"Подготовка детей старшего дошкольного возраста к школе в условиях ДОУ"

Быкова Елена Игоревна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №1 «Аленушка»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад 

на тему: «Подготовка детей старшего дошкольного возраста к школе в условиях ДОУ»

 

 

 

 

 

 

 

                                                                         воспитатель: Быкова Елена Игоревна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добрый день уважаемые коллеги! На сегодняшней конференции мною будет затронута тема «Подготовка детей старшего дошкольного возраста к школе в условиях ДОУ»

Существует несколько путей подготовки ребёнка к школе : в дошкольном образовательном учреждении; в других образовательных учреждениях (подготовительные курсы); в условиях семьи. В детском саду ребёнок находится в оптимальных условиях для его психологического и умственного развития.

Подготовленность к школьному обучению не исчерпывается умением читать и писать. Эффективность обучения в начальной школе гораздо больше зависит от степени развития памяти, внимания, воли, уровня самоорганизованности, умения управлять своими действиями.

Также важно сформировать у ребенка социальную компетентность – учить взаимодействовать ребёнка и с детским коллективом и со взрослыми.

Для успешного обучения к школе ребё нок должен быть :

Психологически готовым (это формирование личностной, физической, интеллектуальной готовности).

1. Личностная готовность

- Эмоциональное развитие (чувства подчиняются мышлению).

- Формирование коммуникативной готовности (умение общаться)

- Развитие учебно-познавательного мотива. Подготовка дошкольников к обучению к школе (понимание самой организации школьной жизни)

2. Физическая готовность (физическое развитие)

- это состояние здоровья:определенный уровень зрелости организма ребенка, необходимый уровень развития двигательных навыков, волевое воспитание, физическая и умственная работоспособность.

3. Интеллектуальная готовность предполагает наличие у ребёнка определённого кругозора и запаса конкретных знаний.

 

Какие же задачи приследую я при подготовке детей к школе:

- Развитие эмоциональной сферы детей и социальной компетентности;

- Развитие учебно-познавательного мотива;

- Совершенствование мелкой моторики;

- Всестороннее развитие. Совершенствовать знания  об окружающем мире;

- Развитие игровой деятельности;

- Развитие элементарных математических представлений;

- Развитие речи;

- Физическое развитие.

Вот некоторые приемы которые я использую для развития эмоциональной сферы детей и социальной компетентности:

Театрализованная  деятельность;

- Посредством сказки;

- Игровые занятия:

игры с детьми на накопление эмоций;

игры на эмоциональное общение ребёнка со сверстниками и взрослыми;

игры на преодоление негативных эмоций;

игры на снятие эмоционального напряжения;

игры на развитие эмпатии у детей (сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека);

- Ситуативные игры;

- Сюжетно-ролевые игры.

Следующий  этап развитие учебно-познавательного мотива ции

Цель: Вызвать интерес к новому этапу жизни – школа.

Вызвать желание учиться.

Задача:  Знакомство со школой. Формирование учебных предпосылок

Формы деятельности:

Помочь детям представить своё школьное будущее.

- Сказка о зверушках, в которой каждый персонаж по-своему объясняет своё желание учиться.

-Беседы «Зачем ходят в школу», или сделать это в форме игры в «школу» с игрушками или детьми-партнерами;

-Игра «Собери портфель в школу»;

- Чтение соответствующих стихов, обсуждение картинок из школьной жизни.

- Можно придумать вопросы, которые заинтересуют детей (Почему светят звёзды? Откуда взялись динозавры? И др.)Всё это вы узнаете в школе.

Постоянные беседы, стимулирование познавательных интересов, экскурсии в школу – помогут детям представить своё школьное будущее.

Также считаю необходимым совершенствовть  мелкую моторику пальцев рук:

-Манипуляция с различными предметами (застегивание кнопок, пуговиц, шнуровка, вырезание ножницами);

- Совершенствуем навык правильно держать карандаш (учим штриховать в одном направлении, раскрашивать предметы не выходя за контур);

- Выкладываем из палочек различные предметы; компазиции

- Художественное творчество: пластилинография, нетрадиционное рисование;

- Упражнение «Сложи лист»;

- Пальчиковая гимнастика (сгибательные и разгибательные движения пальцев рук, заучивание название пальцев);

- Самомассаж пальцев рук ребристым карандашом в такт стихотворению, сжимание мячика из поролона

Окружающий мир.

- Расширять представление детей о разнообразии живого мира, явлениях природы.

- Проявлять положительное отношение к природе;

- Развивать интерес к изучению окружающей природы, наблюдательность, доброжелательное отношение к окружающим, желание помогать другим.

- Наблюдения, экспериментальная деятельность.

Развитие математических способностей

- Ориентировка в пространстве и на листе бумаги;

- Определять последовательность событий (вчера , сегодня, завтра. Дни недели, месяца, времена года);

- Овладевать навыками счета, уметь соотносить количество с цифрой, называть геометрические фигуры;

- Выполнять классификацию предметов по 1-2 свойствам

В старшем возрасте для достижения более эффективных результатов я использую рабочие тетради

Развитие речи:

- Координация речи с движением (пальчиковая гимнастика, физкультминутки);

- Логоритмические упражнения;

- Заучивание  стихов, потешек, считалок.

- Активизируем словарь детей по различным лексическим темам;

- Слушаем сказки в инсценированном варианте и в обычном пересказе, учимся отвечать на вопросы, задавать вопросы,   без повторов пересказывать эпизоды, заодно тренируя память и внимание;

- Учимся составлять рассказы на темы из личного опыта, развиваем речевую активность;

- Развитие словесно -логическое мышление.

  Физическое развитие ребенка.

-Развитие двигательных навыков, координации движений;

- Организация подвижных игры на свежем воздухе,

 - В режим дня включены элементы закаливания;  

  - День начинается с утренней гимнастики под музыку;

- Дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз;

- Формирование волевых качеств.

Дошкольное образование считается успешным, если ребёнок умеет слушать, понимать, запоминать, наблюдать, обладает социально-коммуникативными навыками, а также навыками самоконтроля и самооценки