Размышления о воспитании

Татаркина Ирина Романовна

 

          Здравствуйте, уважаемые коллеги. Меня зовут Татаркина Ирина Романовна. В дошкольном образовании я почти 4 года, работаю воспитателем первой квалификационной категории. За это время моя жизнь круто изменилась, ведь я изменила свой взгляд на образование. Раньше мои представления складывались с точки зрения родителя. У меня две прекрасные дочки и спасибо им отдельное, что открыли для меня все прелести детства. Открыли – потому что заново. Новое время – новые возможности и все мы с вами знаем, что ребёнок нашего времени и дети современные, ой, как отличаются. Лучезарность, позитив, восприятие ребёнка на равных, создание условий для поддержки инициативности знакомы мне не понаслышке.

В рамках своей педагогической деятельности уделяю большое внимание развитию и своевременному обновлению развивающей среды. Ведь именно она,  в организованно оформленном и предметно-насыщенном виде, приспособлена для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, физическом и духовном развитии в целом. Развивающая предметно-пространственная среда мотивирует детей к познавательной и игровой активности, помогает формировать самость, что является главной целью дошкольного образования. Совместно с воспитанниками и их родителями мы изготавливаем наглядные материалы, макеты, предметы для сюжетно-ролевых игр.

         Ключевым аспектом своей работы считаю развитие у детей дошкольного возраста эмоционального интеллекта. Это управление своим поведением и понимание чувств окружающих, что является одним из значимых составляющих социализации ребёнка. В рамках данного направления своей работы занимаюсь театральным мастерством с воспитанниками детского сада. Мной написана авторская дополнительная общеобразовательная программа по театрализованной деятельности для детей 4-7 лет. В тандеме с детьми мы учимся радоваться за успехи каждого, оказывать товарищескую помощь друг другу, принимать другого человека как личность, быть добрее и человечнее. Такая деятельность способствует сохранению эмоционального здоровья и эмоционального благополучия. У воспитанников формируется готовность действовать, исходя из собственного замысла, и при этом доводить его до воплощения, пользуясь освоенными культурными средствами.

Чтобы переход от детского сада к школе был комфортным и плавным, ребёнок, прежде всего, должен почувствовать себя на своем месте, ощутить собственное благополучие, побывать в ситуации успеха. В нашем ДОУ есть прекрасная традиция – каждый год в конце апреля проводить общесадовское мероприятие «Фестиваль успеха», в рамках которого дети демонстрируют свои таланты, выбрав комфортную для себя область для творчества. Я, как педагог, помогаю «раскрыть» многогранность маленьких «звёздочек», поддерживаю их и помогаю поверить в себя.

«К современному ребёнку нужен современный подход». Именно под таким лозунгом я стала участницей педагогической мастерской «Создание игровых электронных образовательных ресурсов для дошкольников», проведённой в рамках реализации региональной инновационной площадки «Разработка модели личностно-ориентированной среды в современной ДОО». Принимала участие в семинаре «Современные образовательные технологии в ДОО в соответствии с ФГОС ДО». Благодаря этому теперь имею возможность создавать необходимые интерактивные компьютерные игры, пособия, которые имеют большую популярность и эффективность в работе с детьми, так как они направлены на развитие логики, воображения, образного мышления, знакомство детей с возможностями компьютерных технологий, овладение навыками работы с компьютером, развитие раскрепощенной личности ребенка.

         Немаловажным и актуальным остаётся патриотическое направление работы с детьми, целью которого является воспитание любви к Отечеству, ответственного отношения к окружающей природе и людям, становления устойчивой связи поколений. В рамках этой деятельности был написан и реализован проект «Мы – правнуки твои, Победа!», целью которого является создание условий для осознания ребенком причастности своей семьи к Победе в Великой Отечественной войне через создание семейных Книг памяти.

Развитие и обучение, взаимодействие со сверстниками, вовлечение детей в общение со взрослыми, игру, где поощряют общение, проявления уважения между детьми и взрослыми, способствуют самостоятельному решению конфликтов, акцентируют внимание на положительном поведении, практикуют плавный, понятный детям переход между различными видами деятельности способствуют гармоничному развитию личности дошкольника, позволяя ему психологически быть «готовым к школе». Ведь, как мы знаем, к школе главное для дошкольника не знания, умения, навыки, по большому счёту, а ребёнок, который наигрался в детском саду, проявлял инициативу и получал поддержку.

         В зоне моего ближайшего развития – обучение искусству мультипликации. В этой деятельности-игре исключены ошибки. Творить собственный мир получается у всех! Ребенок учится выходить из сложных ситуаций. Создание собственных мультфильмов развивает внутренний мир ребенка, его логику, умение фантазировать, мыслить образно. Мы будем стимулировать формирование позитивного восприятия мира, укрепление навыков коммуникации, развитие умений решать сложные задачи, корректировать ошибки, устранение агрессии, замкнутости, развитие внутреннего «Я» ребенка, самостоятельности и уверенности в себе, улучшение познавательных процессов.

         Я, как значимый для моих воспитанников взрослый, работаю над собой, развивая в себе собственную «гибкость» педагога. Постоянно изменяющаяся социальная ситуация усиливает потребность в гибкой, творческой личности, способной адекватно реагировать на происходящие изменения, готовой участвовать в инновационных процессах, способной к самореализации себя в любых проблемных ситуациях. Профессионально значимое личностное качество «гибкость» предполагает гибкость мышления и поведения: самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний, умений, способов деятельности в новые ситуации, видение возникающей проблемы с разных ролевых позиций, умение быстро реагировать на ситуацию и изменять способы действий в зависимости от складывающихся условий, способность к импровизации. Гибкость педагога – это способность быть постоянно изменяющимся в изменяющемся мире (тем более в ситуациях педагогического взаимодействия), это умение адекватно выразить свою индивидуальность. В ситуации педагогического взаимодействия гибкость педагога становится необходимым условием развития личностных возможностей детей.

         Совокупностью данных действий строится невидимый, но очень значимый «мостик» между детским садом и школой.