Статья "Опыт работы по социально-личностному развитию детей дошкольного возраста"

Зорина Любовь Николаевна

Как отмечал известный психолог Леонтьев А.Н. «Личностью не родятся, личностью становятся». Я познакомлю вас с тем, как происходит становление личности моих воспитанников.

Дошкольный период обладает уникальными возможностями для личностного  становления человека. И это не случайно. На этом этапе происходит формирование основ первоначальной социализации и формирование важнейших личностных новообразовани                   

 

 МДОУ детский сад №44 «Колокольчик»

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                Статья на тему:

 «Опыт работы по социально-личностному развитию детей дошкольного возраста».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            Воспитатель:

Зорина Любовь Николаевна

 

                                                 г. Серпухов

Как отмечал известный психолог Леонтьев А.Н. «Личностью не родятся, личностью становятся». Я познакомлю вас с тем, как происходит становление личности моих воспитанников.

Дошкольный период обладает уникальными возможностями для личностного  становления человека. И это не случайно. На этом этапе происходит формирование основ первоначальной социализации и формирование важнейших личностных новообразований, определяющих в последующем всю систему отношений человека с окружающим миром и с самим собой. 

К семи годам при успешном освоении Программы ребёнком достигается следующий уровень развития интегративных качеств в социально-личностном развитии:

  • интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своём внутреннем мире)
  • задаёт вопросы взрослому, любит экспериментировать
  • способен самостоятельно действовать  (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности)
  • в случаях  затруднений обращается за помощью к взрослому.
  • откликается на эмоции близких людей и друзей
  • сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов
  • эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы
  • адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми  (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве)
  • способен изменять стиль общения с взрослым или сверстником в зависимости от ситуации
  • способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели, имеет представление о том, «что такое хорошо и что такое плохо»
  • соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах и др.
  • может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим
  • способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.
  • имеет представления о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определённому полу; о составе семьи, родственных отношениях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире
  • умеет работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции
  • у ребёнка сформированы умения и навыки, необходимые для      осуществления различных видов детской деятельности.

 

Социально-личностное развитие процесс и результат двух взаимосвязанных и взаимообусловленных процессов: социализации и интеграции, которые направлены на вхождение ребёнка в социокультурную  среду. Оно включает в себя несколько направлений работы и реализуется в процессе общения, игровой, трудовой, познавательной, творческой деятельности,  через приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, формирование гендерной, семейной, гражданской позиции, формирование принадлежности к мировому сообществу; формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания.

 

В системе разнообразных факторов и условий современного развития детей особо хочу отметить общение и игру.

Игра - является средством и инструментом познания мира взрослых людей, их отношений, сферы деятельности, чувств, переживаний, эмоций.

 

По словам крупного психолога А.В.Запорожца: в игре  ребёнок активно воспроизводит привлекательные  для  него действия взаимоотношения взрослых и тем самым приобщается к социальной жизни, становится в известном  смысле   её участником.

Общение выступает для дошкольников в качестве своеобразного поля и средства развития в сложном социальном мире.  По известному выражению  А.Сент-Экзюпери, единственная настоящая роскошь на свете – это роскошь человеческого общения.

Работу по социально - личностному развитию  с детьми я начала со  второй  младшей  группы. В начале,  я  провела наблюдение за поведением дошкольников в группе и обнаружила, что некоторые  из них  не всегда адекватно реагируют на ситуации, присутствуют агрессивные тенденции в общении, неспособность сдерживать нежелательные эмоции.

Учитывая особенности детей группы,  я поставила  перед собой  следующие задачи:

  1. Создавать  условия, обеспечивающие свободное самовыражение в любом виде деятельности, предоставлять  возможность для реализации своих потребностей (интеллектуальных, духовных, двигательных). 

 

  1.  Поощрять  проявление доброжелательного отношения, чуткости, понимания сочувствия и сопереживания к окружающим позволяет мне  формировать в детях эти качества.

В группе созданы благоприятные условия для овладения детьми первоначальными представлениями социального характера и включения детей в систему социальных отношений.   

 

Первостепенным в моей  педагогической деятельности является индивидуальный подход к детям. Важно, чтобы в группе царила атмосфера принятия ребёнка таким, каков он есть. Моя педагогическая позиция - «вместе с детьми». Увидеть изюминку в каждом ребёнке, вовремя её заметить, поддержать  и дать ей возможность проявиться. Внимание со стороны воспитателя,  стимулирует детей к самовыражению и, вместе с тем,  невольно побуждает дошкольников проявлять интерес к сверстникам, взрослым, сфере их интересов. В результате этого, ребёнок начинает ценить, уважать не только себя, своё «Я», но и  окружающих его детей, взрослых.

 

 

Методы и приёмы работы с детьми по социально-личностному развитию.

В качестве основных методов и приёмов я использую:

  • утро радостных встреч
  • имитационные игры
  • чтение и обсуждение художественных произведений
  • просмотр и обсуждение иллюстраций
  • игры и упражнения на распознавание эмоционального состояния
  • индивидуальные беседы
  • фотовыставки
  • беседы с группой воспитанников
  • обсуждение ситуаций из личного опыта воспитанников
  • сюжетно-ролевые, театрализованные игры, игры-драматизации
  • групповые праздники (день именинника,  день любимой игрушки,  праздник друзей, т.д.)
  • творческие выставки детей.

 

Проводимые занятия, беседы, игры и другие мероприятия стали давать свои положительные результаты. Заметно снизилась агрессивность у проблемных детей. Сейчас воспитанники положительно относятся  друг к другу,  к окружающим взрослым, самостоятельно выбирают друзей, откликаются  на просьбу о помощи, охотнее делятся  своими игрушками, многие знают способы бесконфликтного взаимодействия и выхода из конфликтных ситуаций, умеют это делать без помощи взрослого, в совместной деятельности стараются учитывать мнение других людей.  В  общении чаще стало присутствовать слово.

 

Взаимодействие с родителями.

«Только тот родитель, который сам хорошо социализирован в обществе, может     воспитать личность».

Формы взаимодействия с семьёй:

-собрания

-консультации

-анкетирование

-оформление информационных стендов

-день открытых дверей

-индивидуальные беседы

-показ деятельности

-праздники  с участием родителей

-конкурсы

-творческие гостиные

-мастер-классы

 

Надеюсь, что мой опыт поможет  вам  в реализации социально-личностного направления в работе с детьми дошкольного возраста.