Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста в ДОО: теория и практика

Калинина Ольга Александровна

Калинина Ольга Александровна, воспитатель

Государственное бюджетное дошкольное

 образовательное учреждение

 центр развития ребёнка - детский сад № 33

Красносельского района Санкт-Петербурга

 

Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста в ДОО: теория и практика

 

     Дошкольное детство — это особый период в развитии ребенка, когда у детей развиваются самые общие способности, которые необходимы любому человеку в любом виде деятельности. Основа неординарных дарований ребенка – творческий потенциал, который характеризуется стойкой познавательной активностью, опережением в развитии мышления и речи, большим стремлением к творчеству в игре и других видах деятельности. Творческий потенциал (концепция А.М.Матюшкина) –это творческие возможности, заложенные в ребенке с рождения и раскрывающиеся по мере взросления в разных областях и сферах деятельности, в процессе постановки и нахождения оригинальных решений разного рода вопросов и проблем: интеллектуальных, личностных и прочих.

В действующем ФГОС ДО, как необходимая составляющая структурной единицы в образовательные области и как цель дошкольной педагогики, в настоящее время рассматривается формирование активной самостоятельной личности. Все  более высокими становятся современные требования к организации образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях, поэтому необходимо осознавать, что для решения важных гуманистических  задач, которые необходимо решать дошкольным педагогам, необходимо включать в работу с дошкольниками современные педагогические технологии. В последние годы в качестве центральной психо-дидактической технологии нового стандарта обозначено развивающее взаимодействие ребенка (дошкольника) через социально-коммуникативное развитие и взаимодействие со взрослыми и со сверстником, а не только одностороннее воздействие на ребёнка. Все эти требования возможно реализовать только при одном условии –  кардинально изменить организацию педагогического процесса в ДОУ, путем подбора более результативных средств обучения и воспитания, что требует широкого внедрения в педагогический процесс инновационных и альтернативных форм и способов ведения образовательной работы. В этой связи, педагоги дошкольных учреждений стараются найти новые, инновационные, более эффективные пути, ресурсы решения поставленных обществом образовательных и воспитательных задач.

На сегодняшний день одним из более ярких, развивающих, увлекательных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста считается проектная деятельность. Это обусловлено тем, что проектирование во всех сферах человеческой деятельности становится универсальным инструментарием, позволяющим обеспечить ее системность, целеориентированность и продуктивность.

Проектная деятельность в детском саду – это комплексная совместная работа дошкольного педагога, ребенка и его родителей, в процессе которой дети формируют познавательные способности и творческое мышление, повышают свою самооценку, обучаются искать информацию и применять эти знания в самостоятельной деятельности.

Задача педагога в проектной деятельности – активизировать созидательную активность детей и способствовать самостоятельности в подборе способа действия в различных ситуациях.

Целью проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении должен быть активный и любознательный, разносторонне развитый и творчески свободный ребенок.

Нельзя сказать, что метод проектной деятельности – это инновация последних лет, исторически он используется уже более века. Впервые о «Методе проектов» заговорил Джон Дьюи еще в XIX столетии. Продолжил эту тему ученый Уильям ХердКиллпатрик, который разработал «проектную систему обучения» («метод проектов»). Сущность её заключалась в том, что обучаемые, исходя из собственных интересов, совместно с педагогом осуществляли собственный проект, решая какую-либо практическую, исследовательскую задачу, включаясь, таким образом, в реальную деятельность, они овладевали новыми знаниями.

Дошкольная педагогика открывает новые возможности для стимулирования психического развития ребенка через регуляцию его отношений с окружающими людьми, особенно со взрослыми (воспитателями и родителями), к воздействиям которых в этом возрасте ребенок остается еще достаточно открытым. Возможно поэтому этот метод стал вновь актуальным сперва в школе, а затем и в ДОУ.

