"Шахматы как средство интеллектуального развития дошкольников"

Ябурова Зоя Сергеевна

Дошкольное детство – первый период психического развития ребенка и поэтому самый ответственный. В это время закладываются основы всех психических свойств и качеств личности, познавательных процессов и видов деятельности. Интеллектуальное развитие дошкольника – важнейшая составная часть общего развития, подготовки к школе. В связи с этим есть необходимость рассмотреть и уточнить понятие интеллектуальное развитие   детей.

  Интеллектуальное развитие ребенка дошкольного возраста предполагает: дифференцированное восприятие; аналитическое мышление; рациональный подход к действительности; логическое запоминание; интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий; овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов; развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных координации.

 Современная концепция дошкольного образования и требования Федерального государственного образовательного стандарта во главу угла, ставят идею развития личности ребенка, формирования его творческих способностей, воспитания важных личностных качеств. Всему этому и многому другому в значительной степени способствует обучение игре в шахматы. Обучение игре в шахматы – не самоцель. Использование шахмат как средства обучения позволит наиболее полно использовать развивающий потенциал, заложенный в этой игре.  

 Еще знаменитый советский педагог В. А. Сухомлинский писал: «Шахматы – превосходная школа последовательного логического мышления.          Игра в шахматы дисциплинирует мышление, воспитывает сосредоточенность, развивает память».

Идеальным инструментом для формирования умственных действий являются шахматы. Обучение игре в шахматы – не самоцель. Именно использование шахмат как средства обучения позволит наиболее полно использовать развивающий потенциал, заложенный в древней игре. Известно, что человек гораздо охотнее и продуктивнее обучается в процессе игры, чем при ином способе обучения. Игровая деятельность существенно влияет на формирование произвольных психических процессов, в игре у детей развивается произвольное внимание и произвольная память.

         В условиях игры дети сосредотачиваются лучше и запоминают больше. Несомненно, благотворное влияние шахмат на развитие памяти. Причем особое значение имеет не механическое, а смысловое, логическое запоминание. Гораздо важнее понимать смысл - стратегических и тактических идей, чтобы применять разные планы и комбинации.

         Шахматы влияют не только на интеллектуальные функции, но и на характер человека в целом. Выдающийся советский психолог Б. Ананьев справедливо подчеркивал: «Шахматы не только состязание умов, но и интеллектуальное соревнование характеров

         Применение в работе с детьми методики раннего обучения азам шахматной игры способствует развитию у детей способности ориентироваться на плоскости, развитию мышления, суждений, умозаключений, учит запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности.

 

         Совершенствованию в шахматах нет предела, всегда есть чему учиться и чему удивляться. Их глубина и красота неисчерпаемы, и потому они могут стать вашим спутником на всю жизнь. Экспериментально подтверждено, что дети, вовлеченные в волшебный мир шахмат, лучше успевают в школе, особенно по точным наукам. Дети, проявляя живой интерес к игре, учатся быть внимательными, познают дух соперничества и соревнования. Перейдя от взрослых к детям, эта удивительная игра стала средством воспитания и обучения, причем ненавязчивого, интересного, увлекательного.