Консультация для родителей "Почему мой ребенок плохо говорит?"

Коршикова Наталия Александровна

Овладение правильным произношением речевых звуков являетсяодним из очень важных звеньев становления речи у ребёнка. В последнеевремя отмечается неуклонный рост речевой патологии у детей дошкольников. Причины этого следует искать и в ухудшающейся экологии,и в осложнениях при беременности и родах, и в том, что не все родителиуделяют должное внимание речевому развитию ребёнка.

К возникновению серьёзной речевой патологии способны привести различные неблагоприятные воздействия на плод во время беременности. Такие как, генетические дефекты, биологическая репродуктивная незрелостьматери, действие вирусов, радиации, электромагнитных полей, интоксикации, приём лекарственных препаратов, токсикозы. И тяжесть речевой патологии во многом зависит от срока, на котором произошло поражение мозга плода.

Наиболее тяжёлые поражения мозга ребёнкавозникает на 3-м месяце беременности. Большое значение придаётся факту неправильного питания беременных, невынашивание, употребление алкоголя и никотина, в результате чего дети рождаются с недостаточной массой тела и отставанием в физическом и психическом развитии в дальнейшем.

К патологии родов можно отнести длительный безводный период,отсутствие или слабовыраженные схватки и неизбежная в этих случаяхстимуляция родовой деятельности, недостаточное раскрытие родовых путей,быстрые или стремительные роды, применение ручных вспомогательных приёмов, кесарево сечение, обвитие пуповины, большая или маленькая массатела, преждевременные или затяжные роды, ягодичное предлежание.

Также очень распространённое явление-смещение шейных позвонков,черепных швов ребёнка. В результате, страдает бассейн позвоночныхартерий, которые снабжают кровью мозг. В дальнейшем это может привестик нарушениям цветоощущения, близорукости, позже - к нарушениям речевойи слуховой функциям. Могут возникать нарушения деятельности вестибулярного аппарата, головокружения, повышенная утомляемость,тошнота в транспорте, вегето-сосудистая дистония, ожирение, задержкароста.

«Как я могу помочь своему ребёнку?» 

Если ребёнок не начал говорить в 2 года, необходимо срочнообратиться к специалистам: неврологу, логопеду, детскому психологу. Чемраньше родители начнут «бить тревогу», тем скорее специалисты смогутвыявить причину и начать оказывать квалифицированную помощь. Неврологможет направить ребёнка на различные исследования. Такие как:

Нейросонография и электроэнцефалография, где выявляетсястепень зрелости мозга, диффузные нарушения, внутричерепноедавление.

Допплерография головного мозга, которая позволяет определить скорость и объём кровотока в сосудах шеи, головного мозга, а такжеоценить степень влияния родовых повреждений позвоночника, костей черепа, головного и спинного мозга на состояние нервной системыребёнка, его психическое развитие.

Спондиллографическое исследование шейного отдела позвоночникапозволяет выявить нарушения в шейном отделе, являющиеся следствием родовой травмы или травмы, полученной в раннемвозрасте, являющейся причиной нарушения мозгового кровотока.

Электромиографияпомогает определить снижение или повышениемышечного тонуса. Невролог также может назначить и медикаментозное лечение, какправило, курсами. Отказываться от этого не стоит, т.к. это может привести кнеспособности ребёнка учиться в обычной школе и направлению в речевуюшколу.

«Какой дефект у моего ребёнка?»

При отсутствии речи у ребёнка в 2 г. Невролог ставит ЗРР (задержкаречевого развития). ЗРР характеризуется более медленными темпами поусвоению с нормой темпами усвоения родного языка. Причинами ЗРР могут быть: недоразвитие слухового, зрительного,тактильного восприятия; наследственность; соматическая ослабленность,болезненность; также отсутствие условий для развития речи детей.Следует знать и помнить, что самый активный период в развитии речиребёнка выпадает на первые три года жизни. Часто в более поздние сроки навёрстывать упущенное в полной мере не удаётся. Поэтому только своевременное обращение к специалистам поможет выявить причину иначать занятия с логопедом и психологом.

Для оказания всесторонней помощи ребёнку с патологией речи егонаправляют в логопедическую группу дошкольного учреждения (послепрохождения медико-психолого-педагогической комиссии, где уточняетсядиагноз). Один из самых частых сейчас диагнозов – ОНР.

ОНР (общее недоразвитие речи) – это сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всехкомпонентов речи, касающихся и звуковой, и смысловой сторон речи принормальном слухе и интеллекте. Степень нарушения может быть от полногоотсутствия до фразовой речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития.

Ещё один из распространённых диагнозов – ФФНР. ФФНР (фонетико-фонематическое недоразвитие речи) – этонарушение процессов формирования произносительной стороны родногоязыка у детей с различными речевыми расстройствами, связанных сдефектами восприятия и произношения звуков. Речь ребёнка с ФФНР характеризуется множественными пропусками, искажениями и заменамизвуков. Иногда ребёнок может неправильно произносить 15-20 звуков ( сучётом того, что например, с – твёрдый и с, - мягкий – два разных звука ).

К сожалению, в последнее время увеличивается количество детей сполным отсутствием речи в 2г., и в 3 г. Таким детям ставится диагноз«алалия». Алалия– это отсутствие или недоразвитие речи вследствии органического поражения коры головного мозга во внутриутробном или раннем развитии ребёнка. Многие учёные отмечают ведущую роль ввозникновении алалии родовых черепномозговых травм и асфиксий новорожденных, что является следствием внутриутробной патологии, вызывающей хроническое кислородное голодание плода (внутриутробнуюгипоксию). Для алалии характерны позднее развитие речи, медленноенакопление словаря, нарушение слоговой структуры слова, запоздалоеформирование фразовой речи с ярко выраженными аграмматизмами, недостаточное или полное отсутствие коммуникативной функции. Нарушаются все функции речи. Среди неречевых расстройств выделяются моторные, сенсорные и психопатологические симптомы.

«Зачем заниматься с логопедом?»

Родители не всегда замечают неправильное звукопроизношение ребёнка. Без правильной и красивой речи в современном мире трудно достичьуспеха! Речевые нарушения не проходят сами! Не исправленное звукопроизношение в дошкольном возрасте можетпривести к проблемам с русским языком в школе (дисграфия), т.е.ребёнок будет писать так, как говорит. 

«А у соседки ребёнок говорит лучше…»

Не сравнивайте своего ребёнка с другими. У каждого малыша свойтемп развития и свой набор нарушений. Не забывайте хвалить за старания, даже за небольшой (по вашемумнению) успех. Ребёнок должен быть уверен, что вы его любите любым и поможете справиться с любой проблемой! 

Раньше, не значит лучше Ребёнку, имеющему дефекты звукопроизношения, не стоит начинатьзаниматься иностранными языками, пока эти нарушения не будут исправлены окончательно (доведены до автоматизма). Правильноепроизношение в чужом языке, может быть дефектом в родном (межзубноепроизношение – в русском дефект, в английском – норма, горловоепроизношение «р» - во францусском норма, в русском – дефект, от котороготрудно избавиться).