Камешки марблс как средство мотивации к обучению на логопедических занятиях(выступление на методическом объединении).

Неманова Елена Васильевна

 

   Добрый день коллеги .Тема моего выступления «Камешки марблс как средство мотивации к обучению на логопедических занятиях».

Современная концепция обучения и воспитания все больше обращается именно к личности ребенка, к тем процессам, которые формируются у него под влиянием общения и деятельности. Человек развивается и его поведение меняется на каждом этапе формирования его как личности. Дошкольный период – это то время, когда происходит наиболее интенсивное формирование мотивационной сферы, привычек и поведения ребенка. Дети в младшем возрасте действуют под влиянием ситуативных чувств и желаний, возникших в данный момент. Они могут вызываться разными обстоятельствами, при этом ребенок часто не отдает себе отчет в том, что заставляет его совершать тот или иной поступок. В возрасте 5-7 лет осознанности становится больше, поэтому дети уже могут объяснять свои действия.

Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают ребенка или взрослого человека к деятельности. Мотивация придает деятельности направленность, которая ориентирована на достижение результата. Целью мотивации  у детей дошкольного возраста  является формирование  у них интерес к занятию, делу или какой-нибудь деятельности, создание  условия вовлеченности в процесс.

 Виды мотиваций.

Выделяют 2 вида мотивации – внутренняя и внешняя.

Внутренняя мотивация – это искреннее желание ребенка заниматься чем-либо. Здесь говорится только о наличии личного интереса к деятельности, никто не принуждает ребенка, не заставляет его делать что-то, т.е. отсутствуют жесткие обязательства и требования.

Данный вид мотивации можно назвать идеальным. Проблема в том, что, как и любого другого идеала, достичь его достаточно трудно, особенно у детей в дошкольном и младшем школьном возрасте. С более взрослыми детьми в этом отношении легче, потому что многие из них уже понимают важность обучения, а некоторые из них уже знают, чем хотят заниматься в жизни.

Внешняя мотивация связана с любыми другими причинами что-либо делать, кроме внутреннего «интересно и приятно». Даже если деятельность ребенка мотивирована конечным результатом, который он получит по ее завершении (а не удовольствием и личным желанием заниматься этим), то это опять-таки будет считаться внешней мотивацией. Даже в том случае, если никакие внешние вознаграждения его к этому не подталкивают.

Но и внешняя мотивация может быть разной. Одно дело, если ребенка родители заставляют выполнять домашнее задание, и совсем другое – когда он делает это сам, потому что он знает, что именно этот предмет пригодиться ему в дальнейшей жизни.

Способы формирования мотивации детей дошкольного возраста идентичны традиционным методам воспитания – это игровые, словесные, наглядные и практические методы.

1. Игровые методы.

Они включают в себя:

•        Дидактические игры.

•        Подвижные игры.

•        Игры-забавы.

•        Инсценировки.

Эти методы актуальны для детей раннего и младшего дошкольного возраста. На первом плане здесь – эмоциональная составляющая.

Используемые приемы:

•        Создание различных игровых ситуаций.

•        Внесение игрушек. Внезапное появление, исчезновение игрушки.

•        Обыгрывание предметов, игрушек.

•        Эмоциональность, сюрпризные моменты.

•        Изменение местонахождения предметов.

•        Демонстрация предметов в различных действиях.

•        Создание интриги.

2. Словесные методы

Включают в себя:

•        Чтение и рассказывание сказок, потешек, стихов.

•        Разговор, беседа.

•        Рассматривание картинок.

•        Инсценировки.

Приемы:

•        Показ с называнием предметов, игрушек.

•        Просьба сказать слово.

•        Подсказывание нужного слова.

•        Объяснение назначение какого-либо предмета.

•        Многократное повторение нового слова .

•        Вопросы.

•        Договаривание слова в конце фразы.

•        Повторение слов за педагогом.

•        Пояснение.

•        Напоминание.

3. Практические методы

•        Упражнения (оказание помощи).

•        Совместные действия ребенка и педагога.

•        Выполнение поручений.

4. Наглядные методы

•        Показ игрушек, предметов.

•        Наблюдение за деятельностью взрослых, явлениями окружающей среды.

•        Рассматривание живых объектов.

•        Показ образца.

•        Показ видеороликов, фильмов.

Для того чтобы разнообразить рутинный процесс, мотивирующий детей на занятия мною были подобраны пальчиковые игры и упражнения с нетрадиционным использованием различных предметов:

•Массажные колечки СУ-Джок;

•Прищепки;

•Щетки,

•Резинки для волос;

•Медицинский пинцет;

•Шестигранный карандаш или шариковая ручка;

•Камешки марблс;

•Счетные палочки;

  • Спиннер;
  • Поп-ит,
  • Игрушки из киндер сюрприза.

Камешки марблс являются замечательным средством развития мышления, речи, общения, воображения детей разного возраста. Этот материал является настоящей находкой для использования в работе с детьми, имеющими нарушения речи, так как позволяет решить широкий спектр задач:

• развитие мелкой моторики,

• упражнение в ориентировке на плоскости листа,

• упражнение в согласовании прилагательных и числительных с существительными,

• обогащение словарного запаса, упражнение в употреблении предлогов, наречий, прилагательных, глаголов,

• развитие связной, фразовой речи,

• упражнение в звукобуквенном разборе слова, закрепление правильного образа буквы и многое другое.

Это универсальное пособие представляет собой готовые наборы стеклянных камешков разного цвета.

На индивидуальных логопедических занятиях я  использую разнообразные задания с камешками марблс, учитывая поставленные цели и задачи в устранении речевого дефекта учащихся.

1. «Волшебная улитка».

2. «Волшебный мешочек».

3. «Выложи звуковую дорожку».

4. Игра «Магазин».

5. «Лабиринт» (на автоматизацию звука Л).

6. «Выложи по образцу, по контуру».

7. «Знакомство с буквой»

8. Игра «Жадина».

9. «Узнай звук» и многие другие игры.

Все перечисленные выше игры используются мной на индивидуальных занятиях по автоматизации звуков. За время использования камешков в работе мотивация детей повысилась, а результаты коррекционной работы значительно улучшились. Спасибо за внимание.