стать.

 

Образовательные ситуации и беседы с детьми по ПДД

«Переход»
Задачи:
 формировать элементарные представления о сигналах светофора и правилах перехода проезжей части.
Оборудование: «Живая картинка» - улица, картинка светофора с отверстиями, круги красного, желтого и зеленого цветов, фигурки детей, картинки автомобилей.
Содержание
Воспитатель объясняет детям:
- Дорогу переходим по пешеходному переходу аккуратно, не спешим и не бежим. Вначале надо посмотреть налево, если машин нет, то можно идти до середины дороги. На середине посмотри направо, если не едут машины, то переходи дорогу.
Затем воспитатель вставляет в отверстия на светофоре красный кружок:
Воспитатель: - Загорелся красный свет. Что делают дети?
Дети: - Стоят.
Воспитатель: На светофоре жёлтый свет. Что делают дети?
Дети: - Стоят.
Воспитатель: На светофоре зеленый свет. Что делают дети?
Дети: - Переходят улицу.
Воспитатель: Правильно. На зелёный сигнал дети идут по переходу, сначала смотрят налево, потом направо.

«Знакомство с улицей»
Задачи:
 формировать элементарные представления детей об улице, проезжей части, тротуаре, грузовых и легковых автомобилях, автобусе; дать элементарные знания о правилах поведения на улице; уточнить понятие «пассажир».
Оборудование: «Живая картинка» - улица, картинки грузовой и легковой машины, автобус, трамвай.
Содержание
Воспитатель с детьми подходят к пособию «Живая картинка» - Улица и обращает их внимание на то, что они видят на картинке.
Воспитатель. Посмотрите, какая улица широкая, красивая. У каждой улицы есть название. На ней большое количество домов. По дороге едет много разных машин. Какие машины вы видите? (Воспитатель поочередно вставляет грузовую и легковую машины).
Дети.
 Грузовые, легковые.
Воспитатель. Правильно. А какие машины называются грузовыми?
Дети. Которые перевозят грузы.
Воспитатель. А какой транспорт перевозит людей? (Воспитатель поочередно вставляет автобус и трамвай).
Дети. Автобус, трамвай.
Воспитатель. Как называют людей, которые в них едут?
Дети. Пассажиры.
Воспитатель. Где едут машины?
Если дети затрудняются ответить, воспитатель подсказывает им.
Воспитатель
. Машины едут по дороге. Место, где ходят люди, называется тротуаром. Кто запомнил, как называется место, где ходят люди?
Дети. Тротуар.
Воспитатель. Теперь мы с вами знаем, что машины ездят по дороге, люди ходят по тротуару.
Педагог предлагает детям посмотреть на картинку и рассказать, что еще они видят на улице. Воспитатель обращает внимание детей на отдельные объекты (дома, деревья и т.д.).
Воспитатель.
 Сегодня мы рассмотрели улицу, она широкая, красивая, на ней много машин. Ездят они по дороге. Люди ходят по тротуару. Они идут, не мешая друг другу. На улице разные дома: высокие и низкие.

«Светофор»
Задачи:
 формировать элементарные представления о сигналах светофора и правилах перехода проезжей части.
Оборудование: «Живая картинка» - улица, картинка светофора с круглыми отверстиями, круги красного, желтого и зеленого цветов.
Содержание
Воспитатель с детьми подходят к пособию «Живая картинка» - Улица и обращает их внимание на перекресток с светофором.
Воспитатель. Чтоб тебе помочь
Путь пройти опасный,
Горим и день и ночь -
Зеленый, желтый, красный.
О чем говорится в стихотворении?
Дети. О светофоре.
Воспитатель. Давайте посмотрим, как его огни регулируют движение.
Воспитатель поочередно вставляет в отверстия светофора на «Живой картинке» круги красного, желтого и зеленого цвета.
При красном сигнале светофора
Воспитатель. Дети, как вы думаете, можно сейчас переходить улицу? Почему? А на какой сигнал светофора разрешается идти?
Дети отвечают.
При зеленом сигнале светофора
Воспитатель. Посмотрите, люди спокойно переходят улицу (вставляет фигурки людей на пешеходный переход). А вот сигнал светофора изменился. Какой сигнал загорелся?
Дети. Желтый.
Воспитатель. Правильно, желтый. Он предупреждает водителей и пешеходов о том, что сигнал меняется, надо быть внимательным.
Если свет зажегся красный,
Значит, двигаться опасно!
Желтый свет - предупрежденье,
Жди сигнала для движенья.
Свет зеленый говорит:
«Пешеходам путь открыт!»

 

