Опыт работы. Технология Кроссенс. Интерактивная игра в технике кроссенс

Филатова Ольга Сергеевна
Технология Кроссенс. Интерактивная игра в технике кроссенс Автор – Филатова Ольга Сергеевна, воспитатель МДОУ детский сад № 1 «Аленушка» г. Тейково, Ивановской области. В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющейся одной из компонентов Государственного стандарта по дошкольному образованию. ФГОС дошкольного образования в требованиях к образовательной программе дошкольного образования определяет её, как программу психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста. Программа направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками, и соответствующим возрасту видам деятельности. Новый стандарт поставил перед нами одну из важных задач - приобщение детей дошкольного возраста к социальному миру. Вот почему одним из ключевых направлений моей деятельности стало создание условий для полноценного социального сотрудничества в триаде «педагог-дети-родители». Так как традиционные подходы к проблеме адаптации ребенка в обществе в современных условиях не удовлетворяют социальные запросы, появилась необходимость поиска современных технологий эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации. Одной из таких технологий является технология «Кроссенс». Процесс позитивной социализации личности ребенка органично сочетается с такими видами детской деятельности как двигательная, игровая, познавательно-исследовательская, продуктивная, художественно-эстетическая. Формы работы в рамках развивающего обучения достаточно разнообразны: это игра, наблюдение, беседы-обсуждения из личного опыта, экспериментирование, решение проблемных ситуаций, проектная деятельность, моделирование, речевые ситуации, сценарии активизирующего общения и многие другие. В процессе восприятия произведений художественной литературы формируются оценочные представления о правилах поведения и базовых культурных ценностях общества, развиваются эмоциональность, восприимчивость, сопереживание. В этике существуют две основные нравственные категории — добро и зло. Соблюдение моральных требований ассоциируется с добром. Нарушение же моральных норм и правил, отступление от них характеризуются как зло. Понимание этого побуждает человека вести себя в соответствии с моральными требованиями общества. Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью народных сказок. Сказка — одно из важнейших социально — педагогических средств формирования личности. Она является одним из элементов культуры, её эстетическим слагаемым. И базируется на народно — этнической культуре, на фольклорных корнях. Сказка обладает богатым социальным, нравственно — педагогическим потенциалом. При подготовке занятий задумываешься о том, как вызвать у детей желание добывать информацию. Обучение должно быть интересным. А как привлечь внимание? Безусловно, существует много технологий и приёмов, которые позволяют образовательный процесс сделать немного увлекательнее. Совсем недавно я и познакомилась с новой технологией Кроссенс. Хотелось бы познакомить и вас с ней. Идея - гениальна и проста. КРОССЕНС - это загадка, головоломка, ребус. Применяется в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Играть можно как с одним ребенком, так и с группой детей. Метод «КРОССЕНС» был разработан Сергеем Фединым - писателем, педагогом, математиком и Владимиром Бусленко – доктором технических наук, художником и философом. Впервые КРОССЕНС был опубликован в 2002 году в журнале «Наука и жизнь». Слово «КРОССЕНС» придумано авторами по аналогии со словом «кроссворд», которое в переводе с английского означает «ПЕРЕСЕЧЕНИЕ СМЫСЛОВ». КРОССЕНС представляет собой ассоциативную цепочку картинок, замкнутых в стандартное поле, как для игры в «крестики-нолики». Восемь картинок (изображений) расставлены таким образом, что каждая имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная, девятая, объединяет их все по смыслу. Суть метода. Нужно разгадать КРОССЕНС, т.е. составить рассказ, используя ассоциативную цепочку, посредством взаимосвязи изображений. КРОССЕНС рекомендуется читать сверху вниз и слева направо. Далее двигаться только вперед и заканчивать на центральном девятом квадрате, Таким образом, получается цепочка, завернутая «улиткой». Хотя можно начинать с любой узнаваемой картинки. Чтобы разгадать кроссворд детям нужно уметь читать и писать, или же постоянно обращаться к помощи взрослых. Поняв смысл и суть, дети сами могут разгадывать КРОССЕНСЫ, и даже составлять их, подбирая необходимые по теме и смыслу картинки. При создании КРОССЕНСА можно воспользоваться следующим алгоритмом: 1.Определяем тематику (общую идею). 2.Выбираем 8-9 элементов (образов), имеющих отношение к теме. 3.Находим связь между элементами. 4.Определяем последовательность элементов по типу связи «крест» и «основа». 5.Сконцентрируем смысл в центральном элементе. 6.Подбираем картинки, иллюстрирующие выбранные элементы (образы). 7.Заменяем выбранные элементы (образы) картинками. 8. Построение ассоциативной связи. 9.Выход на новый уровень. Применение КРОССЕНСА разнообразно: • при формулировке темы и цели занятия; • при изучении нового материала; • при закреплении и обобщении изученного материала; • в индивидуальной работе; • в качестве творческого домашнего задания. Работа с интерактивным кроссенсом отражает глубину понимания обучающимся изучаемой темы. Вместе с тем кроссенс способствует развитию логического, образного и ассоциативного мышления, воображения; проявлению нестандартного мышления и креативности; развивает способность самовыражения. При разгадывании кроссенса развиваются коммуникативные и регулятивные умения; навык работы с информацией; повышается любознательность и мотивация к изучаемому материалу. То есть кроссенсы: • учат: - думать;- творить;- высказывать свою точку зрения; - обрабатывать информацию, • развивают: - зрительную память;- связную речь;- коммуникативные способности;- навыки работы с источниками информации; • повышают:- мотивацию;- самооценку. А используя возможности сказки, педагог может помочь ребенку быстрее перенять опыт предшествующих поколений и найти свое место в обществе.