Статья для воспитателей «Роль пальчиковой игры в развитии речи» дошкольников

Данилова Галина Николаевна

«Роль пальчиковой игры в развитии ребенка дошкольного возраста»

Пальчиковые игры существуют очень давно и сопровождают нас в течении всей жизни.

Я поставила перед собой цели: 1)формировать и развивать речь дошкольников с включением в непосредственно образовательную и игровую деятельность игрового метода обучения (пальчиковые игры). Потому что чем больше внимания я буду уделять кистям (поглаживание и разминание пальчиков, загибание и разгибание их, тем активнее у них развиваются мозг и речь. Если речь ребенка развивается нормально, все равно нужно заботиться о развитии у него тонких движений пальцев рук. 2)Создать условия для развития речи дошкольников через пальчиковые игры.

«Сорока, сорока кашу варила», - говорит мама и водит пальчиком малыша по его ладошке.

«Мы писали, мы писали, наши пальчики устали», - старательно повторяют первоклассники вслед за учителем, сжимая кулачки.

Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитию речи.

2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развиваютумение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.

3. Ребенок учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять.

4. Если ребенок будет выполнять упражнение, сопровождая их короткими строчками, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилиться контрольза выполняемыми движениями.

5. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений.

6. У ребенка развивается воображение и фантазия.

7. В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладения навыкам письма.

Пальчиковые игры доступны детям, стихотворные тексты легко запоминаются. Освоив игру, ребенок может повторять ее где угодно: дома, в транспорте, на прогулке.

Работу над освоением новой игры я делила на несколько этапов:

•Показ

•Объяснение

•Воспроизведение

•Закрепление

Показывая игру в первый раз я старалась замедлить темп, чтобы дети как следует рассмотрели мои движения и поняли смысл игры. Затем я показывала и объясняла, как правильно выполняются упражнения. На следующем этапе я повторяла текст вместе с детьми. Если дети допускали ошибки, я обязательно указывала на них, обращала внимание на неточности, уделяла внимание выразительности речи, умению правильно передавать эмоции и настроение стихотворения, выбирать правильную интонацию. Игру повторяли на следующий день, добиваясь самостоятельного воспроизведения.

Перед игрой мы с детьми обсуждаем ее содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволяет подготовить малышей к правильному выполнению упражнений, но и создает необходимый эмоциональный настрой. Игры очень увлекательны и способствуют взаимопониманию между детьми и взрослыми. Забавные персонажи пальчиковых игр просты и понятны малышам – коза и зайчик, дождик и солнышко, паучок и муха с восторгом воспринимаются детьми. Они с большим воодушевлением копируют все движения взрослых и повторяют за ними стишки. Придумываю персонажи, наряжая кончики пальцев бумажными колпачками, прорисовывая на них глазки и улыбающийся ротик, а также использую вязаные колпачки – куколки.

Во время проведения пальчиковых игр моё расположение относительно ребенка, зависит от сложности игры и возраста ребенка. Если в игре задействована только одна ручка, то сажусь сбоку от ребенка. Если это более сложная игра, в которой задействованы обе ручки, то сажаю ребенка к себе на колени или располагаюсь на коврике и сажаю ребенка между ног, как в гнездышке (дети это очень любят).

Перед началом упражнений дети разогревают ладони легкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла. Все упражнения выполняю вместе с детьми в медленном темпе, от трех до пяти раз сначала одной, затем другой рукой, а в завершение – двумя руками вместе. Все упражнения выполняю вместе с детьми и демонстрирую собственную увлеченность игрой. При выполнении упражнений вовлекаю, по возможности, все пальцы руки. Слежу за правильной постановкой кисти руки ребенка и точностью переключения с одного движения на другое. Добиваюсь, чтобы все упражнения выполнялись детьми легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили радость.

Все упражнения, используемые в моей работе, я разделила на три группы:

I группа. Упражнения для кистей рук.

«Фонарики»«Заготавливаем капусту»«Моем руки»«Ёжик»«Шарик»«Флажки»«Печем блины»«Пароход»«Речка и рыбка»«Лодочка»«Птичка пьет водичку»«Птенчики в гнезде»«Птичка летит»«Кошечка»«Цветок»«Замок».

II группа. Упражнения для пальцев условно статические.

«Зайчик»«Ножницы»«Вилка»«Колечко»«Очки»«Человечек - лыжник»«Улитка»«Пчела»«Лягушка»«Три богатыря»«Дружные пальчики»«Собака»«Лошадь»«Петух»«Курочка»«Гусь».

III группа. Упражнения для пальцев динамические.

«Семья»«Домик»«За работу»«Пальчики ложатся спать»«Пальчики здороваются»«Дружные ребята»«Гости»«Пальчик - мальчик».

