Развитие свойств внимания у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр

Тарасова Алина Ивановна

Возникновение опыта связано с усовершенствованием развития внимания у детей дошкольного возраста. Внимание имеет огромное значение в жизни дошкольника. Именно оно делает его психические процессы полноценными. Известно, что смотреть и видеть, слушать и слышать – далеко не одно и то же. Только внимание дает нам возможность видеть, слышать, в полном смысле слова воспринимать окружающее. Как необходимое условие в окружающей действительности, внимание имеет большое значение для любой деятельности, особенно для обучения.   

Для развития внимания детей в муниципальном автономном образовательном учреждении «Центр развития ребенка – детский сад №12 города Шебекино Белгородской области» созданы все условия. В каждой группе находятся огромное количество настольных игр и картотеки дидактических игр для развития внимания дошкольников. Дидактические игры как своеобразное средство обучения, отвечающее особенностям ребенка, включаются во все системы дошкольного воспитания. Во всех группах созданы Центры дидактической игры. Данные центры способствуют развитию концентрации внимания дошкольников. Педагоги ДОУ используют дидактическую игру, как многоплановое и сложное педагогическое явление. Дело в том, что для развития свойств внимания дидактическая игра является формой и методом обучения детей дошкольного возраста, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством для развития личности ребенка.

С помощью дидактических игр воспитатели развивают активное и волевое внимание детей. Большое внимание дидактическим играм уделяют педагоги-специалисты. В каждом кабинете педагоги размещают дидактические игры в соответствии с изучаемым материалом. Педагоги ставят перед детьми такие задачи, которые требует осмысления последующего действия. При этом активизируется внимание и мыслительная деятельность детей. В каждой группе и в каждом кабинете, педагоги используют дидактические игры с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста. Предлагаемые игры, упражнения, позволяют повысить уровень внимания у каждого ребенка, развить такие свойства внимания, как устойчивость, распределение, переключение, концентрацию, а также увеличить объем внимания.

Таким образом, в дошкольной образовательной организации созданы условия для развития свойств внимания у детей дошкольного возраста. На этом и основано активное внедрение дидактических игр в практику педагогической работы по теме: «Развитие свойств внимания у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр». Работая с детьми в данном направлении, автор обратил внимание на то, что свойства внимания у некоторых дошкольников развиты недостаточно.

Дошкольники недостаточно переключали и распределяли собственное внимание в момент использования различных видов и форм обучения. Поэтому для решения этой проблемы автор считает целесообразным использование в работе по развитию свойств внимания у детей дошкольного возраста дидактические игры.

Началом работы по выявлению уровня внимания стала диагностика детей дошкольного возраста. Для этого использовалась методика Р.С. Немова, Т.А. Кирдяшкиной «Будь внимателен» (Приложение №2). Диагностика проводилась в сентябре 2018 года, в ней принимали участие 25 человек средней группы. После проведения диагностики выяснилось, что большинство дошкольников имеют низкий уровень объема, устойчивости, переключения, концентрации и  распределения внимания. В группе высокий уровень составил 16%, средний – 28%, низкий – 56%. Таким образом, результаты данного этапа диагностики позволили наметить содержание работы по развитию свойств внимания у детей дошкольного возраста.

 

  1. Актуальность опыта

 

Никакой другой психический процесс не упоминается так часто в повседневной жизни и не находит себе с таким трудом место в рамках психологических концепций, как внимание. Проблема внимания стала главной и при изучении таких психофизиологических механизмов познавательных процессов, как восприятие, память, мышление. Внимание достаточно интенсивно изучается в связи с выявлением факторов, влияющих на эффективность деятельности человека, включая его обучение.

Внимание дошкольника отражает его интересы по отношению к окружающим предметам и выполняемым с ними действиям. Ребенок сосредоточен на предмете или действии только до тех пор, пока не пропадает его интерес к этому предмету или действию. Появление нового предмета вызывает переключение внимания, поэтому дети очень редко длительное время занимаются одним и тем же. Поддержать интерес и сосредоточенность на чем-либо поможет игра. Однако игра – это не только радость для ребенка, что само по себе важно. С ее помощью развивается и концентрируется внимание детей. Увлеченно играя, дети могут приобретать новые знания, умения, навыки и развивать собственные психические процессы.

Общеизвестно, что важно развивать и тренировать внимание дошкольников, готовить детей быть внимательным всегда. Внимание детей к моменту поступления в школу должно стать произвольным, обладающим нужным объемом, устойчивостью, концентрацией, распределением, переключаемостью. Поскольку трудности, с которыми на практике сталкиваются дети в начале обучения в школе, связаны именно с недостаточностью развития внимания, о его совершенствовании необходимо заботиться в первую очередь, готовя дошкольника к обучению. А помочь в этом деле могут дидактические игры, так как игра составляет основное содержание жизни детей дошкольного возраста, создает зону ближайшего развития ребенка, и потому выступает как ведущая деятельность, тесно переплетаясь с трудом и учением. Увлечение игрой повышает способность к произвольному вниманию, обостряет наблюдательность, воспитывает сосредоточенность, настойчивость.

