Социально-информационная помощь

Олеся Валериевна Хаванова

Социально-информационная помощь – направлена на обеспечение детей информацией по вопросам социальной помощи и поддержки, а так же деятельности социальных служб и спектра оказываемых ими услуг (Например: Информирование о кружках, секциях учреждений доп.образования, службе занятости).

Цель социально-информационной помощи заключается в своевременном информировании детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа по вопросам социальной заботы, помощи и поддержки, о деятельности социальных служб и спектра оказываемых ими услуг, а также знаниями обучающихся о документальном обеспечении их прав и защите интересов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsialno-informatsionnaya_pomoshch.docx19.58 КБ

Предварительный просмотр:

Социально-информационная помощь.

Социально-информационная помощь – направлена на обеспечение детей информацией по вопросам социальной помощи и поддержки, а так же деятельности социальных служб и спектра оказываемых ими услуг (Например: Информирование о кружках, секциях учреждений доп.образования, службе занятости).

Цель социально-информационной помощи заключается в своевременном информировании детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа по вопросам социальной заботы, помощи и поддержки, о деятельности социальных служб и спектра оказываемых ими услуг, а также знаниями обучающихся о документальном обеспечении их прав и защите интересов.

В этой связи, на первом этапе своей деятельности по данному направлению социальному педагогу необходимо при приёме личных дел организовать собеседование с представителями детских учреждений, которые сопровождают вновь поступающих из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В процессе беседы выясняется информация о действиях социальных работников по содержанию предоставляемого пакета документов, особенностях развития и социальной адаптации детей. Далее проводится анализ передаваемого личного дела каждого из воспитанников детских домов. Анализ позволяет выявить уровень обеспеченности необходимыми документами личного дела, определить действия по восполнению отсутствующих документов для формирования полного пакета документов, выяснить уровень развития общих компетенций будущих обучающихся на основании устного сообщения представителей и специалистов детских учреждений. Содержание работы по обеспечению детей информацией по вопросам социальной заботы, помощи и поддержки определяется технологией информирования индивидуального характера, в зависимости от необходимости выполнения требований по защите прав и интересов детей сирот, и детей оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, кроме того учитывается степень сформированности у учеников определенных и требуемых видов компетенций.

В ходе информационно-социальной помощи осуществляются взаимосвязи с социальными инфраструктурами и заинтересованными учреждениями по защите прав и интересов ребенка. Учитывая ежегодное увеличение количества поступающих детей - сирот возникает необходимость систематизации работы по социально-информационной помощи. В этой связи необходимо проводить работу, способствующую развитию общих компетенций: эмоционально-психологических, регулятивных, аналитических, коммуникативных через групповые консультации как с обучающимися вновь поступившими, так и с педагогами. Содержание консультаций направлено на повышение социально-правовой информированности субъектов образовательного процесса и повышение компетентности обучающихся в рамках регулятивных компетенций.

Индивидуальные консультации – предполагают общение на уровне каждого из числа детей – сирот по индивидуальным запросам, обычно касающихся проблем, связанных с вопросами жилья, по перечислению алиментов, пенсий, пособий. Кроме того, беседы с обучающимися, из числа детей – сирот, носят диагностический характер, позволяют выявить уровень социально-правовой информированности, способности социальной адаптации при защите своих прав и интересов, степень сформированности общих компетенций, необходимых, как условие социализации личности. Определяется группа обучающихся, которым необходимы знания о способах защиты своих прав и интересов. По результатам проведенной работы необходимо сделать выводы и разработать план необходимых мероприятий по устранению выявленных проблем. Назначение метода информирования в системе социальной защиты состоит в передаче клиенту или группе нуждающихся актуальной для них информации. Это может быть информация юридического, социально-экономического, медицинского, нравственно-эстетического, психолого-педагогического, социально-бытового характера. Клиент должен получить все те сведения, без которых его поведение не сможет быть адекватным ситуации, а он сам не решит возникших проблем. Информирование можно определить как процесс доведения соответствующей информации до сведения адресата. Информированность же представляет собой результат процесса информирования, то есть состояние обладания некими переданными субъекту сведениями. Данный результат становится возможным в силу такого важного свойства информации, обозначенного В. А. Копыловым, как тиражируемость (распространяемость).

Существуют разнообразные формы информирования, такие как:

  • текстовая форма (письма, листовки, объявления, иные печатные материалы, надписи на перетяжках, билбордах, щитах и т.п.),
  • аудиосообщения (сообщения по радио, объявления по системам оповещения, устные сообщения и т.п.),
  • визуальные формы (рисунки, графические изображения, незвуковые видеоролики на установленных в общественных местах мониторах и т.п.,
  • аудиовизуальные формы (трансляция по телевидению, звуковые видеоролики на установленных в общественных местах мониторах и т.п.).

