Картотека упражнений по развитию у детей социально-коммуникативных навыков

Зиновьева Надежда Васильевна

Картотека упражнений по развитию у детей социально-коммуникативных навыков

Упражнение «Спиной друг к другу»

Цель: Упражнение вырабатывает умение выделять характерные особенности во внешности другого человека.

Ход: Дети разбираются на пары, которые встают спиной друг к другу. Педагог предлагает им на минутку развернуться и посмотреть друг на друга. Затем тому, кто самый смелый в паре, необходимо описать внешность его партнера - какие у того волосы, глаза, нос, одежда и т.д. В конце игры педагог отмечает лучших игроков, которые смогли запомнить и назвать наибольшее число деталей внешности и одежды партнера по игре.

Педагог вместе с детьми обсуждает на примере 1 -2 пар играющих, чем они отличаются друг от друга и чем похожи.

Упражнение «Что не так»

Цель: Упражнение тренирует зрительную память.

Ход: Педагог делит детей на две команды: мальчиков и девочек. В роли отгадчиков может выступать вначале команда мальчиков. Педагог договаривается с девочками, о каких-то изменениях в деталях одежды и при­чески (спущенная на глаза челка, небрежно убранные волосы, развязанный бант, разная обувь на ногах, не­правильные или сзади застегнутые пуговицы, разного цвета носки или гольфы и пр.). Девочки вместе с педагогом предлагают мальчикам отгадать, что изменилось в их внешности. Затем команды меняются ролями.

Упражнение «Отдыхаем»

Цель: Упражнение учит расслабляться.

Ход: Педагог предлагает детям сесть на стулья и закрыть глаза. Мы сидим удобно. Отдыхаем. Мы спокойны. Руки очень легкие, опущены вниз. Свободно свисают. Лицо неподвижно. Голова немного опущена. Тело расслаблено. Ноги вытянуты вперед, расслаблены. В комнате тихо. Все сидят тихо. Слушают тишину. Мы отдыхаем. Мы должны посидеть спокойно, чтобы отдохнуть, быть свободными, легкими, быстрыми, смелыми, добрыми. Мы будем стараться стать такими. Мы обязательно станем такими.

Упражнение «Плавает, летает, рычит...»

Цель: Развивает зрительное и слуховое внимание, умение действовать по правилу, произвольность поведения.

Материал: Карточки с изображениями птиц, зверей, рыб; бубен.

Ход: Дети вместе с педагогом становятся в круг. Педагог объясняет и показывает, как можно изобразить то или иное движение: рыба плавает, птица летает, зверь рычит.

Затем педагог показывает одну из картинок, и дети са­мостоятельно имитируют движения или действия, характерные для рыбы, птицы или зверя. В момент смены кар­тинки педагог ударяет в бубен.

Упражнение «Приглашение на танец»

Цель: Познакомить детей с правилами этикета.

Ход: Педагог рассказывает детям о том, что все взрослые танцуют парами. Он предлагает детям поучиться. Мальчики должны уметь пригласить девочек на танец. Педагог приглашает одного мальчика и одну девочку разыграть сценку «приглашение на танец». Он объясняет, что надо делать, а пара детей показывает. Педагог распределяет всех детей по парам. Каждая пара проигрывает одновременно вместе со всеми детьми разученную сценку приглашения на танец: мальчики кланяются, приглашают жестами девочек на танец, а девочки грациозно приседают, благодаря за приглашение. В конце игры девочки и мальчики парами берутся за руки. В ритме лёгкой польки мальчики ведут девочек по кругу. По окончанию танца дети друг другу кланяются. Мальчики отводят девочек на место.

Упражнение «Звукорежиссер»

Цель: Учить детей творческому моделированию средствами цветов, размеров, форм.