Основным условием успеха использования проектной технологии в ДОУ является соответствие решаемых проектов возрастным возможностям детей. Исследователи доказали, что дошкольный возраст является сенситивным для многих психических новообразований. В дошкольный период жизни формируются новые психофизиологические механизмы регулирования деятельности и поведения, и также закладываются многие основы будущей личности через формирование устойчивой структуры мотивов, зарождение новых социальных потребностей (потребности в уважении и признании со стороны  взрослых, потребность в признании сверстников).

В аспекте выбранной темы исследования особую актуальность вызывает зарождающееся желание осуществлять важные для взрослых и так называемые «взрослые» дела, и выступать в качестве «взрослого» детьми дошкольного возраста. Это позволяет взрослым развивать и использовать в воспитании социальные мотивы ребенка для оказания на него положительного воздействия. Речь идет о таких мотивах, как признание, одобрение со стороны значимых взрослых людей, стремление получать высокую оценку своих действий и ряде других психических новообразований.

 

Проектная деятельность в ДОУ осуществляется в методе проектов – совокупности используемых учебно-познавательных приемов, которые дают возможность разрешить ту или иную задачу в результате самостоятельных действий обучающихся, с обязательной презентацией этих результатов. Проектное обучение можно представить как способ организации педагогического процесса, базирующийся на взаимодействии с окружающей средой, поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели.

Знания, полученные ребенком в процессе выполнения проекта, становятся достоянием их индивидуального опыта. Эти знания получены в ответ на вопросы, поставленные самим ребенком в процессе деятельности, причем необходимость этих знаний продиктована содержанием деятельности, а не навязаны педагогом. Они нужны ребятам и поэтому интересны им, отсюда возникает внутренняя мотивация детей к учебе.

Таким образом, можно сказать, что метод проектов актуален и весьма эффективен в течение всей жизни современного человека. Основной целью проектного метода в ДОУ является первоначальное развитие свободной творческой личности ребёнка, владение первоначальными основами исследовательской деятельности ребенка.

 

Сегодня особое место в дошкольном образовании занимает проектирование. В современной педагогике метод проекта используется наряду с систематическим предметным обучением как компонент системы продуктивного образования.

Познавательная активность детей реализуется в деятельности. Именно проектная деятельность способна мобилизовать силы дошкольников в познании реальности, самостоятельном раскрытии ее связей, отношений, закономерностей, в преобразовании опыта.

Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».

 

Суть «метода проектов» в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при которой дети приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов, имеющих не только познавательную, но и прагматичную ценность.

«Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

Использование метода проектов в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно - повысить самостоятельную активность детей;

-развить творческое мышление;

- развить умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности;

-делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.

Метод проектов можно рассматривать как особый механизм взаимодействия семьи и ДОУ. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но так же стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.

В приобщении детей к исследовательской проектной деятельности важен не результат, а процесс. Главное заинтересовать ребенка, вовлечь в атмосферу творчества, и тогда результат будет закономерен. Исследовательская деятельность

личностно ориентирована и характеризуется возрастанием интереса по мере выполнения работы, а также позволяет детям учиться на собственном опыте при выполнении конкретного дела и приносит удовлетворение детям, видящим продукт собственного (совместного) труда.

Метод проекта формирует у воспитанников творческое мышление, желание заниматься творческой деятельностью, получать удовольствие от результатов коллективного труда. Быть наблюдательными, общительными, уважать чужое мнение, действовать совместно с другими детьми и взрослыми, быть занятыми общим делом.

Готовность к поиску новой информации, наблюдений, знаний, новых способов мышления и поведения — то, что, пожалуй, больше всего может помочь человеку не просто выжить в современном мире, а реализовать себя, свой творческий потенциал.

Таким образом, внедрение в образовательный процесс такой технологии как метод проекта способствует развитию свободной творческой личности, которая соответствует социальному заказу на современном этапе, и делает образовательный процесс дошкольного учреждения открытым для активного участия родителей и других членов семьи.