Фразы, которые нельзя говорить детям.

В статье пойдет разговор о том, как родители, зачастую не задумываясь, пользуются словами, установками, которые слышали от своих родителей в детстве, и которые могут оказывать отрицательное воздействие на формирование характера ребёнка в будущем. В статье вы найдёте ответы, как влиять и поддерживать ребёнка, чтобы помочь ему стать уравновешенным, уверенным, самодостаточным человеком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл horoshie_frazy_kotoryee_nelzya_govoorit_detyam.docx118.46 КБ

Предварительный просмотр:

ХОРОШИЕ ФРАЗЫ, КОТОРЫЕ НЕЛЬЗЯ ГОВОРИТЬ ДЕТЯМ

 «ПОСМОТРИ НА СВОЮ СЕСТРУ, ПОЧЕМУ ТЫ НЕ МОЖЕШЬ ВЕСТИ СЕБЯ ТАК ЖЕ», «ВОТ ПАПА ПРИДЕТ И…»,  ВСЕ ЗНАЮТ, ЧТО ГОВОРИТЬ ТАКОЕ РЕБЕНКУ НЕ СТОИТ. НО НЕ ВСЕ ЗНАЮТ, ЧТО НЕКОТОРЫЕ, КАЗАЛОСЬ БЫ, НЕВИННЫЕ ФРАЗЫ, КОТОРЫЕ МЫ ПОСТОЯННО УПОТРЕБЛЯЕМ, НЕ МЕНЕЕ РАЗРУШИТЕЛЬНО ДЕЙСТВУЮТ НА РЕБЕНКА И ВАШИ С НИМ ОТНОШЕНИЯ.

 ФРАЗА: «МОЛОДЕЦ, ХОРОШАЯ РАБОТА»

 Исследования показали, что, постоянно поощряя ребенка похвалой, мы делаем его зависимым от нашего мнения. Если вы постоянно говорите малышу «умница» или «молодец», приготовьтесь к тому, что похвала станет для него главной мотивацией к действию. А это значит целый клубок проблем: неуверенность в себе и в своих силах, упавшая самооценка после первой же серьезной неудачи, отсутствие собственных стремлений и так далее. Поэтому перестаньте хвалить ребенка по любому пустяку. Быстро и опрятно оделся, убрал посуду без напоминания – это не достижение, достойное оваций, это норма. Оставьте свое «Молодец, ты справился» для настоящих побед. Если желание хвалить за каждую мелочь никуда не делось, или это срабатывает по привычке, скажите по - другому, отметьте конкретные детали. В песочнице назревала ссора, но ваш малыш с достоинством вышел из ситуации сам – скажите ему не просто «молодец», а «мне понравилось, что ты не стал скандалить и разрешил ему поиграть с твоими игрушками».

ФРАЗА:

 «НЕ РАЗГОВАРИВАЙ С НЕЗНАКОМЦАМИ» Это трудная и непонятная для ребенка задача. Если незнакомый человек любезен, он не будет восприниматься, как потенциально опасный чужак. К тому же, если ребенок слепо берет эту инструкцию за правило, мир в его глазах постепенно становится недружелюбным, колючим и полным опасностей. Перестаньте запугивать ребенка и дайте ему четкие инструкции. Проработайте с ним популярные сценарии. Ребенок должен понимать, как вести себя, если незнакомец предлагает угостить сладостями и просит пойти с ним или предлагает сесть в машину и за мороженое показать путь к ближайшему магазину.

ФРАЗА:

«ЭТО НЕ СТРАШНО» Ваш ребенок упал, вы в панике подбегаете к нему и видите, что ничего опасного не случилось. В результате малыш заливается слезами и дует на ссадину на коленке, а вы говорите ему, что ничего, все в порядке, это не страшно. Это попытка успокоить больше себя, чем малыша. С высоты вашего возраста и опыта, разбитая коленка – это не ужасно, но ребенок думает иначе. Ему больно, он не в порядке, и поэтому он плачет. Ваша задача не игнорировать его эмоции, а помочь ему с ними разобраться. Обнимите его и скажите, что-то вроде: «Я понимаю тебя, тебе было страшно, когда ты падал. У тебя сейчас что-то болит?». Предложите малышу выбрать: бинт или поцелуй (или и то, и другое).

