Реализация образовательных и профессиональных стандартов в психологии и педагогике в рамках Национального проекта «Образование»

Калинина Ольга Александровна

Реализация образовательных и профессиональных стандартов в психологии и педагогике в рамках Национального проекта «Образование»

 

Калинина Ольга Александровна, воспитатель,

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка - детский сад № 33

Красносельского района Санкт-Петербурга

 

Педагог - ключевая фигура реформирования образования в рамках Национального проекта «Образование». От его ключевых компетенций, уровня образования, педагогической подготовки зависит качество образовательного процесса.

Образование всегда было областью, которую государство не упускало из внимания. Именно поэтому для того, чтобы воспитанием занимались профессионалы, была в свое время введена профессиональная стандартизация, касающаяся уровня квалификации педагога.

В дошкольном образовании действуют два вида стандартов: ФГОС ДО, утвержденный Минобрнауки РФ и профстандарт, утвержденный Минтруда РФ. Оба стандарта разработаны в 2013 году, однако относятся к разным сферам: ФГОС касается образовательных учреждений в целом, а профессиональный стандарт относится к кадровой политике, аттестационной работе, разработке инструкций по должности и другим действиям, касающимся конкретных работников. Эти два документа определяют основные направления совершенствования система дошкольного образования, а именно повышение его качества.

В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, становится умение учиться и постоянно повышать свой профессионализм. Однако далеко не каждый педагог облдает желанием развиваться и совершенствовать свое профессиональное мастерство. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений - все эти характеристики деятельности педагога легли в основу разработки профессионального стандарта.

Профессиональный стандарт - это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.

Несмотря на то, что профессиональные стандарты применяются заведующими ДОО для формирования кадровой политики и в управлении коллективом педагогов, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления, стандарт значительно влияет на повышение качество дошкольного образования. Ведь каждый педагог теперь должен соответствовать профессиональному стандарту, в котором определены основные трудовые функции.

Расширяя границы свободы педагога, профессиональный стандарт одновременно повышает его ответственность за результаты своего труда, предъявляя требования к его квалификации, предлагая критерии ее оценки.

С учетом различного уровня квалификации педагогов страны предусматривается процедура постепенного, поэтапного введения профессионального стандарта педагога.

Стандарт - инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире. Стандарт - инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень.

Профессиональный стандарт педагога может быть также дополнен внутренним стандартом образовательного учреждения (по аналогии со стандартом предприятия), в соответствии со спецификой реализуемых в данном учреждении образовательных программ (адаптированных программ).

Профессиональный стандарт педагога отражает структуру его профессиональной деятельности: обучение, воспитание и развитие ребенка. В соответствии со стратегией современного образования в условиях российской образовательной политики, он существенно наполняется психолого-педагогическими компетенциями, призванными помочь воспитателю  в решении новых стоящих перед ним проблем.

Стандарт выдвигает требования к личностным качествам современного воспитателя, неотделимым от его профессиональных компетенций, таких как: готовность воспитывать и развивать всех без исключения детей, вне зависимости от их склонностей, способностей, особенностей развития, ограниченных возможностей. Главной фигурой, способной осуществить поставленные образовательные и воспитательные задачи, становится педагог, обладающий необходимыми компетенциями. И не просто педагог, а специалист, отличающийся высоким нравственным сознанием, культурой.

 Основная функция современного детского сада любого вида – целенаправленная социализация личности ребенка, то есть введение его в мир природных и человеческих связей и отношений, передача ему лучших образцов, способов и норм поведения во всех сферах жизнедеятельности. От того, насколько грамотно будет выстроен образовательный процесс в дошкольном учреждении, зависит качественный уровень воспитания и развития ребенка-дошкольника. Профстандарт для педагога детского сада, должен стать новым и эффективным способом повышения эффективности  воспитательной и образовательной деятельности, а также позволит добиться большей компетентности от работников.

Список литературы

  1. Белькова, И. А. Походы к профессионально-личностным качествам педагога и профессиональному стандарту педагогической деятельности / И. А. Белькова. // Молодой ученый. — 2020. — № 4 (294). — С. 277-280. — URL: https://moluch.ru/archive/294/66695/ (дата обращения: 23.02.2022).
  2. Профессиональный стандарт. Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. N 544н)