Материал:

1) набор из 20 полосок красного цвета длиной 10 см для выражения радостной, веселой интонации;

2) набор из 20 желтых полосок такой же длины для выражения нейтральной, ровной интонации;

3) набор из 20 черных полосок для выражения тревожной, угрожающей интонации;

4) набор из 20 зеленых полосок для выражения грустной интонации;

5) набор из 20 синих полосок для выражения вопросительной интонации. Все полоски разложены по цвету в 4 коробки, на бортики которых со всех четырех сторон наклеены значки-указатели – схематичные изображения радости, нейтрального выражения лица, испуга, вопроса, грусти;

6) 3 – 5 ширм из плотного картона;

7) 3 – 5 альбомных листов, на которых сделаны два разреза, позволяющие вставлять в них полосы длиной 10 и 3 см;

8) текст небольшого простого рассказа: «Однажды теплым летним днем дети сидели на берегу лесного озера.

(Ж) Как жарко припекает солнышко, как сверкают брызги! (К) Но что это? (С) Вдруг все небо заволокли черные мрачные тучи… (Ч) Неужели начнется дождь? (С) Он испортит детям весь отдых… (З) Налетел порыв сильного ветра, пригнул к земле ветви деревьев! (Ч) Где укрыться ребятам от дождя? (С) Скорее, скорее под навес! (К) Но все уже промокли до нитки. (З) И вот уже сквозь брызги снова проглядывает солнце. (Ж) Правда, хорошо летом после дождя? (С)». (Буквы в скобках обозначают интонацию, которую при чтении воспитатель должен подчеркивать).

Ход: воспитатель немного рассказывает детям о том, что наш голос способен выразить наше настроение и что звукорежиссеры на радио специально следят за точностью интонаций говорящего актера или диктора. Вместе с детьми он произносит несколько фраз с разными интонациями (например, «Какой день; «Иди сюда» и т. п., показывает полоски разных цветов: объясняет, что в игре каждый цвет будет означать веселую, грустную, нейтральную и т. д. интонации. Вместе с детьми он подбирает к нескольким фразам цвета, чтобы потренироваться в обозначении. Он обращает внимание детей на значок, наклеенный на бортики каждой коробки с полосками, раздает им по листу альбомной бумаги с двумя разрезами, показывает способ вставки полосок в разрезы и ставит перед каждым играющим ширму. Затем он читает детям текст, делая паузы после каждой фразы для того, чтобы дети подобрали нужную цветовую полоску и вставили ее в разрезы. В результате у каждого ребенка получается цветовое полотно («фонограмма», где каждая полоска отражает интонации текста. Воспитатель в конце занятия записывает цветовое решение рассказа, выполненное каждым ребенком.

Упражнения для развития интонационной выразительности речи

Упражнение «Повтори»

Цель: Учить детей передавать интонацией различные чувства (радость, безразличие, огорчение). Ход: Воспитатель называет предложение: «Дождь идет». Дети должны повторить его с разной интонацией —так, чтобы было понятно, что они довольны, рады; что они недовольны, их это огорчает и т.п. То же задание выполняется с другими предложениями (Солнце светит. Снег идет. Грибной дождь. Подснежник расцвел. Змея ползает).

Упражнение «Придумай и скажи»

Цель: учить детей придумывать предложения и произносить их с различной эмоциональной окраской, передавая голосом радость, огорчение и др.

Ход: Воспитатель предлагает детям сказать что-то о весне или зиме, чтобы было понятно, что это радует, что увидено что-то красивое, интересное. (Весна пришла! Трава зеленеет!) Но весной что-то может и огорчить. Надо придумать предложение и сказать его так, чтобы было ясно, что ты огорчен, недоволен (Дождь некстати. Дует холодный ветер).

Упражнение «Различай»

Цель: учить детей использовать и различать интонации.

Ход: Сначала дети должны произнести предложение так, чтобы было понятно, что они удивлены (3 -4 высказывания); ответы оцениваются. Далее предлагается сказать какое-нибудь предложение или радостно, или вопросительно, или выразить сочувствие, или просто о чем-то сообщить. «Все внимательно слушайте интонацию. Будете узнавать, что выражено в предложении», - говорит педагог. Дети определяют характер интонации, если нужно, воспитатель помогает.

