Консультация "Роль фольклора в развитии детей дошкольного возраста"

Лященко Марина Александровна

Тема: «Роль фольклора в развитии детей дошкольного возраста»

Едва ли можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста и потому самый занимательный, чем тот, который связан с детским бытом, с повседневной детской жизнью, который возник и развился из исканий высокой радости детской народной массы. Это – детский фольклор.

Ребенок, как губка впитывает поэзию родного языка, сначала слушая, а позднее и самостоятельно приговаривая народные тексты. Так постепенно детский фольклор 

входит в повседневную жизнь малыша.

Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребёнка, доставляют ему радость и в то же время оказывают на него своё воспитательное воздействие. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы народного поэтического творчества таят в себе немалые богатства – речевые, смысловые, звуковые.

Знакомство с детским фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а также многому учит. Развивается речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе.

Детский фольклор дает нам возможность уже на ранних этапах жизни ребенка приобщать его к народной поэзии. Благодаря этому еще задолго до ознакомления со сказками, былинами и другими жанрами русского фольклора у малышей формируется внутренняя готовность к восприятию наших истоков русской народной культуры.

Что же относится к детскому фольклору?

Детский фольклор можно разделить на несколько групп:

«Поэзия пестования»

Календарный

Игровой

Дидактический

Песенный

В системе жанров детского фольклора особое место занимает «поэзия пестования», или «материнская поэзия». Сюда относятся:

Колыбельные - протяжные песни для успокоения малыша, при укладывании его спать.

Котя, котенька, коток, котя серенький лобок,
Приди котик ночевать, мою деточку качать.
Уж как я тебе коту, за работу заплачу,
Дам кусочек пирога, и кувшинчик молока.

Пестушки – песенки, которыми сопровождается уход за ребёнком.

Ква-ква-ква-квакушки, в камышах лягушки!

Мы открыли глазки, мы потерли ушки –

По-тя-гуш-ки... По-тя-гуш-ки... По-тя-гуш-ки...

Потешки – песни взрослого с ребёнком (его пальцами, ручками, ножками)

Идет коза рогатая, идет коза бодатая,
К ней козлёночек спешит, колокольчиком звенит

За козлёнком бежит волк, он зубами щёлк да щёлк

Рассердилась тут коза, волку выколю глаза..
Иногда потешки не только развлекают, но и наставляют или дают простейшие знания о мире.

Хлюп-хлюп ручками,  полон мыла таз.
Ты не трогай, Машенька, мыльной ручкой глаз.
А водичка булькает, а водичка пенится.
Машенька помоется, причешется, оденется.

Прибаутки – забавные песенки, которые веселят детей.

Хлоп-хлоп, тра-та-та, кошка выгнала кота,

Ножкою топнула, дверь за ним захлопнула!

Календарный детский фольклор.

Заклички – обращения к явлениям природы: солнцу, радуге, дождю, деревьям и т. д.

Солнышко-ведрышко, выйди из-за облышка.
Сядь на пенек, погуляй весь денек.

Приговорки – обращения к живым существам (к насекомым, птицам, животным)

Улитка, улитка, высуни рога: дам тебе пирога.

Игровой детский фольклор.

Игровые припевы, приговоры – рифмованные стишки, содержащие условия игры, начинающие игру или связывающие части игрового действия.

Рыба-рыба-колбаса, печеная картошка!

Будешь враки говорить - не получишь ложку!

Народные игры, в основе которых часто бывают простейшие попевочки.

Гори, гори ясно, чтобы не погасло

Глянь на небо, птички летят, колокольчики звенят.

Жеребьёвная сговорка – рифмованное обращение с целью разделения на команды.

Наливное яблочко или золотое блюдечко?

Сахару кусочек или красненький платочек?

Считалка – коротенькие стишки для распределения ролей в играх.

Бегал заяц по болоту, он искал себе работу,
Да работы не нашёл, сам заплакал и пошёл.

Дразнилка – веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны во внешности ребенка, в особенностях его поведения.

Вредина-вредина! До дырки проедена,

Кое-как одета, твоя песня спета!

Поддёвка – малый фольклорный жанр юмористического содержания, основанного на игре слов.

- Скажи: «Заяц!»  - Заяц!  - У тебя сосед Китаец!

- Скажи: «Магазин!» - Магазин!  - У тебя сосед грузин!

Небылицы-перевертыши, нелепицы.

Лошадь ехала с рогами, плыл козел по мостовой,
Семимильными шагами червячок шел с бородой!

Докучные сказочки, у которых нет конца и которые можно обыгрывать множество раз.

В некотором царстве, в некотором государстве 
Жил-был царь бо-га-а-а-тый: 
У него был двор, на дворе стоял кол, 
На колу-то висела мочала. Не сказать ли с начала?

Голосянки -  участники игры должны тянуть звук как можно дольше,  дети старались их рассмешить и заставить перестать «голосить». Первый замолчавший и считался проигравшим.

На дворе уж месяц май! Ай-ай! Май-май!

Сеять в поле помогай, помогай! Ай-ай! Май-май!

Ты тяни, тяни - по-мо-ги-и-и-и-и-и-и!..

Молчанки

Первый скажет и молчит, а второй - всё говорит!

Кто нарушит наказ, съест лягушек целый таз!

Дидактический фольклор.

Цель дидактического детского фольклора – воспитание и развитие детей, передача им накопленного опыта, вооружение знаниями, необходимыми для взрослой жизни.

Скороговорка – быстрое повторение труднопроизносимых слов и фраз. Значение скороговорок – постановка четкой дикции.

От топота копыт пыль по полю летит.

Загадка. Лучше использовать рифмовочки.

Кто раньше всех встает голосисто поет

На головке гребешок, кто же это…     Петушок

Пословица – меткое народное изречение, состоящее обычно из двух частей, вторая часть поясняет первую.

Желаешь кушать калачи, тогда не сиди ты на печи.

Песенный фольклор.

Хороводные и игровые песни, частушки, плясовые песни.

Народные мелодии естественны и потому легки для восприятия и запоминания.

Простота и доступность музыкальных фольклорных произведений, которые имеют ряд звуков, не превышающих пяти тонов, элементы звукоподражания, многократные повторения, способствуют первым успехам в развитии певческих интонаций детей.

Народные танцы и игра на народных музыкальных инструментах – ещё один этап освоения народной культуры.

Все вышеперечисленные группы фольклоры мы постепенно вводили в образовательную деятельность и в режимные моменты, в праздники и досуговую деятельность.

И накопленный опыт вылился в долгосрочный проект, участниками которого стали дети старшего возраста, воспитатели, музыкальный руководитель и родители. Промежуточными итогами этого проекта стали досуг «Народные посиделки», «Осенняя ярмарка», новогодняя сказка «Маша и Медведь». А совсем недавно совместно с родителями и детьми мы провели «Народные посиделки» в форме мастер-класса, где дети вместе с родителями играли, пели, плясали, играли на музыкальных инструментах. Конечно же, не обошлось без задорных частушек, поговорок, прибауток, дразнилок и потешек. В конце мероприятия дети совместно с родителями изготовили матрёшек и кукол берегинь. А после окончания мероприятия все посетили музей народных промыслов, который был собран силами родителей и педагогов. Ну и конечно же не обошлось без вкусного чаепития с блинами, бубликами и баранками.

Наша совместная работа по народному фольклору ещё не окончена, впереди много идей и планов, которые помогут нам продолжить развивать детей через познание культурного наследия, воспитываться так, чтобы быть способными его преумножить.