ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Испотльзование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnemotehnika.docx15.15 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Речевое развитие является одним из важных составляющих всестороннего развития ребенка, поэтому во ФГОС ДО это направление является приоритетным. Именно в дошкольном возрасте формируется грамотная речь. Но современные дети, к сожалению, заменяют живое общение на виртуальное, проводя время за компьютером, телевизором.

Работая с детьми, я обратила внимание на то, что дошкольникам сложно четко, последовательно рассказывать о событиях, предметах из повседневной жизни, создавать разные виды творческих рассказов, в том числе и по картине, пересказывать тексты произведений, заучивать стихотворения.

При изучении опыта педагогов я обратила внимание, что многие авторы рекомендуют для успешного развития связной речи детей использовать нетрадиционные формы работы, например, мнемотехнику.

Весомый вклад в разработку этого вопроса внесли Л. А. Венгер, Л. В. Эльконин, С. Л. Рубинштейн. Они считают, что в дошкольном возрасте преобладает непроизвольная память, поэтому приемы мнемотехники доступны как младшим дошкольникам, так и старшим. Данные приемы способствуют увеличению объема памяти, путем образования ассоциаций. В основе этой техники реальный предмет замещается знаком или символом, что облегчает и ускоряет процесс запоминания. Также ребята учатся выделять главное, систематизировать, обобщать полученные знания, с помощью наглядных схем, таблиц, моделей и т. д.

Для достижения успешных результатов поставила цель: создание условий для развития связной речи детей с использованием приемов мнемотехники.

В своей работе, я отдаю предпочтение пересказу текста, так как будущий школьник должен последовательно и грамотно излагать свои мысли, видеть в тексте главное и уметь выделять это.

Работу начала в младшей группе с простых мнемоквадратов. Исходя из психологических особенностей каждого возраста ребенка, иду от простого к сложному. Детям лучше всего запоминаются яркие явления и события, и поэтому составляя мнемоквадраты использовала красочные рисованные картинки и аппликации персонажей сказок, различных действий, предметов. При составлении мнемоквадратов старалась подбирать символы таким образом, чтобы они были приближены к значению слова, словосочетания или фразы.

В средней группе, проводя работу над словом, например, «облако», вместе с детьми разбираем его символическое значение: какая форма и размер, какой цвет. Таким образом, использование цветных символов-картинок в мнемоквадрате и мнемодорожке способствует лучшему запоминанию отдельных образов, ассоциированных с их формой, цветом и величиной. Например, помидор – красный круг, море – синяя или голубая клякса, солнце – желтый круг.

Одним из излюбленных средств для пересказа текста детей моей группы являются красочные картинки на магнитной доске. Мы с ребятами выстраиваем все основные образы последовательно по тексту, таким образом, ребята зрительно могут видеть и пересказывать текст с опорой на наглядность.

В старшем дошкольном возрасте работа по пересказу текста усложняется. Для этого мною используются мнемодорожки и мнемотаблицы. Схемы используются не цветные, а черно-белые, нарисованные мною, либо зарисованные вместе с детьми.

Работа строится следующим образом, мы с ребятами прослушав художественное произведение в процессе беседы делим его на смысловые части. После этого каждой части придумываем символ либо символическую картинку. Все абстрактные символы преобразовываем в образы. Полученные образы размещаем в мнемотаблицу. Затем читаем текст, обращая внимание на мнемотаблицу.   Далее осуществляется пересказ сказки или рассказа с опорой на символы, если ребенок затрудняется, задаю наводящие вопросы по тексту.

Мнемотехника универсальна. С помощью нее провожу не только пересказы текстов на основе мнемодорожек и мнемоталиц, а также использую их для создания дидактических игр, составления загадок и описательных рассказов, заучивания стихотворений. Продуктом данной работы стали картотеки и альбомы мнемодорожек и мнемотаблиц.  

В перспективе на будущее при работе с детьми старшего возраста, я планирую продолжать работу по мнемотехнике, освоить методику работы с картами Проппа и в дальнейшем поделиться своим практическим опытом работы в рамках открытого педагогического мероприятия или мастер-класса.