«Музейная педагогика как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

Зиновьева Надежда Васильевна

«Музейная педагогика как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

 

Зиновьева Н.В., воспитатель МБДОУ детский сад №12 "Белочка"

 

Тип проекта: групповой, практический.

Продолжительность: долгосрочный (3 месяца (октябрь-декабрь2017г.).

Участники проекта: воспитатели группы, дети подготовительной группы, родители (законные представители) детей группы.

            Цель проекта состоит в реализации направления «Музейная педагогика» в детском саду, обогащении предметно-развивающей среды ДОУ, обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами.

            Практическая значимость проекта заключается в возможности применения его в повседневной практике.

            Мы провели анкетирование и выяснили, что больше половины воспитанников нашей группы ни разу не ходили в музей с родителями, причем по разным причинам. Многие считают, что дошкольникам еще рано посещать такие учреждения. Некоторым мамам и папам не приходит в голову идея такой экскурсии. Как же привлечь внимание родителей к музеям? Прямая агитация здесь вряд ли поможет. Поэтому мы решили создать собственные «Мини-музей».

Для достижения цели нам необходимо решить задачи, которые определяются темой, содержанием и назначением мини-музеев.

  • Воспитывать у детей интерес к культуре своих предков, культуре предков России;
  • Воспитывать патриотические чувства;
  • Обогащать предметно-развивающую среду группы;
  • Формировать художественно-эстетическое воспитание;
  • Формировать представления о взаимосвязях разных культур.

Предполагаемые результаты для детей:

  • Обогатится представление детей о народном искусстве и художественных промыслах.
  • Расширятся представления детей об истории семьи в контексте истории родной страны.
  • Дети привлечены к созданию развивающей среды дошкольного учреждения.
  • Разовьются патриотические и интернациональные чувства, любовь к Родине. Расширятся представления о Родине — России.

Предполагаемые результаты для воспитателей:

  • Появится тесный контакт с родителями воспитанников;
  • Повысится статус группы;
  • Пополнится предметно - развивающая среда;
  • Разработанные материалы проекта будут широко использованы при проведении организованной образовательной деятельности и в семье.

Предполагаемые результаты для родителей:

  • родители станут активными помощниками в жизни группы;
  • отношения родителей и детей станут более близкими, доброжелательными.

 

Организация работы по проекту:

 

Экспозиция №1 «Мини-музей «Народная кукла»» (октябрь 2017)

 

Образовательное направление

Виды деятельности

Задачи

Беседы

 «Что такое музей» «Быт русского народа»; «Русская народная одежда»,

«Чем играли наши бабушки»; «Бабушкины куклы»; «Народная тряпичная кукла». «Какие бывают куклы?»

«Почему у куклы такое имя?»

Рассматривание иллюстраций, фотографий, посвященных жизни в «старину»; альбомов «Куклы в русских народных играх и обрядах»; «Обереговые куклы».

Знакомство с русским народным костюмом. 

Познакомить с декоративно-прикладным искусством нашего народа, традиционной тряпичной куклой.

Содействовать развитию эстетического восприятия образцов народного костюма и русского народного фольклора. Воспитывать чувство уважения к истории русского народа.

Занятия – эксперименты

«Какие бывают виды тканей»; «Из какого материала легче сделать куклу».

Д/игры: «Угадай на ощупь, что внутри»; «Одень куклу»; «Народные промыслы»; «Что бывает из соломы, дерева, ткани»; «Составь орнамент»; «Что лишнее?».

Обогащение чувственного опыта ребенка: развитие тактильных ощущений при работе с тканью, двигательного опыта рук

 

Сюжетно –ролевые 

игры

«Крестьянская семья»,

«Дом»,

«У бабушки в гостях».

Знакомство с историей и традициями на Руси; знакомство с особенностями народного быта через игрушку.

Прививать интерес и любовь к русской тряпичной кукле как виду народного художественного творчества.

Прививать любовь к обычаям, обрядам и традициям наших предков.

 

Художественно-эстетическое развитие 

    Рисование: «Кукла моей бабушки»,

Русский сарафан.

 

Учить детей украшать платье народными узорами (круги, полоски, квадраты и т. д.)

 

Речевое развитие

Заучивание колыбельных, русских народных песен «Коляда», «Масленница»; закличек, колядок, прибауток.

Развивать активный словарный запас, грамматический строй речи.

Чтение

Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»; М. А. Пожарова «Тряпичная кукла»; И. Рюмина «Куклы наших бабушек», небылиц «Богат Ермошка» и т. д.

Знакомить с народными традициями, в которых были задействованы лоскутные куклы.

На народных традициях воспитывать чувство уважения к обычаям нашего народа, интерес к народно-прикладному творчеству.

 

Консультация для родителей

«Как изготовить народную куклу»,

«Всему можно научиться - важно только не лениться»

Изготовление тряпичных кукол с детьми «Кувадка»

Способствовать совместному творчеству детей и родителей. Развитие интереса к рукоделию

 

 

Экспозиция №2 «Мини-музей «Моя родословная»» (ноябрь 2017)

Цель: Способствовать закреплению интереса к истории своей фамилии, своей семьи.

Задачи:

  • формировать представление о семье, о членах семьи, родственных связях.
  • познакомить с понятиями «род», «родня», «родословная», «предки».
  • дать понятие о русских семейных традициях, семейных реликвиях, о распределении семейных обязанностей.
  • развивать устную речь, учить составлению коротких рассказов о семье, с называнием полных имен всех ее членов.
  • воспитывать интерес к истории своей семьи, дать понятие о русских семейных традициях, семейных реликвиях.
  • привлечь родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, т.е. потребность к формированию семейных ценностей.

