Песочная терапия или почему песок так притягивает детей?

Васюкова Алёна Владимировна

Что нужно для игры в песок?

 

А нужно, в сущности, так мало:

 

Любовь, желанье, доброта,

 

Чтоб Вера в Детство не пропала.

 

Простейший ящик из стола

 

Покрасим голубою краской,

 

Горсть золотистого песка

 

Туда вольется дивной сказкой.

 

Игрушек маленьких набор

 

Возьмём в игру.

 

Подобно Богу

 

Мы создадим свой Мир Чудес,

 

Пройдя Познания Дорогу.

 

Современному педагогу, работающему в дошкольном учреждении все чаще приходится сталкиваться с детьми,которые не могут совладать со своими эмоциями. На помощь приходит наука психология. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования главной задачей является: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Поэтому, все чаще поднимается вопрос о значимости здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе. Песочная терапия является одной из технологий здоровьесбережения в работе воспитателя.

 

Игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка. Кто из нас в детстве не играл «в куличики»? Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице. Что же происходит с ребенком, когда он играет в песок? Часто словами ребенок не может выразить свои переживания, страхи и тут ему на помощь приходят игры с песком.

 

Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное — он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо! Этот опыт в виде «концентрата» попадает в бессознательного ребенка (тогда как глубинный смысл проигранного может и не осознаваться). Некоторое время бессознательное активно ассимулирует новый материал в имеющуюся систему мировосприятия. И наступает момент (срок для каждого индивидуален, когда мы можем заметить в поведении ребенка определенные изменения). Это удивительно, но он начинает применять в реальности свой «песочный» опыт!

 

Принцип «терапии песком» был предложен еще Карлом Густавом Юнгом, замечательным психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Как написал в своем эссе' «Превосходящая функция» К. Г. Юнг (I960) :' «. Часто руки знают, как решить загадку, с которой интеллект боролся напрасно». Быть может, естественная потребность человека «возиться» с песком, и сама его структура подсказали великому Юнгу эту идею. Ведь песок состоит из мельчайших крупинок, которые только при соединении образуют любимую нами песочную массу. Многие психологи видят в отдельных крупинках символическое отражение автономности человека, а в песочной массе воплощение Жизни во Вселенной.

 

В 1950-х годах Дора Калфф и Мартгарет Ловенфельд будучи юнгианскими аналитиками, совместно создали юнгианскую теоретико-методологическую базу и назвали это «Песочной терапией».

 

Большой вклад в развитие «песочной терапии» внесли отечественные педагоги - Санкт – Петербурского Института специальной педагогики и психологии, которые являются авторами ряда книг по данной теме – Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке. Песочная игротерапия», Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. «Игры в сказкотерапии», Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии».

 

Использовать песочницу можно в ходе развивающих и обучающих занятий. Во время занятий наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, ребенок учится прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. Ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа, учится понимать себя и других). Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.

 

Плюсы песочницы :

 

1. В песочнице быстрее устанавливаются доверительные отношения между взрослым и ребенком.

 

2. В играх с песком происходит спонтанное снижение высокого уровня психического напряжения.

 

3. В песочнице, взаимодействуя с взрослым и сверстниками, ребенок более осмысленно и быстро осваивает нормы и правила поведения и общения в группе.

 

4. В песочных играх с миниатюрными фигурками ребенок с помощью взрослого проигрывает психотравмирующую ситуацию, расставания с родителями, встречу с неизвестным, осваивает позитивные способы поведения.

 

5. Взрослый становится для ребенка проводником в освоении умений, навыков и знаний об окружающем мире и самом себе в этом мире.

 

Для организации процесса песочной терапии потребуются песочница, песок, вода и коллекция миниатюрных фигурок. Размер песочницы в сантиметрах 50х70х8. Дно и борта окрашиваются в голубой цвет (дно символизирует воду, а борта — небо). Песочницу заполняют на одну треть или наполовину чистым (промытым и просеянным, прокаленным в духовом шкафу песком). Для организации игр с песком будет необходим большой набор миниатюрных предметов и игрушек, в совокупности символизирующих мир. Традиционная песочница сочетает естественный цвет дерева и голубой.

 

На занятиях дети любят путешествовать в сказочную песочную страну вместе с Песочной феей. Затаив дыхание, ребята слушают рассказы Песочной феи. Дети любят помогать фее, строить сказочные города, рисовать на песке причудливые узоры, «ходить» ладонями, кулачками, пальцами.

 

Структура занятия включает в себя:

 

- Приветствие

 

- Ритуал «входа» в Песочную страну.

 

- Упражнение «Рассказ Песочной феи»

 

- Работа в песочнице

 

- Игровое упражнение

 

- Ритуал «выхода»

 

- Рефлексия

 

 

Опыт работы показывает, что использование песочной терапии дает положительные результаты: - песочная терапия имеет огромное значение для достижения положительного эмоционального благополучия, так как затрагивает чувства, эмоции ребёнка; - оказывает положительное влияние на развитие речи, мышления, познавательных процессов и творческих способностей детей; - вызывает положительные эмоции (радость, удивление, снижает негативные проявления (страх, агрессию, тревожность) и уменьшает проявление отрицательных эмоций (злость, гнев, обида); - совершенствует гуманные чувства детей, делает их добрее, учит их выражать свои эмоции в приемлемой форме; - но самое важное – ребёнок получает первый опыт рефлексии, учится понимать себя и других.

 

Спектр применения методов песочной терапии огромен. Формы и варианты игр очень разнообразны и определяются особенностями конкретного ребёнка, задачами работы и её продолжительностью. Наличие позитивного влияния на эмоциональное самочувствие детей делает игру в песок прекрасным средством для укрепления психологического здоровья ребенка.

 

Маленький человек, играя в песок, приобретает душевное равновесие и спокойствие, гармонию с миром и самим собой. Использование песочной терапии,как здоровьесберегающей технологии, дает множество позитивных показателей в развитии и формировании всесторонней личности ребёнка дошкольного возраста.