Конспект родительского собрания в средней группе «Прошлое и настоящее моей семьи»

Сафиуллина Хамдия Мухаметкамиловна

 

Конспект родительского собрания

в средней группе «Прошлое и настоящее моей семьи»

                                                                  Воспиатель 1 квалификационной категории

                                                           Сафиуллина Хамдия Мухаметкамиловна

 

 

         Цель: Формирование семейных традиций.

Задачи:

1. Заинтересовать родителей и детей изучением истории

происхождения своей семьи,

2.Привитие  уважения к культурным традициям семьи,

способствование становлению личности детей с помощью изучения

родословной и жизни своих предков.

 

Форма проведения:  педагогическая гостиная.

 Участники: родители, воспитатель.

Предварительная работа:

1. Оформление фотоальбома «Семейные фотографии»,

2. Выставка фотографий воспитанников и родителей группы в младенчестве и раннем детстве.

3. Подготовка презентаций старинной семейной фотографии.

Материал:

-  семейные фотоальбомы разных видов, фотографии воспитанников группы в

раннем возросте,

- альбом с пословицами и поговорками о семье,

-  Наглядный материал, атрибуты к сюжетно -  ролевой игре «семья», настольно-печатные и дидактические игры,художественная литература для чтения детям по теме собрания,

на мольберте написаны мудрые мысли, пословицы и поговорки о семье.

 

Ход собрания:

 

Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители! Я рада видеть Вас в

педагогической гостиной.

И прежде чем начать наш разговор,я предлагаю Вам сыграть в игру « Моя

семья». Эта игра поможет нам узнать о вашей семье, о традициях, увлечениях в семьях.

( Приложение 1)

Воспитатель: У каждого человека есть дом. Это не просто крыша над головой, а место, где его понимают, любят и ждут. Таким домом можно назвать наши семьи, детский сад, село, страну, в которой мы живем.

«Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой растем,

И березки у дороги,

По  которой мы идем.

Что мы Родиной зовем?

Солнце в небе голубом

И душистый, золотистый

Хлеб за праздничным столом.

Что мы Родиной зовем?

Край, где мы с тобой живем»

                           ( В.Степанов)

Сегодня мы с вами поговорим о самом главном для каждого из нас – это о семье и о том, как сохранить историю семейного рода.

Семья – это то, что мы делим на всех,

Всем понемножку: и слеза, и смех,

Взлет и падение, радость и печаль,

Дружбу и ссоры, молчанья печать.

Семья – это то, что с тобою всегда.

Пусть мчатся секунды, недели, года,

На стены родные, отчий твой дом

Сердце навеки останется в нем!

 

Семья –это маленькая вселенная.   Создать хорошую семью нередко бывает труднее, чем, скажем, написать книгу, сделать открытие. Поскольку семья - Вселенная, пусть и маленькая, должны быть и загадки вселенной. И они действительно существуют. Но на каждую загадку есть своя отгадка. Время неумолимо. Человек рождается, растет, взрослеет, стареет, и свой срок уходит из жизни. И никому ещё не удавалось разорвать круг. Человек уходит, а дети остаются. У детей рождаются свои дети, а у тех свои. И если человек  не совершал никаких открытий, а просто достойно прожил свою жизнь, он заслуживает того, чтобы о нем помнили его дети, внуки правнуки. Кем был твой прадед, Кем был твой дед, бабушка? О чем они мечтали? Каким был скромный их обед? Что они  надевали? Чем они занимались? К чему они стремились? Что вызывало дружный смех? И как они женились? Какие испытания им достались на веку?

И если все узнаешь ты, Изучишь древний род, Полюбишь родину свою, Полюбишь свой народ!

Воспитатель: Скажите, что может помочь нам сохранить историю семейного рода? (Семейный альбом)»

А есть ли в вашем доме семейный альбом? Каждая фотография в нем –это

кусочек жизни, это возможность вернуться назад, в прошлое .

(Обращает внимание на фотовыставку, и предлагает рассмотреть фотографии

детей и определить, кто это).

Родители  рассматривают  фотографии  воспитанников  в  младенчестве  и в

раннем детстве.

Воспитател: К 4-5 годам дети начинают понимать, что когда-то они были другими – маленькими,  а  скоро  снова  изменяться вырастут  и  станут

большими.  Этот  процесс  называется  осознанием  личностного  времени.

Малышам такие сложные абстракции, как понимание движения времени,

рост и взросление, недоступны. Лишь развитие мышления и воображения

дает четырехлеткам возможность осознать это. При ознакомлении детей с

изменениями, происходящими во времени, воспитатели используют такой

прием, как моделирование, модель «Лента времени» (показывает).

Важно понять, что каждый возраст посвоему ценен. Не нужно стремиться

делать ребенка старше, чем он есть, или, наоборот, относиться к нему как к

крошке.  Дети  растут,  и  это  замечательно.  Помочь  ребенку  правильно

оценивать себя и оптимистично смотреть на будущее задача взрослого.

В каждой семье раньше были альбомы с фотографиями. Там любой мог

увидеть себя и своих близких маленькими, молодыми, пожилыми 

 Семейный альбом – это огромное, пространство жизни с одной стороны,

простое и понятное ребенку, с другой загадочное и удивительное. Детей

всегда привлекают такие альбомы. Они искренне удивляются, что их

бабушки, дедушки, мамы и папы, когда-то были детьми. С интересом рассматривают они себя в младенчестве.

Скажите, рассматриваете ли Вы вместе с ребенком семейный альбом? (Ответы родителей)

Жаль, что во многом эта традиция утрачивается. Однако восстановить её не так то трудно, тем более что помимо фотографий у нас аудио видеокассеты.