ФРАЗА:

«СКОРЕЕ, ПОТОРОПИСЬ» Ребенок застрял за завтраком или никак не справится со шнурками, потому что только-только их освоил, и вы понимаете, что опять опаздываете? Вместо того, чтобы поторапливать его и усиливать стресс, смягчите тон и скажите: «Давай ускоримся». Этим вы подчеркнете, что вы с ним в одной «команде» опаздывающих и снимите с него лишний груз вины. В конечном счете, это ведь вы не рассчитали время и подняли его утром на те самые 5-10 минут позже, на которые сейчас начинаете опаздывать. Хороший выход – превратить все в соревнование в духе «кто быстрее опустошит тарелку».

 ФРАЗА:

«МЫ НЕ МОЖЕМ СЕБЕ ЭТОГО ПОЗВОЛИТЬ» Это самый легкий действенный ответ на просьбу купить очередную игрушку. Но если вы его часто используете, у ребенка может сложиться впечатление, что вы не контролируете свои финансы, или что вы неуспешны. Совсем не подходит такой ответ для детей постарше, которые могут понять абсурд ситуации, когда вы покупаете машину, но не можете купить ему новый телефон. Это будет выглядеть, как отмазка и равнодушие к его желаниям. Поэтому ваш посыл должен быть иным: «Мы можем себе это позволить и понимаем, что тебе это очень хочется, но сейчас мы копим деньги для более важных вещей». При этом ребенок должен понимать, что экономят в семье не только на нем, и когда-то настанет его время.

 ФРАЗА:

 «БУДЬ ОСТОРОЖЕН! НЕ УПАДИ» Когда вы кричите это ребенку, пустившемуся вприпрыжку с горы, вы только отвлекаете его внимание. Так он скорее упадет, чем если -бы вы опустили ситуацию и не дергали его. Более того, психологи уверяют, что в фразе «не упади!» (не беги, не прыгай, и т.д.) частица «не» часто оказывается неуслышанной, и команда принимает прямо противоположный смыл. Все, что вы можете сделать, это быть готовыми оказать быструю помощь, если неприятность все таки случится. А команды, связанные с безопасностью нужно уметь формулировать четко и коротко. «Держись» – вместо «не упади». «Стоп» («стой») – вместо «не беги» и «не прыгай». ФРАЗА: «Я НА ДИЕТЕ» Следите за своим весом? Не посвящайте ребенка в каждую деталь. Если он постоянно будет видеть, как вы встаете на весы и клянете жир и лишние килограммы, у него может развиться нездоровое отношение к телу. Лучше давать позитивные комментарии в духе: «Я ем здоровую пищу, потому что тогда чувствую себя отлично». Тоже самое с занятиями спортом. «Надо наконец позаниматься»,  звучит, как пытка, спорт не выглядит привлекательным ни в ваших глазах, ни в глазах ребенка. «Как хорошо на улице, пойду пробегусь»  согласитесь, разница очевидна. ФРАЗА: «СЛАДКОЕ ТОЛЬКО ПОСЛЕ ЕДЫ» Забудьте эту фразу. С ней вы точно добьетесь того, что ребенок будет есть торопливо, не получит удовольствия от еды, и вообще сама еда будет восприниматься, как наказание. Даже немного изменив формулировку и сказав: «Сначала мы едим приготовленное, а на десерт у нас…»,  вы окажете более положительное влияние на ребенка. Помимо этого, просто чаще хвалите «обычную» еду, наслаждайтесь борщом так, чтобы ребенок это заметил. Помните, вы – главный пример для подражания, и постепенно ребенок усвоит именно ваши пищевые привычки.

 ФРАЗА:

«ДАВАЙ ПОМОГУ» Когда ваш ребенок изо всех пытается построить сложную башню или решить головоломку, так и хочется протянуть ему руку помощи. Главное – не делать этого постоянно и не вступать слишком рано. Иначе вы можете подорвать самостоятельность ребенка и приучить его ждать готового решения со стороны. Вместо этого задайте наводящие вопросы – они помогут справиться с задачей самому.

 10 фраз из нашего детства, которые не стоит говорить ребенку

Мы часто произносим эти фразы бездумно, не отдавая себе отчета, какие последствия они будут иметь для ребенка. Чаще всего это происходит, когда мы расстроены, устали, в общем – в состоянии стресса. Они будто сами вылетают изо рта. Ведь это те самые фразы, которые глубоко ранили нас в детстве. Повторяя их ребенку, мы передаем ему собственный негативный опыт.

Читать далее 8 фраз, которые воспитывают из детей неудачников

 Дети гораздо восприимчивее к обычным словам, чем мы, взрослые. И иногда одна неправильно сказанная фраза может зародить в душе ребенка не просто сомнения, огорчения или обиды. Из-за них ребенок может потерять веру в себя, а это  прямой путь вырасти неудачником. Каких же фраз стоит избегать в общении с нашим чадом?

