Обобщающая беседа о зиме

Дереча Наталья Ивановна

Конспект обобщающей беседы о зиме с детьми подготовительной группы.

Тема: «Зима».

Возрастная группа: подготовительная.

Цель: обобщить знания детей по теме «Зима».

Задачи: конкретизировать и углубить представление о зиме: состояние погоды, типичные осадки, явления природы, состояние растений, особенности жизни домашних и диких животных, птиц, насекомых, рыб;

формировать умение устанавливать причинно-следственные связи;

развивать связную речь, умение говорить правильно, с использованием эпитетов;

развивать мыслительную деятельность, память;

воспитывать любовь и бережное отношение к природе, чувство доброты.

Предварительная работа: беседа по картинкам «Зима», беседа о диких животных и их жилищах, о домашних животных, беседа о перелетных и зимующих птицах, насекомых, рассматривание альбомов с иллюстрациями по темам, беседы во время прогулок.

Оборудование и материалы: картинки с изображением зимних пейзажей (природных и в городе), иллюстрации с изображением жизни диких животных зимой, жизни домашних животных зимой, жизни рыб зимой, жизни насекомых зимой, жизни зимующих птиц зимой, с изображением перелетных птиц.

Ход беседы:

Воспитатель читает стихотворение И. Сурикова:

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

И под утро снегом

Поле забелело,

Точно пеленою

Все его одело.

Темный лес что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно…

Дети слушают.

Воспитатель: О каком времени года говорит поэт в этом стихотворении?

Отвечают на вопрос.

Воспитатель:

- Каждое время года длится три месяца. И зима – владычица своих трех месяцев. Каких? (дети отвечают)

- По календарю можно узнать, что наступила зима. А как еще можно понять, что время года меняется? (дети отвечают; примерные ответы «В природе происходят изменения», «Природа меняется»).

- Как меняется природа зимой? (ответы детей; воспитатель дает возможность каждому ребенку назвать минимум один признак зимы, например, «На улице становится холодно», «День становится короче», «Солнце не греет», «Перелетные птицы улетают на юг», «Насекомые исчезают» и так далее).

- Ребята, вы назвали много признаков зимы, молодцы! А теперь давайте с вами вспомним о каждом изменении в природе, которое происходит зимой, подробнее.

- Вы, ребята, вспомнили, что зимой бывают самые короткие дни и самые длинные ночи, солнце стоит невысоко и греет мало, небо часто серое, на нем облака, тучи, из которых идет снег. Снег бывает разный. Например, в сильные морозы, какой снег идет? А когда теплеет, что происходит со снегом, который падает? (Дети отвечают; примерные ответы «В сильные морозы снег падает крупинками, иголочками. Когда теплеет, снежинки слипаются в хлопья, на деревьях, проводах выступает иней»; показ иллюстраций).

- Когда дуют ветра и падает снег, на улице в это время быть не очень приятно и даже иногда опасно. Вы со мной согласны? Да, потому что в такие моменты на улице наблюдаются некоторые явления природы. Как они называются? (Дети отвечают; примерные ответы «В ветреную погоду бывает поземка, метели, вьюги»).

- Вы вспомнили, ребята, что зимой реки, озера покрываются льдом. Что же происходит в это время с рыбами, которые там живут? (Дети отвечают; примерные ответы «Реки, озера покрываются льдом. Подо льдом живут рыбы, они уходят на дно и спят»; показ иллюстраций).

- Вы вспомнили, ребята, и об изменениях во внешнем виде растений. Да, растения зимой меняются, как они зимуют? (примерные ответы детей: «Деревья и кустарники зимой без листьев, только у ели и сосны остаются зеленые иголки. Под снегом зимуют семена трав, луковицы, корни»; показ иллюстраций).

- А почему мы не встречаем зимой насекомых? (примерные ответы детей: «Насекомые не летают, они спят, запрятавшись в трещины коры деревьев и кустарников, под листья, в землю»; показ иллюстраций).

- Когда мы с вами гуляли (зимой), каких птиц видели? (ответы детей).

- Как можно назвать одним словом птиц, которых вы назвали? (ответы детей, «Зимующие»). Почему они называются «зимующие»? (ответы детей). Да, эти птицы зимой не улетают в теплые края, они остаются в родных для себя краях и ищут пропитание на месте проживания.

- А изменилась ли жизнь зимующих птиц зимой, их поведение? Как, расскажите, пожалуйста? (ответы детей; примерные ответы: «Мало птиц на улице зимой, большинство из них живет около жилья человека. Люди подкармливают птиц, помогают выжить в это голодное время года»; показ иллюстраций).

- Но не все птицы остаются зимовать в родных краях. Вы называли еще один признак зимы – перелетные птицы улетают в теплые края. Каких перелетных птиц вы, ребята знаете? (ответы детей; показ иллюстраций).

- Меняется жизнь зимой и у животных. Как зимуют домашние и дикие животные? (ответы детей; примерные ответы «По разному в лесу живут звери: зайчик и белка поменяли свои шубки на зимние. Белка питается запасами орехов, желудей, грибов. Лиса в основном в это время охотится на мышей. Медведь, барсук, накопив жир в своем теле, спят в берлогах. Ежик тоже спит. О домашних животных заботятся люди: утепляют их зимовье, дают корм»; показ иллюстраций).

- Вы верно, ребята, подметили, что люди заботятся о домашних животных. А проявляют ли люди заботу зимой еще о ком-то или о чем-то? О ком заботятся люди зимой? Почему? О чем заботятся люди зимой? Почему? (ответы детей показ иллюстраций).

Дидактическая игра «Хорошо или плохо» на углубление эмоционального воздействия от содержания беседы.

Воспитатель: Скажите, ребята, зима – это хорошо или плохо? (ответы детей. Воспитатель спрашивает каждого ребенка, почему «зима – это хорошо» или почему «зима – это плохо», в зависимости от ответа ребенка; примерные ответы: «Зима – это хорошо, потому что зимой можно кататься на санках, играть в снежки, строить снеговика, иногда из-за холода можно остаться дома и тд»; «Зима – это плохо, потому что зимой короткий день, птицам и животным трудно, надо надевать на себя много одежды, иногда из-за холодов нужно оставаться дома и тд»).

- Молодцы, ребята, как хорошо вы рассказали о зиме!