Для того, чтобы работа с пальчиковыми играми была более эффективной, я использовала в течение дня 4-5 игр, один раз в неделю добавляя новую игру. Это давало детям возможность хорошо освоить старые игры, но в тоже время не устать от них.

Когда же лучше всего проводить пальчиковые игры?

Во-первых, во время утренней гимнастики. Предлагая детям упражнения на закрепление различных групп мышц, немного времени я уделяла и мышцам руки.

Во-вторых, перед различными видами ручного труда, рисованием, лепкой, чтобы разогреть и размять руки.

В-третьих, пальчиковые игры я использовала на физкультминутках: они позволяли расслабить мышцу руки, дать им отдохнуть.

При знакомстве детей с литературными произведениями я так же использовала пальчиковые игры.

- Покажи, как лиса постучала в теремок (как Красная Шапочка шла по лесу)

Я поняла, что работа по развитию мелкой моторики должна проводиться регулярно, только тогда может быть, достигнут наибольший эффект. Стала создавать адекватную возрастным особенностям предметно – развивающую среду, используя разнообразный материал:

- различные коробочки для собирания в них пуговиц, камешков, косточек от фруктов, орехов, семечек овощей и фруктов и т. д;

- мозайка (мелкая и крупная);

- бусы и пуговицы разной величины;

- свободные катушки для наматывания на них ниток и веревок;

- дощечки с множеством отверстий или от мозайки для «вышивания» шнуром или мягкой проволокой;

- различные виды застежек: молнии, пуговицы, кнопки, крючки, шнуровка;

- пособия для шнуровки;

Дополнительно провожу пальчиковые игры, массажные упражнения (растирание, поглаживание) с детьми, имеющими отклонения в развитии речи. Использование пальчиковых игр и упражнений помогли детям:

- овладеть навыком мелкой моторика;

- сделать рывок в развитии речи – улучшить произношение и обогатить лексику;

развить внимание, терпение, внутренний тормоз – умение сдерживаться именно тогда, когда это необходимо;

- повышает работоспособность коры головного мозга;

- улучшить психические процессы (внимание, мышление, память);

- снять тревожность;

- проявлять творческие способности.

Серьезное внимание стала уделять театрализованным играм (пальчиковый театр, театр перчаток и рукавичек). Они выступают эффективным средством речевого развития детей. Использую театральные приемы на занятиях по развитию речи. Главный принцип интегративность, в соответствии с которым театрализованная деятельность включается в целостный педагогический процесс.

Требования предъявляю к речевому материалу, чтобы он был доступен детям не только в смысловом, но в произносительном и эмоциональном плане. Именно в театрализованной игре создаются условия для непосредственного предметно –практического сотрудничества. Создала с участием родителей для проведения самостоятельно – игровой деятельности игрушки пальчикового театра («Теремок»«Наши уточки с утра»«Курочка и цыплята»«Кошкин дом»«Волк и семеро козлят»и др., побуждаю детей играть с куклами перчаточного театра.

Родители – активные помощники в организации образовательного процесса. Нельзя добиться хороших результатов в решении задач развития речи, если они не решаются совместно с семьей, если в ДОУ не создано детско – взрослое сообщество, для которого характерно содействие друг другу. Я постаралась максимально привлечь родителей к активному участию, добилась полного осознания проблемы и активного стремления. Информирую родителей о состоянии речи их детей. Широко использую информацию в родительских уголках, в папках - передвижках«Как развивать речь ребенка»«Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков», «Зависимость развития речи от использования пальчиковых игр», «Как и при каких условиях формируется речь детей третьего года жизни», книжку – раздвижку «Пальчиковые игры», которые обновляются по мере изучения игр. Провела родительское собрание с элементами практикума «Слово на ладошке», разработала рекомендации и памятки в которых прописывала о необходимости давать детям больше самостоятельности при одевании (застегивать, растегивать молнии, пуговицы, т. к эти действия являются базовым, они формируют ручную умелость. Например«Как играть в пальчиковую игру«Пальчиковые игры для развития речи дошкольников» и др.

Вывод:

Пальчиковые игры, театрализованные игрыигры с пальчикамиигры со шнуровками, мозайками, самомассаж - все это способствовало развитию мелкой моторики рук и повышению умственной деятельности ребенка, психических процессов (внимание, память, развили речевые способности детей, коммуникабельность.

Для себя сделала вывод, что разнообразие пособий вызвали детей интерес к пальчиковым играм, активизировались творческие способности. Кисти рук и пальцеву детей приобрели силу, хорошую подвижность и гибкость, что в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Для многих родителей уже не представляет секрета тот факт, что умственное развитие ребенка и постановка его речи очень сильно зависит от развитости мелкой моторики.

Опыт работы с дошкольниками подтвердил, что уровень развития речи детей находится в зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.