Музыка в летний период

Радионова Софья Андреевна

«Организация и проведение музыкальных игр в летний период» Консультация для воспитателей детского сада

                     Когда наступает лето, игры в детском саду, , становятся  наиболее  доступны, естественны и актуальны, потому что помогают полностью использовать благоприятные условия для укрепления здоровья, закаливания детей.

Перед взрослыми зачастую встает проблема – чем же занять детей. Малышам надоедает заниматься одним и тем же, а значит, появляется прекрасный повод для музыкальной паузы!

 

Формы работы

Традиционно в дошкольном учреждении принято выделять четыре формы организации музыкальной деятельности:

— организованная музыкальная деятельность;

— самостоятельная музыкальная деятельность;

— музыка в повседневной жизни;

— праздники, развлечения.

В летний период музыка в детском саду звучит во время игр, на развлечениях, прогулках, в повседневной жизни.

Организованная музыкальная деятельность –

— дети поют, танцуют, слушают музыку, играют на детских музыкальных инструментах, читают стихи, инсценируют сказки.

Самостоятельная музыкальная деятельность выражается

в нескольких формах:

— сюжетно-ролевая игра

Сюжет игры, тему выбирают дети, например, «Игра в оркестр», «Музыкальны магазин» «Музыкальная шкатулка», «Игра в театр», «Музыкальное занятие», «Ищем таланты», «Народный артист», «Концерт по заявкам» и т. д.;

— игры-упражнения, в которых ребенок тренируется, играя на каком-либо инструменте или разучивая танцевальные движения;

— музицирование. (оно включает и пение, и ритмические движений, и игру на музыкальных инструментах.)

Музыка в повседневной жизни в летний период объединяет все формы музыкальной деятельности:

— музыка в быту:

• слушание музыки в «живом исполнении» и в записи;

• самостоятельное музицирование детей;

• утренняя гимнастика под музыку;

• игры и упражнения (игры-забавы, игры-упражнения);

Летние праздники дарят детям веселые игры и соревнования, шутки и смех.

— различные виды развлечений:

• «неожиданные» импровизированные праздники;

• беседы-концерты;

• спектакли, театральные постановки;

• игры, развлечения, хороводы;

• празднование дня рождения;

• кукольные и теневые театры;

• досуги

Предполагаются совместные действия детей и взрослых или только детей.

Дидактические музыкальные игры в детском саду

По видам и методике проведения все игры с использованием музыкального материала делятся на следующие группы:
Спокойное музицирование
Такие занятия предусматривают статичное поведение малышей. Элемент соревнования заключается в умении точнее и быстрее определить музыкальное произведение. К примеру, воспитатель предлагает детям поиграть в «Угадай мелодию» или назначает каждой команде свой инструмент (барабан, погремушку, пианино и т. п.). Каждая команда, когда слышит нужную мелодию, должна имитировать жестами игру на соответствующем инструменте.
Игры подвижные

 

Соревновательный элемент тут в том, чтобы в определенный момент (когда музыка выключается или одна мелодия сменяет другую) увернуться, проявить навыки ловкости и т. д. Пример такого динамического задания – игра, когда дети делятся на две-три группы. Одна команда должна двигаться под свою музыку, а остальные стоят неподвижно. Когда неожиданно начинает звучать другая мелодия, вторая команда начинает танцевать и так далее.
Хороводные игры

 

Дети делятся на несколько кругов. Во время первой мелодии, хоровод ведет внешний круг, во время второй – внутренний. Вариации занятия – хороводы в правую и левую сторону, с поднятыми руками, гуськом на корточках и др.

Игра «Надень шляпку»
Очень веселое занятие, развивающее коммуникативные и актерские навыки. Ребята становятся в круг. Воспитатель дает им шляпу и включает музыку. Малыши передают друг другу головной убор. Когда музыка неожиданно выключается, тот игрок, в руках которого оказалась шляпка, должен сразу же надеть ее себе на голову и пройти по кругу женской походкой. Если ребенок замешкался или растерялся, он выбывает из круга. Следующий тур занятия используется уже другой головной убор – ковбойская шляпа, военная пилотка, фуражка и т. п. В зависимости от этого меняется и задание – нужно изобразить ковбоя, солдата, полицейского.

Игра «Зайкин хоровод»
Дети встают в круг, а один из ребят остается в центре – он будет зайчиком. Включается музыка, малыши начинают водить хоровод и напевать:
Зайка, попляши,
Зайка, поскачи.
Кружочком повернись,
Бочком посторонись.
Вприсядку, зайка, нагнись,
Подпрыгни и потянись.

Цель зайчика повторять действия, которые произносятся по тексту, и одновременно пытаться выскочить из круга. Если не получилось, то воспитатель в неожиданный момент останавливает музыку, дети быстро разбегаются, а цель зайчика – поймать кого-то, кто и станет в следующем кругу на его место.

Игра «Танец на газетке»
Отличная коммуникативная музыкальная игра, которая работает на развитие координации и ловкости. Также важно умение договариваться с партнером о том, как двигаться, чтобы выиграть. Дети делятся по парам, каждая из которых встает на развернутый лист газеты. Воспитатель включает магнитофон, детки начинают танцевать. Когда музыка останавливается, каждая пара складывает свою газетку вдвое. Вновь включается мелодия и т. д. Победителем станет та пара, которая сумеет станцевать на самой маленькой газете, не коснувшись при этом пола.

Игра «Ручки-ножки, танцуйте»
Дети делятся на танцоров и зрителей. Первый этап занятия – ребята должны под музыку танцевать только ручками. Публика оценивает их выступление и выбирает лучшего танцора. Затем следует танец только ножками, только головой и только глазами. Побеждает тот, кого зрители признают лучшим по итогам всех туров. Затем танцоры и публика меняются местами.

Игра «Замри»
После того, как воспитатель включает магнитофон с песней или мелодией, дети начинают танцевать. Когда музыка прекращается, каждый должен замереть в той позе, в которой он находился в момент выключения магнитофона. Когда музыка заново включается, ребята опять начинают танцевать. Игра способствует развитию внимания.

Игра «Чей бубен?»
Дети рассаживаются по стульчикам. Воспитатель дает одному из игроков бубен и начинает петь песню (под аккомпанемент или без него) про этого ребенка с упоминанием его имени. В конце песенки воспитатель называет имя другого ребенка, которому игрок тут же должен вручить музыкальный инструмент. Постепенно текст песни запоминается (он всегда один и тот же – меняется только имя) и дети начинают исполнять ее хором, пытаясь называть любые имена, чтобы запутать игрока с бубном и отвлечь от слов воспитателя.

Игра «Кошки-мышки»
Воспитатель готовить два музыкальных произведения – громкое и настороженное (тихое). Выбирается ведущий – он будет котом. Остальные игроки – это мышки. Когда звучит тихая музыка, детки подкрадываются к водящему на корточках к «спящему» коту. Когда мелодия меняется, кот просыпается и начинает бегать за мышками, которые разбегаются от него в разные стороны.