 

Образовательное направление

Виды деятельности

Задачи

Беседы

 "Моя семья", «Что я знаю о своей семье», "Наша дружная семья", «Отдыхаем всей семьей», «В гостях у дедушки с бабушкой», «Бабушка заболела», «Увлечения моей семьи», "Как я помогаю маме (папе)", «Чем мы занимаемся по выходным», "Что любит мама", «Мужская работа».

 

Дидактические игры

«Назови ласково», «Что сначала, что потом?

формировать представления о росте и развитии человека, о социальных ролях, которые люди выполняют в разные возрастные периоды

Сюжетно – ролевые игры

«В гостях», «Семья», «Дочки-матери», "Папа-доктор", «Детский сад», «Наш дом». "Один дома", "Большая семья", "Мама заболела", "Разбили папину чашку"

 

Художественно-эстетическое развитие 

Аппликация "Цветок для мамы", Рисование карандашами «Подарок для папы», тесто пластика «Кулич для гостей».

Выставка детских рисунков «Моя семья».

Изготовление поделок на день Матери

 

Конструирование

«Дом, в котором мы живём», «Дом для большой семьи»

 

Речевое развитие

Заучивание стихов, пословиц, поговорок про семью.

Составление творческих рассказов: «Выходной день в моей семье», «Здравствуй, мамочка моя», «Как я помогаю дома». Сочинение рассказов «Я расскажу вам о своей семье» (рассказ о предках на генеалогическом древе).

Развивать активный словарный запас, грамматический строй речи.

Чтение

рассказы С. Баруздина «Семья», В.Сухомлинский «Семь дочерей», «Крылья матери», М. Скребцова

«Сердце матери», русская сказка «Мудрый отец»,стихи Берестова

«Семейная фотография»,Е.Благининой «Научу обуваться и

братца», А. Барто «Младший брат», «Две сестры глядят на братца».

-Разгадывание загадок, чтение пословиц и поговорок. 

 

Консультация для родителей

«Знакомство дошкольников с родословной», «Зачем знакомить дошкольников с родословной?», «Как изготовить генеалогическое древо»

Способствовать совместному творчеству детей и родителей. Развитие интереса к рукоделию

 

 

Экспозиция № 3 «Наша Родина-Россия»» (декабрь 2017)

Цель:

  • Расширение представлений о множестве городов нашей Родины.

Задачи:

  • Формирование у дошкольников представления о Родине, её истории, национально-культурных традициях, о Москве – столице России, о символах России.
  • Воспитание гражданско-патриотические чувства через изучение государственной символики России.
  • Создание предметно развивающей среды, способствующей нравственно-патриотическому воспитанию детей.

 

Образовательное направление

Виды деятельности

Задачи

Беседы

 «С чего начинается Родина», «Символы государства», Рассматривание фото, репродукций картин, иллюстраций на тему:

«Дружба народов разных национальностей, национальные обычаи народов»: -Дидактические игры: «Символика России», «Костюмы народов России».

Просмотр презентации «Моя Россия».

 

Дидактические игры

Дидактические игры: «Символика России», «Костюмы народов России», «Где мы видим флаг России»

Формировать представления о росте и развитии человека, о социальных ролях, которые люди выполняют в разные возрастные периоды

Сюжетно – ролевые игры

«Защитники», «Путешествие в Москву», «Московская семья»

 

Художественно-эстетическое развитие 

-Рисование: «Белый, синий, красный», «Кремль».

-Лепка: «Царь-колокол, Царь-пушка».

-Аппликация: «Русская березка».

 

Музыка

-Слушание Гимна России.

-Разучивание песни: «У моей России длинные косички».

 

 

Конструирование

«Кремлевская стена», «Старинная крепость».

-Создание герба группы.

 

Речевое развитие

     Чтение, обсуждение, заучивание стихов: С. Есенин: «Гой ты, Русь моя родная…» (отрывок), В Жуковский: «Родного неба милый свет», К. Ушинский: «Наше Отечество» (отрывок), М. Исаковский: «Поезжай за моря, океаны…», З. Александрова: «Родина», А Прокофьев: «Родина». Инсценировка русских народных сказок

Развивать активный словарный запас, грамматический строй речи.

Русские народные подвижные игры

«Гуси – лебеди», «Горелки», «Салки», «Жмурки», «Золотые ворота», «Ай ду-ду-ду».

- Хороводная игра «Веночек», «Платочек».

-Спортивная игра «Крепость и защита».

- Пальчиковая гимнастика «Наш дом», вот верхом сидят, смотри, русские богатыри».

 

 

Консультация для родителей

Оформление папок – передвижек для родителей на тему: «Воспитываем патриота».

- Викторина «Что? Где? Когда?».

- Рекомендации о том, какую литературу можно прочесть детям по этой теме.

Консультация на тему «Создание лэпбука»

 

 

Мини-музеи позволили нам, воспитателям сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей.

            Экспонаты используются для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. Любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора. Дошкольники разных групп могут знакомиться с мини-музеями своих «коллег». При этом в старшей и подготовительной к школе группах экскурсии могут проводить сами ребята.

Работа по созданию мини-музея сплотила воспитателей, родителей, детей. Родители начали интенсивнее интересоваться педагогическим процессом, принимают активное участие, задавали вопросы, предлагали помощь. 

            Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их родителей.