Так, в силу современного развития информационно-коммуникационных технологий в настоящее время выделяют достаточно много различных средств информирования, однако по-прежнему самыми эффективными и распространенными остаются телевидение, печатные СМИ и Интернет.

Информирование населения - это доведение до населения через средства массовой информации и по иным каналам связи информации о видах социальной поддержки, службах и центрах их предоставляющих. В случае рассмотрения семьи как объекта информирования важным является предоставление информации о центрах помощи, занимающихся непосредственно проблемами семей. Вся социальная работа с семьями проводится в основном через органы социальной защиты и различные территориальные службы социальной поддержки. Они предназначены для своевременного и квалифицированного оказания всем категориям населения различных видов помощи: психологической, социально-педагогической, медико-социальной, юридической, реабилитационной, профилактической и информационной.

Согласно ст.13 «Информационная открытость поставщиков социальных услуг» Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", который вступил в силу 1 января 2015 г., данные учреждения обязаны формировать общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию о деятельности этих служб, и обеспечивать доступ к данным ресурсам посредством размещения их на информационных стендах, в средствах массовой информации, в сети "Интернет", в том числе на официальном сайте организации; а так же обеспечивать открытость и доступность информации о форме социального обслуживания, видах социальных услуг, порядке и об условиях их предоставления. Так, в своей деятельности Службы должны руководствоваться исключительно интересами и потребностями людей, обратившихся к ним за помощью и поддержкой. Для осуществления своих задач Служба может организовывать творческие и любительские объединения и клубы, предприятия и организации на различных формах собственности, в порядке, установленном законодательством. Задача информирования состоит в том, чтобы обеспечить людей необходимой информацией о работе центров, видах услуг и возможностях их предоставления.

Таким образом, информирование семей в области социальной поддержки - это доведение до них информации о видах социальной поддержки, службах и центрах их предоставляющих, с использованием средств массовой информации, сети Интернет и по иным каналам передачи сведений. Проблеме информирования уделяется недостаточно внимания в литературе социальной направленности, большая часть исследований, посвященных информированию и повышению его эффективности, относится к юридическим и психологическим наукам. Отсутствие надлежащего информирования населения лишает его возможности воспользоваться своими правами, защитить законный интерес или реализовать закрепленную обязанность, а соответственно, и о высоком уровне социальной культуры в данном случае говорить не приходится. При этом важно помнить о необходимости работы такого механизма информирования во всех отраслевых сферах.

Информационная поддержка (ИП) относится к виду социальной помощи. Она заключается в предоставлении ценных сведений (информации) для решения конкретных проблем, возникших на производстве или в организации. Рассматривается такой вид поддержки в современном обществе как обслуживание, консультирование человека или группы людей по вопросам информационного характера. Информационно-профилактическое направление предполагает информирование классным руководителем социального педагога, психолога, учителей-предметников, администрации школы о детях, находящихся в трудной жизненной ситуации. Информационным источником должен стать социальный паспорт ребенка, который будет содержать не только сведения о материально-бытовом положении и признаках трудной жизненной ситуации, но и станет основой для разработки межведомственного плана индивидуальной профилактической работы. По социальному паспорту ребёнка не всегда можно объективно оценить благополучие семьи, в которой воспитывается ребёнок. На основании индивидуальной беседы, наблюдения и посещения семьи классный руководитель может воспользоваться тестом «Определения обобщённого показателя социального благополучия воспитанника», который поможет выявить степень благополучия ребёнка

Также принимается во внимание, в какой из групп факторов выявлено наибольшее неблагополучие. Заполнение матрицы требует от педагога не только знания фактологических данных, но и применения социологического метода наблюдения в процессе непосредственного общения с ребенком и членами его семьи. Визуальные наблюдения и выводы необходимы педагогу, в частности, при балльной оценке таких характеристик, как «уровень социального благополучия семьи» или «эмоциональные отношения родителей с детьми». Для более точного определения этих качественных характеристик можно использовать опросник, дополняющий и уточняющий визуальные наблюдения. Так, для определения уровня социального благополучия семьи в беседе с ребенком (наедине) используются следующие вопросы: Хотел бы ты в своей будущей семье: иметь такие отношения между мужем и женой, как у твоих родителей? воспитывать детей так же, как это делают твои родители? относиться к пожилым родителям, как это делают в твоей родительской семье? разделять домашнюю работу, как это делают в семье твоих родителей? проводить свободное время так, как это делают твои родители? Каждый из поставленных вопросов допускает уточняющие подвопросы для получения развернутого ответа: «Почему ты так думаешь? Что именно тебе нравится (не нравится)?» и т.д. Содержание ответов позволяет сделать выводы о ситуации в семье, взаимоотношениях между всеми ее членами.

Хаванова Олеся Валериевна,

социальный педагог

детского сада

№ 7 «Лесная сказка»,

г. Новоуральск