Упражнение «Лесенка»

Цель: Учить дифференцировать на слух два вида мелодики: с понижением и повышением основного тона голоса.

Материал: Силуэтные изображения лесенок с двумя ступеньками. Фишки - по количеству детей.

Ход: Педагог произносит фразы, а дети переставляют фишку или оставляют на той же ступеньке (в зависимости от повышения или понижения мелодики).

Упражнение «Волшебная линия»

Цель: Формировать навыки восприятия повышения основного тона, развивать речевой слух. 1-й вариант.

Материал: Листы бумаги А4 с изображением стрелки, направленной по диагонали из нижнего левого угла в верхний правый угол (по количеству детей).

Ход: Педагог произносит серии звуков, слогов и фразы с повышением основного тона, дети одновременно с ним проводят указательным пальцем по изображенной стрелке. 2-й вариант. Проводится аналогичным образом, но линию, символизирующую повышение основного тона, дети «рисуют» в воздухе.

Упражнение «Назови ласково»

Цель: Закреплять умение передавать мелодику интонации завершённости в экспрессивной речи.

Ход: Детям предлагается повторить за педагогом фразу с интонацией завершённости, заменив с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов все имена существительные на «ласковые», например фраза-образец «У лисы пушистый хвост» должна звучать так: «У лисички пушистенький (или допускается «пушистый») хвостик».

Упражнение "Осенние листочки"

Цель: Формировать представление о темпе ("быстро", "умеренно", "медленно").

Материал. Красные ("медленно"), желтые ("умеренно") и зеленые ("быстро") кружки.

Ход: Детям, сидящим за столом или на ковре, предлагается выложить перед собой кружки-символы в той последовательности, в какой педагог меняет темп речи, читая стихотворение.

Листопад, листопад,

Листья желтые летят.

Желтый клен, желтый бук,

Желтый в небе солнца круг.

Желтый двор, желтый дом.

Вся земля желта кругом.

Желтизна, желтизна,

Значит, осень - не весна.

Игра повторяется несколько раз. При повторном чтении темп произнесения каждой строчки меняется.

Упражнение «Кот – кошка – котенок»

Цель: Закреплять умение произвольно изменять тембр голоса.

Ход: Педагог предлагает детям воспроизвести, как мяукает папа-кот, мама-кошка, малыш-котенок, произнося слово «мяу» с изменением высоты голоса и сопровождая движениями.

Упражнение «Высоко – низко»

Цель: Закреплять умение произвольно изменять тембр голоса.

Ход: педагог предлагает детям произносить протяжно гласный звук в различных тембровых регистрах, изменяя тембр в зависимости от положения руки педагога. Если рука поднята вверх – звук произносится высоким голосом, если рука на уровне груди – средним по высоте голосом, а если рука опущенная вниз – звук произносится низким голосом.

Упражнение «Вьюга».

Цель: учить регулировать силу голоса.

Ход: Педагог показывает картинку, на которой нарисована вьюга, и говорит:

- Вьюга начинается.

Дети по команде делают вдох, а на выдохе начинают тянуть: - У-У-У…

Если педагог говорит, что вьюга сильная, дети увеличивают силу голоса. Если говорит, что вьюга затихает, дети уменьшают силу голоса.

Упражнение «Тихо – громко»

Цель: учить изменять силу голоса.

Ход: дети, медленно разводя руки в стороны, протяжно произносят гласный звук. Начинают с тихого звучания, увеличивая силу голося по мере разведения рук.

Упражнение "Слушай, думай, называй"

Цель: Формировать навыки восприятия логического ударения.

Ход: Педагог произносит фразы, используя различные средства для выражения логического ударения. Детям предлагается после прослушивания фразы назвать слово-носитель логического ударения и указать, как оно произнесено (громко или тихо, быстро или растянуто).