«Как ты мне надоел»

Фраза звучит грубо и унижает ребенка. Мы не будем говорить так с другом или с коллегой. Вы знаете, что с детьми в таком тоне тоже разговаривать не следует. Но дети действительно порой доводят нас до белого каления, и эмоции вырываются из-под контроля. Мы больше не в силах сдерживать гнев или раздражение, мы вдруг перестаем стремиться выражать их правильно и превращаемся… чаще всего — в собственных родителей. Мы кричим детям те самые слова, которые так больно ранили нас в детстве. Мы можем научиться не терять себя, если научимся распознавать и признавать свои чувства. «Я зол», «Я просто вне себя!» «Мне очень обидно!» — говоря о себе, о собственном состоянии, мы возвращаем себе себя и получаем шанс избежать жертв и разрушений.

Перефразируем: «Я страшно разозлилась, когда увидела, как ты бьешь младшего брата. Я вне себя, когда вижу, как сильный обижает слабого!»

«В твоем возрасте я умел это делать»

Не стоит делать акцент на вашем превосходстве, подчеркивать, что вам легче давалось обучение чтению и вы раньше научились плавать. Вы с вашим малышом — не соперники. Для него вы — ролевая модель. Он понимает, что вы сильнее и больше умеете, потому что вы — взрослый, он хочет учиться, подражать вам, чтобы стать «как мама» или «как папа». Если же вы сильнее, умнее, способнее были всегда, даже когда не были взрослым, то малыш может спасовать и потерять надежду со временем догнать вас. Расскажите ребенку, как именно вы добились ваших успехов, с какими сложностями столкнулись, какие чувства испытывали. Это очень сблизит вас, вселит в малыша гордость за вас и веру в себя.

Перефразируем: «Знаешь, я тоже много падал, когда учился кататься на коньках. Даже думал, что никогда не научусь. Но мне очень хотелось играть в хоккей, и я решил тренироваться каждый день. Даже подушку привязывал под куртку! Через пару недель уже почти не падал. И у тебя получится! Вместе скоро шайбу погоняем».

«Не бери игрушку в садик, потеряешь»

Вам, наверно, приходилось слышать про само сбывающееся пророчество. Это когда вы очень боитесь, что опоздаете на поезд, и умудряетесь опоздать, хотя приезжаете на вокзал за час до отправления. Или убеждаете себя, что провалите собеседование на работе… Этот же закон с детьми работает почти без сбоев. Дети буквально запрограммированы на то, чтобы осуществлять родительские ожидания. Скажите ребенку, уверенно крутящему педали двухколесного велосипеда: «Осторожно, упадешь!» — и непременно вскоре услышите грохот. Но если скажете: «Я боюсь, что ты упадешь!» — результат будет другой. Малыш сделает все, чтобы вас переубедить. Психологи советуют использовать так называемые «Я-сообщения», чтобы предупредить малыша о возможных рисках или последствиях его действий.

Перефразируем: «Я предлагаю оставить игрушку в машине — боюсь, что в школе она может потеряться. Что ты думаешь об этом?»

«Ты должен быть счастлив!»

И уточняем: «Счастлив, от того, что у тебя есть братик… что ты будешь учиться играть на пианино… что мы идем покупать тебе куртку». Мы хотим видеть наших детей счастливыми. Родители могут почувствовать себя волшебниками, когда удается развеселить грустного малыша или вселить в него веру в собственные силы.

Но даже самый счастливый ребенок может время от времени испытывать амбивалентные чувства. Дети (как и взрослые) способны любить и ненавидеть одновременно. Но многих из нас с детства научили считать грусть, обиду, зависть, гнев и прочие «негативные» эмоции плохими, неправильными. Особенно трудно бывает принять даже собственные «раздвоенные» чувства. Мы часто отрицаем сложности и противоречия, стараясь себя убедить в том, что в нашем восхищении нет ни капли зависти, в дружбе не может быть соперничества и конкуренции, а по отношению к собственным родителям мы испытываем сплошь любовь и благодарность.

Лучшее, что могут сделать родители в этой ситуации, — помочь ребенку признать и проговорить свои чувства, проявить понимание и сочувствие. Это один из способов сделать ребенка счастливым.

Перефразируем: «Я вижу, ты и рад и не рад. Похоже, ты хочешь пойти со мной и одновременно рад был бы остаться дома».

Как мы растим лгунов:

 4 причины детской лжи.