Консультация для родителей

ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ПРОЕЗЖЕЙ ЧАСТИ
Родители для детей являются образцом поведения на улицах и дорогах. Никакое обучение не будет эффективным, если самые близкие люди, которые пользуются у дошкольника особым авторитетом, не соблюдают правила дорожного движения. Нарушение родителями правил приводит к тому, что дети, подражая им, вырабатывают манеру опасного для жизни и здоровья поведения на дороге, которая впоследствии может привести к непоправимой беде. Прежде всего, родители отвечают за безопасность своих детей и самое простое, что они могут сделать, - это быть хорошим примером для подражания.
По статистике, каждый пятый малыш, пострадавший в ДТП, впоследствии становится пациентом психоневрологического диспансера, так как в первую очередь при авариях, травмируется головной мозг, отвечающий за развитие ребенка.
Анализ ДТП показывает, что главная причина дорожных трагедий - отсутствие у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах и умения наблюдать: осматривать свой путь, замечать автомобиль, оценивать его скорость и направление движения, предвидеть возможность появления двигающегося на большой скорости автомобиля из-за стоящего транспорта и других предметов (кустов, заборов, сугробов, киосков и т.п:), закрывающих обзор проезжей части.
Дорога с ребенком в детский сад и обратно - идеальный способ не только давать ему знания, но и формировать у него навыки безопасного поведения на улице. К сожалению, многим свойственно заблуждение, будто бы учить детей правильно вести себя на дорогах и улицах города надо где-то лет с 5-6, к тому времени, когда они пойдут в первый класс. Однако у ребенка целая гамма привычек, неосознанно и независимо, возникает с самого раннего детства, и некоторые из них, вполне пригодные для пребывания в доме и возле него, смертельно опасны на проезжей части. Именно поэтому во время движения с малышом по улице, начиная буквально с 1,5- 2 лет, надо формировать у него комплект «транспортных» привычек. Для этого родители должны как можно чаще сопровождать ребенка улице, соблюдая следующие обязательные требования:
• из дома выходите заблаговременно, так, чтобы ребенок при выкал идти по улице не спеша;
• перед переходом проезжей части обязательно остановитесь; переходите дорогу размеренным шагом без какой-либо спешки, часто дети не поспевает за родителями, которые идут «своим» шагом и бегут рядом; следите, чтобы ребенок шел в своем темпе;
• приучите детей переходить проезжую часть только на пешеходных переходах и перекрестках;
• никогда не выходите на проезжую часть из-за стоящего транспорта и других предметов, закрывающих вам обзор: стоящий на остановке транспорт нельзя обходить ни сзади, ни спереди; необходимо отойти от него до ближайшего перекрестка или пешеходного перехода и только там перейти проезжую часть;
• увидев трамвай, автобус, стоящий на противоположной стороне, не спешите и не бегите; приучите ребенка поступать так же, объясните, что это опасно и лучше подождать следующего транспорта;
• выходя на проезжую часть, прекращайте посторонние разговоры с ребенком; он должен привыкнуть, что при переходе не надо отвлекаться, а необходимо сосредоточить все внимание только на дорожной обстановке (исключение делается для нескольких фраз, с которыми взрослый обращается к ребенку для контроля дорожной ситуации);
• переходите улицу строго под прямым углом: это позволит лучше контролировать движение автомобилей и более быстро покинуть проезжую часть;
• там, где есть светофор, переходите проезжую часть только на зеленый сигналпредварительно обязательно убедитесь в безопасности перехода; ребенок должен привыкнуть, что на красный и желтый свет не переходят дорогу, даже если нет автомобилей;
• при переходе и на остановках общественного транспорта крепко держите ребенка за руку, так как он может неожиданно выбежать на проезжую часть;
• из автобуса, троллейбуса, трамвая, автомобиля выходите первыми, впереди детей; в противном случае малыш может упасть, а ребенок постарше выбежать в этот момент из-за стоящего транспорта на проезжую часть дороги; не допускайте, чтобы ребенок переходил или перебегал дорогу впереди вас - этим вы приучите его не смотреть по сторонам;
• привлекайте ребенка к участию в наблюдении за обстановкой на дороге: показывайте ему те машины, которых надо остерегаться, которые готовятся поворачивать или едут с большой скоростью (их надо пропустить), которые вы заметили издали; подчеркивайте свои движения, находясь с ребенком: «я поворачиваю голову для осмотра улицы; смотрю за движением машин; смотрю, свободна ли дорога» и т.д.;
• покажите безопасный путь в детский сад, школу, магазин;
• следите затем, чтобы ребенок катался на велосипеде только на детской или спортивной площадке и не вблизи дорог и на проезжей части улицы.
ПОМНИТЕ! Никогда в присутствии ребенка не нарушайте ПДЦ - плохой пример заразителен, а ребенок обучается правилам безопасного поведения на проезжей части прежде всего на вашем примере.
В вашей семье растет малыш. Пока он делает первые шаги, его маленькая теплая ладошка доверчиво лежит в вашей надежной руке. Впереди у него большая дорога жизни и вы должны помочь пройти ее без потерь.
Знакомить малыша с ПДД следует постоянно, ненавязчиво, используя каждый подходящий момент во дворе, на улице. При этом будьте сами внимательны и аккуратны, находясь с ребенком на проезжей части, соблюдайте следующие правила:
- при перевозке ребенка в коляске, санках пересекайте проезжую часть только в установленных местах, убедившись в безопасности перехода (в темное время суток водитель может не заметить, что на расстоянии 1-1,5 м от взрослого едут детские саночки);
- подходя к дороге, крепко держите малыша за руку, переходите дорогу спокойным шагом;
- при переходе дороги с ребенком на руках, держите его так, чтобы он не мешал контролировать ситуацию на дороге;
- при выходе из общественного транспорта возьмите ребенка на руки или выходите впереди него.

ПОМНИТЕ! Не будьте равнодушными прохожими, помогите маленькому пешеходу, оказавшемуся в трудной ситуации на дороге. Удержите его от шалостей и опрометчивых действий.

 

Оформление родительского уголка

Уголок ПДД в группе

 

 

 

 

Практическое применение пешеходной дорожки.