Отбор фотографий, оформлений страниц фотоальбома –это именно то общение, которое необходимо дошкольнику, и его совместной деятельности с родителями.

Конкретный образ на фотографии сопровождается рассказами из жизни членов семьи, это вызывает живой интерес ребенка и стимулирует его память.

Посмотрите фотографии и обсудите с ребенком, чем отличаются взрослые от

детей, как изменится он сам внешне и внутренне, каким он будет. В заключении нарисуйте лесенку из трех ступенек символизирующих прошлое, настоящее и будущее ребенка, каким он ведет себя на каждой ступеньке.

Воспитатель: Давайте обратимся к словарю и определим значением слов

«альбом», «семья», «фотография».

Родители делятся на три группы. Каждой группе дается лист с одним из

слов, нужно написать значение данного слова и передать лист на проверку,

родительской группе справа. Таким образом, каждая группа знакомится со

всеми понятиями.)

Примерные записи родителей

Альбом: это - тетрадь или книга с чистыми листами для стихов, рисунков, фотографий,открыток.-объединенное по теме собрание иллюстраций и рисунков, фотографий.

Семья: это-группа людей, состоящая из мужа, жена, детей, и других близких

родственников живущих вместе.

Фотография: это-способ получения видимого изображения предметов на светочувствительных материалах, с помощью специального аппарата.

Семейный альбом:Тематическое собрание фотографий близких родственников.

Воспитатель: Каждый человек старается упорядочить свои фотографии и

создать альбом. Альбомы могут быть различных видов. Скажите, какими

могут быть альбомы?  (Свадебные, армейские, отражающий детство)

Глядя на фотографию, можно много узнать о том времени, когда она была

сделана.

Воспитатель: А сейчас мы переходим к практической части нашего собрания.

(Представляют жюри)

Жюри будет оценивать конкурсы по следующим критериям: оформление

фотографий, представление, содержание.

Конкурсы.

1. Презентация семейной стариной фотографии.

2. Презентация семейного альбома.

Воспитатель: Зачем же современному человеку знать историю своей семьи?

Вывод: Человек без этого знания, подобен листу, который несет ветер, ему

легко внушать любые истины, моральные нормы, им очень легкоуправлять.

Воспитатель: Уважаемые родители! Дерево, у которого крепкие корни ветер

не валит. Если мы будем знать историю своей страны, и своего города нам не

страшны не какие невзгоды.

Вариант решения родительского собрания:

Постепенно с взрослением детей рассказывать им о своих предках.

Поддерживать семейные традиции и создавать новые

Начать создавать семейный альбом, родословную своей семьи

Принести в группу семейную фотографию для оформления фотоальбома

«Семьи наших воспитанников»

 

1.Приложение: Игра «Моя семья»

Играющие  сидят по кругу.  Стоящий в центре круга предлагает поменяться

местами (пересесть) всем тем, кто обладает каким то общим признаком, и

называет этот признак. В тот момент, когда родители пересаживаются,

воспитатель занимает один стул. Оставшийся без стула родитель становится

ведущим и продолжает игру. Кто имеет в семье одного ребенка (более одного ребенка)?

Кто кого-то из детей назвал в честь бабушки (дедушки)?

Кто живет в отдельной квартире (с родственниками)?

У кого есть дети-школьники?

Чей ребенок любит рисовать(петь, танцевать)?

У кого в семье есть мама домохозяйка?

Чья мама печет самые вкусные блинчики?

Кто с сыном любит ходить на рыбалку?

-У кого в семье кто-либо имеет хобби?

-Для кого физкультура, любимое занятие?

-Кто самый умный, сильный и любимый папа?

-Кто каждый день своему ребенку читает книги на ночь

Кто всей семьей трудится в огороде?

Кто любит путешествовать?

 

2. Игра  «Дом, семья и народная мудрость»  (составление пословиц и поговорок

о семье)

В гостях хорошо, ... а дома лучше.

Не красна изба углами, а ... красна пирогами.

Каково на дому, таково... и самому.

Дети не в тягость, а ... в радость.

Когда семья вместе, то ... и душа на месте.

Всякой матери свое... дитя мило.

На свете все найдешь, кроме ... отца и матери.

Мать кормит детей как ... земля людей.

Нет для человека добрее ... отца с матерью.

Лучше матери ... друга нет.

У дитя заболит пальчик, а у ... матери – сердце.

Птица в беде спешит к гнезду, а... человек к родителям.

Обидишь отца и мать – счастья... не найдешь.

Береги отца и мать, других ... не сыщишь.

Слушай наставления отца и матери – ... не заблудишься.

Материнская молитва на дне ... моря спасёт.

Сердце матери лучше ... солнца греет.

 

 

 

 

Список используемой литературы:

  1. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. М. : ТЦ Сфера, 2009. 128с. (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ).
  2. Зверева О. Х. , Кротова Т. В. , «Общение педагога с родителями в ДОУ»: -М. : Т. Ц. Сфера, 2005.
  3. Козлова А. В. , Дешулина Р. П. «Работа с семьей»: -М. : Т. У. Сфера, 2004.
  4. Свирская Л. , «Работа с семьей: необязательные инструкции»: - М. :ЛинкаПресс, 2007.
  5. Колентьева О. , Калемуллина С. , «Праздники в детском саду»: -М. : Просвещение, 2001.
  6. Шорыгина «Беседы об основах безопасности с детьми 5-6 лет»
  7. Л.В.Коломейченко, О,А, Воронова «Семейные ценности в воспитании детей 3-7 лет»,М. ТЦ«Сфера», 2013