Проблема развития внимания в дошкольном возрасте с помощью организации дидактических игр является актуальной. В соответствие данной проблемы автор определил тему работы: «Развитие свойств памяти у детей дошкольного возраста посредствам дидактических игр». Во время организации и проведения работы по развитию свойств памяти возникали следующие противоречия:

  1. Между возросшими требованиями к проблеме развития свойств внимания дошкольников, и недостаточностью их практической разработанности.
  2. Между социальной значимостью развития свойств внимания у дошкольников, и низким уровнем сформированности предпосылок к учебной деятельности у детей дошкольного возраста.
  3. Между необходимостью построения образовательного процесса для развития свойств внимания средствами дидактических игр, и недостаточным использованием педагогических возможностей игр, нацеленных на усвоение данной темы.

 

1.3. Ведущая педагогическая идея опыта

 

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в развитии свойств внимания у детей дошкольного возраста в процессе применения дидактических игр.

 

1.4. Длительность работы над опытом

 

Работа по разрешению противоречий между обозначенной необходимостью развития свойств внимания дошкольников, и недостаточным использованием дидактических игр была разделена на несколько этапов.

I этап – начальный: сентябрь 2018 год.

II этап – основной: октябрь 2018 год – апрель 2021 год.

III этап – заключительный: май 2021 год.

Начальный этап включал в себя анализ методической литературы, подбор диагностического материала и выявления уровня свойств внимания у детей дошкольного возраста, разработка рабочей программы для развития и коррекции свойств внимания, подбор дидактического материала. На основном этапе была проведена апробация использования дидактических игр, направленных на развитие свойств внимания у детей дошкольного возраста. В единой системе проводилась работа с родителями: подготовка и проведение родительских собраний, консультаций. Диагностика на заключительном этапе доказала успешность выбранного технологии для решения обозначенной педагогической проблемы.

 

1.5. Диапазон опыта

 

Диапазон опыта представлен системой занятий, организованной и самостоятельной деятельностью детей дошкольного возраста, на которых использовались методы и приемы, направленные на повышение уровня развития свойств внимания посредством дидактических игр.

 

1.6. Теоретическая база опыта

 

Внимание – это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно – вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным – можно быть внимательным, только совершая какую-либо деятельность. Поэтому вниманием называют избирательную направленность сознания на выполнение определённой работы. Формы проявления внимания многообразны. Оно может быть направленно на работу органов чувств (зрительное, слуховое), на процессы запоминания, мышления, на двигательную активность. Принято считать, что существуют два типа внимания: непроизвольное и произвольное. Проблемы внимания, понимания физиологических объектов внимания рассматривают в своих работах многие русские и зарубежные психологи и физиологи, например, И.П. Павлов, А.А. Ухтомский, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин.

В работе В.А. Крутецкого внимание определяется как один из тех познавательных процессов человека. Он утверждает, что как особого, независимого процесса не существует, что оно выступает лишь как сторона или момент любого другого психологического процесса или деятельности человека. А.А. Ухтомский полагает, что внимание представляет собой вполне независимое психическое состояние человека, специфический внутренний процесс, имеющий свои особенности, несводимые к характеристикам других познавательных процессов.

Л.С. Выготский убежден дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. Ф. Фребель подчеркивал, дидактическая игра как социокультурный феномен имеет свою историю и передается из поколения в поколение. Дидактические игры создавались и создаются взрослыми для развития детей с учетом их потребностей, интересов и возможностей. Дети получают содержание игры в готовом виде и овладевают им как элементом культуры. Первые дидактические игры были созданы народной педагогикой. До сих пор к числу любимых детьми относятся народные игры «Фанты», «Краски», «Что летает?» и др. В них много веселых шуток, юмора, и в то же время они требуют от детей напряженной умственной работы, соревнования в сообразительности, внимании. Система дидактических игр для детского сада впервые была создана Ф. Фребелем. Он высоко ценил игру, считал, ее важнейшим средством воспитания и обучения ребенка.

В создании современной системы дидактических игр надо отметить роль Е.И. Тихеевой, разработавшей ряд игр для развития речи и психических процессов. Игры Тихеевой связаны с наблюдениями жизни и всегда сопровождаются словом. Она полагала, в дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Они содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятий. Эти игры дают возможность детям концентрировать внимание рациональными способами, решать те или иные умственные и практические задачи.

А.В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры, утверждал, дидактическая игра должна способствовать развитию внимания, памяти, мышления ребенка. Воспитатель ставит детей в такие условия, которые требуют от них умения играть вместе, регулировать свое поведение. В данном опыте синтезирован и обобщен материал по проблеме развития внимания у детей дошкольного возраста.

 

1.7. Новизна опыта

 

Новизна опыта состоит в комбинации методов, приемов и выстраивании системы познавательной деятельности детей в целях развития свойств внимания дошкольников посредством дидактических игр, а именно: игры, задания и упражнения, направленные на развитие сенсорного внимания; игры, направленные на развитие слухового внимания; игры, направленные на развитие моторно-двигательного внимания.

 

1.8. Характеристика условий,

в которых возможно применение данного опыта

 

Опыт может быть использован воспитателями и педагогами-психологами дошкольных образовательных организаций для разработки учебно-методического комплекса на развитие внимания у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр. Материалы опыта могут быть использованы родителями в организации досуга детей.