«Детский мюзикл», как одна из форм образовательной деятельности в процессе музыкального воспитания и художественно-эстетического развития дошкольников в рамках ФГОС.

Мусорина Елена Валентиновна

Музыкальная деятельность есть средство и условие вхождения ребёнка в мир социальных отношений, открытия и презентации своего "Я" социуму. Это основной ориентир для специалистов и воспитателей в преломлении содержания программы музыкального воспитания в ДОУ по ФГОС. Как известно – музыкальное, изобразительное и литературное искусство объединены в одну образовательную область  под названием «Художественно-эстетическое развитие». Главное в музыкальном развитии дошкольников по ФГОС – общение детей с произведениями искусства, развитие художественного восприятия, чувственной сферы, способности к интерпретации художественных образов, в этом все виды искусства одинаковы.

Эти три вида искусства, по моему мнению, можно объединить так же в один жанр – и этот жанр называется «мюзикл». В детском саду используется как форма, имеющая также названия – музыкальный спектакль, детская опера, музыкальная сказка.
В. А. Сухомлинский очень точно сформулировал важность театрализованной деятельности в воспитании подрастающего поколения:

   "Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определённые отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые".

От себя хочется добавить, что музыка делает этот вид искусства универсальным средством для формирования полноценной, всесторонне развитой личности ребёнка.

«Мюзикл» — это музыкально-сценическое произведение, в котором переплетаются диалоги, песни, музыка и хореография. Этот жанр - яркий, современный - не может оставить равнодушным ни взрослого, ни ребенка. Для детей участие в музыкальных спектаклях — это уникальная возможность реализовать сразу все свои творческие способности. В дошкольном учреждении этот жанр можно синтезировать с другими направлениями художественно-эстетического развития, что даёт нам неограниченные возможности для раскрытия творческого потенциала ребёнка. А привлечение в проекты всех участников образовательного процесса (ребёнок, педагог, родитель) создаёт дружелюбную, теплую атмосферу, оказывающую влияние на всестороннее развитие ребенка в детском саду, состояние его физического и психического здоровья, успешность его дальнейшего образования.

Мюзикл для музыкальных руководителей является одной из форм музыкального воспитания ребёнка.

Цели музыкального воспитания в ДОУ по ФГОС ДО:

– формирование условий ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (в словесном, музыкальном, изобразительном), мира природы; развитие эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства через проекты по музыкальному воспитанию в ДОУ по ФГОС; восприятие фольклора, музыки, художественной литературы; побуждение к сопереживанию литературным персонажам; осуществление самостоятельного творчества детей (изобразительного, конструктивно-модельного, музыкального и др.).
 

Реализация цели предполагает решение ряда задач:

- знакомство ребенка с прекрасным миром музыки;

- цветомузыкальное развитие детей в ДОУ;

- формирование чувства уважения к музыке, как к самостоятельному виду искусства, праздникам и традициям;

- развитие у дошкольников музыкальной эрудиции и культуры;

- развитие восприятия, сопереживания музыкальным произведениям и образам, развитие навыка детей - звукового сенсорного и интонационного, где музыка выступает в качестве языка, одного из многих, знакомства детей с миром человека, его эмоций, окружающим миром, миром предметов.

 

Основные этапы подготовки мюзикла.           

Методы, приёмы, технологии.

 

При подготовке мюзикла, я пользуюсь следующими методами:

- Наглядно-зрительный (иллюстрации, просмотр мультфильмов) и наглядно-слуховой (передача образов с помощью музыкального материала)

- Словесный (провожу с детьми беседу, обсуждения, разъяснения)

- Практический (исполнительские приёмы – пение, танцевальные движения, сценическая речь, обыгрывание персонажей).

 В основе инновационных технологий музыкального воспитания детей лежит коллективная деятельность, объединяющая: пение,  ритмизированную речь, игру на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение под музыку, озвучивание стихов и сказок, пантомиму, импровизированную театрализацию.

Более подробно хотелось бы остановиться на технологии развития творческих способностей дошкольников в музыкально-театрализованной деятельности, которая на музыкальных занятиях помогает приобщать детей к театральной культуре, пробуждает интерес к театрально - игровой деятельности.

Технология содержит два этапа: подготовительный и основной.

Задача подготовительного этапа – расширение и систематизация знаний детей о театре по темам:

Особенности театрального искусства,

Виды театрального искусства,

Рождение спектакля,

Театр снаружи и изнутри,

Культура поведения в театре.

Игры на развитие слухового внимания, творческого воображения и фантазии;

Игры с импровизированными шумовыми инструментами;

Пальчиковый игротренинг;

Игры на развитие восприятия характера и содержания муз.произведения;

Игры на развитие зрительного внимания;

Игры с предметами быта и игрушками;

Упражнения с атрибутами на развитие мелкой моторики, внимания, памяти, воображения;

Игры на действия с воображаемыми предметами или на память физических действий;

Упражнения по формированию выразительности исполнения (развитию мимики, пантомимики);

Игры-этюды на развитие эмоций;

Игры-этюды на развитие творческого воображения;

Игры-этюды на общение;

Упражнения и игры на развитие культуры и техники речи (дыхательные и артикулярные упражнения);

Скороговорки;

Упражнения на развитие интонационной выразительности;

Творческие игры со словом;

Инсценирование стихотворений;

Подготовка и разыгрывание разнообразных мини-диалогов, потешек, песенок, стихов, разнообразных сказок и инсценировок.

 

Основной этап – это «театрализованная игра», она же работа над спектаклем, направлен не столько на приобретение детьми профессиональных умений и навыков, сколько на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, уметь общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных ситуациях.

Включает:

1. Выбор пьесы или инсценировки и обсуждение ее с детьми.

2. Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми.

3. Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом.

4. Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев. Создание совместно с детьми эскизов декораций и костюмов.

5. Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей.

6. Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях; закрепление отдельных мизансцен.

7. Репетиции отдельных картин в разных составах с деталями декораций и реквизита (можно условными, с музыкальным оформлением).

8. Репетиция всей пьесы целиком с элементами костюмов, реквизита и декораций. Уточнение темпоритма спектакля. Назначение ответственных за смену декораций и реквизит.

9. Премьера спектакля. Обсуждение со зрителями и детьми, подготовка выставки рисунков детей по спектаклю.

 

 

 

Список используемой литературы:

2. Маханёва М.Д. Театрализованные занятия в детском саду - М : ТЦ Сфера,

2003.

3. Родина М.И. Буренина А.И. Кукляндия: учебно-методическое пособие по

театральной деятельности.- СПб.: Изд-во «Музыкальная палитра», 2008.

4.Чурилова Э.Г. Методика и организация театральной деятельности

дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар. – М.:

Гуманист. Изд. центр ВЛАДОС,2003.

2. Радынова, О. П. «Дошкольный возраст: как формировать основы музыкальной культуры» //«Музыкальный руководитель» 2005.- №1. –с. 3

3. Радынова О. П. «Дошкольный возраст - задачи музыкального воспитания» // Дошкольное воспитание 1994.- № 2, с. 24 - 30

4. Скопинцева, О. А. «Развитие музыкально-художественного творчества старших дошкольников» /Скопинцева О. А. - Волгоград, 2010

5. Тарасова, К. В. «Развитие музыкальных способностей в дошкольном детстве» //«Музыкальный руководитель» 2010 г. - №1. – с. 10

6. Тютюнникова,Т. Э. «Просто, весело, легко» // «Музыкальный руководитель» 2009.- № 5.-с. 4