 Детское вранье чаще всего свидетельствует не о моральных проблемах ребенка, а о его психологическом  дискомфорте в обществе окружающих его взрослых людей. Поэтому главным для родителей должен быть не вопрос, как реагировать на обман. Куда более важно задуматься над причинами детской лжи, понять их, а затем постараться устранить то, что побуждает ребенка говорить неправду. Ведь лжецами дети не рождаются, они ими становятся под чутким руководством взрослых.

Главным для родителей должен быть не вопрос, как реагировать на обман. Куда более важно задуматься над причинами детской лжи, понять их, а затем постараться устранить то, что побуждает ребенка говорить неправду. Ведь лжецами дети не рождаются, они ими становятся под чутким руководством взрослых.

Причина №1. Личный пример взрослых

В каком случае проявляется?

Именно близкие люди порой подают ребенку пример так называемой невинной лжи. С целью облегчить себе жизнь или кого-то не обидеть, выйти из затруднительного положения или избежать неприятных объяснений мы прибегаем к искажению фактов.

Например, как часто ваш ребенок слышит, что вы отклоняете приглашение своих друзей, мотивируя это недомоганием, а потом, положив трубку, говорите: «Да ну их, они такие скучные!» А бывает и такое, что родители сами вынуждают ребенка лгать. Например, когда звонит телефон, папа просит сына: «Скажи, что меня нет дома».

Что делать?

Помните, что маленькие дети не могут отличить просто вранье от «лжи во спасение». Они с детства перенимают жизненные принципы своих родителей и их отношение к другим людям. Из всех воспитательных мероприятий по развитию честности и порядочности во все времена остается личный пример. Поэтому, чтобы не столкнуться с подобной проблемой, родителям необходимо быть честными даже в мелочах, и не только по отношению к ребенку, но и к другим людям. Не давайте обещаний, которых вы не можете выполнить, и старайтесь сдерживать те, которые уже дали. И, если вам не удается сдержать свое слово, обязательно извинитесь, рассказав о причинах случившегося. Не лгите, когда ребенок задает щекотливые вопросы.

Как понять, что ребенок вас обманывает? Скорее всего, малыш не станет смотреть вам в глаза, будет запинаться, почесываться, у него могут покраснеть щеки. Также тревожный звоночек, если ребенок во время разговора держит руки за спиной или в карманах — это сигнализирует об утаивании информации. При сомнениях можно попросить ребенка рассказать историю заново — если она выдумана, то он, скорее всего, собьется в деталях.

Не имитируйте общение, интерес, участие. Не говорите: «Как здорово ты нарисовал!», глядя при этом в телевизор. Если вы заняты, скажите, что посмотрите рисунок позже, и сделайте так, как сказали.

Совет

Наши дела никогда не должны расходиться со словами. Но если вы уличили малыша во лжи, сохраняйте спокойствие, никогда не занимайтесь воспитанием «под горячую руку». Цените, когда он говорит правду, скажите: «Я очень горжусь тобой, потому что ты нашел в себе смелость сказать правду!» Избегайте длинных нотаций, лучше расскажите поучительную историю из своего детства или приведите другой пример, иллюстрирующий негативные последствия лжи. Ни в коем случае не начинайте разговор с обвинений и угроз.

ребёнок врёт что делать

Причина №2. Боязнь неприятных последствий

В каком случае проявляется?

Когда в семье принята излишняя строгость и ребенка наказывают за малейший проступок или наказание по своей суровости несоизмеримо с самим проступком, остается последний способ избежать наказания — ложь. Даже если речь не идет о физическом наказании, вполне вероятно, что «выговоры» заставляют ребенка чувствовать себя униженным.

Что делать?

Во-первых, проанализируйте, всегда ли вы справедливы по отношению к своему крохе. Во-вторых, никогда не отчитывайте и не стыдите малыша при посторонних и тем более при его друзьях — это очень унижает. Если вы поймали ребенка на вранье, не набрасывайтесь на него со словами обвинения, дайте понять, что не будете сердиться или наказывать за проступок, в котором он честно признался. Так, например, если ребенок говорит вам, что это не он сломал игрушку или разбил вазу, и очевидно, что это сделать больше никто не мог, спокойно скажите: «Ты, наверное, боишься, что я рассержусь, но я ведь понимаю, что вещи ломаются (вазу ты разбил нечаянно, такое случается)». Тогда необходимость в обмане отпадет сама собой.

Совет

Если поступок малыша вывел вас из равновесия, отложите разговор до тех пор, пока вы не успокоитесь и не сможете себя контролировать. Начав с агрессивных обвинений в адрес ребенка, вы рискуете лишь спровоцировать его на последующие попытки обмануть. Самое эффективное средство борьбы с детской ложью — это построение доверительных отношений в семье, основанных на взаимном уважении.