Организация адаптивной образовательной среды и «включение в работу» ребёнка с РАС

Cартания Наталия Анатольевна

Организация адаптивной образовательной среды

 и «включение в работу» ребёнка с РАС

Аннотация: В статье представлен метод проектной деятельности «Формы взаимодействия с детьми с расстройствами аутистического спектра (РАС) в условиях детского сада через технологию сопровождения».

Ключевые слова: расстройство аутистического спектра, коммуникация, социальное взаимодействие, компонент профессиональной квалификации,

психолого-медико-педагогическая комиссия.

С каждым годом во всем мире растет число детей с расстройствами аутистического спектра. Сочетание высокой частоты встречаемости с разнообразием клинической картины, значительным процентом тяжелых и осложненных форм, сложностью коррекционной работы делают расстройство аутистического спектра не только сугубо медицинской, но и серьезной социальной проблемой. Расстройство аутистического спектра (РАС) — это отклонение в психическом развитии личности, главным проявлением которого являются нарушение процесса общения с внешним миром и трудности в формировании эмоциональных контактов с другими людьми [9].

Исследованиями в области  расстройства аутистического спектра занимались  как зарубежные, так и российские специалисты в разных  областях науки: Лашкова А.В.А.Н. Леонтьев, В.М. Соковкин, Б.Г. Ананьев, В.Н. Мясищев, Л.П. Буева, Башинаа В.М., М.И. Лисина и др.

Дошкольную образовательную организацию (ДОО) посещают как обычно развивающиеся сверстники, так и дети с ограниченными возможностями здоровья, среди которых есть воспитанники с РАС. Одним из ключевых документов, определяющих требования к профессионализму педагога является Профессиональный стандарт педагога [404].

Реализация образования обучающихся с РАС предъявляет особые требования к процессу подготовки педагогов образовательной организации, как имеющих базовое коррекционное образование, так и имеющих базовый уровень знаний и специальный компонент профессиональной квалификации. При этом под базовым компонентом подразумевается профессиональная педагогическая подготовка (наличие предметных, психолого-педагогических и методических знаний, умений и навыков), а под специальным –психолого-педагогические знание сущности инклюзивного образования, его отличий от традиционных форм образования.

Цель работы специалистов МБДОУ №157 детский сад - сопровождения ребенка с РАС состоит в том, чтобы в максимальной степени интегрировать его в коллектив сверстников и воспитательно-образовательный процесс.

Название проекта «Формы взаимодействия с детьми с расстройствами аутистического спектра (РАС) в условиях детского сада через технологию сопровождения». Проект направлен на распространение опыта постепенной, индивидуально дозированной и специально поддержанной интеграции ребенка с РАС в дошкольную среду (в группу детей с отсутствием проблем коммуникации). Проект ориентирован на педагогов и специалистов дошкольного образовательного учреждения, реализующих инклюзивную практику.

Основные этапы реализации и содержание проекта.

1-й этап - подготовительный.

-Определение возможностей ребенка c РАС

-проанализировать возможности учреждения относительно обучения и включения ребенка с РАС в дошкольную среду ДОО.

-подобрать педагогов, способных и желающих реализовать данный вид работы.

- проанализировать наличие необходимой материально-технической базы, выявлены проблемы и было определено каким образом проблемы с необходимым оснащением будут решены.

2-й этап – практический /поэтапное включение ребенка с РАС в дошкольную среду.

1) Организация на базе ДОО родительского клуба «Радуга» (родители ребенка с РАС и родители, чьи дети без недостатков психологического и физического развития).

Клуб работает в течение учебного года (1 раз в месяц) и включает в себя:

-информационный блок (консультации, обучающие семинары, круглые столы, занятия-практикумы).

-игровое взаимодействие (индивидуальные занятия, игры с включением сенсорных компонентов);

-фольклорные игровые группы (фольклорные игры, содержащие понятия, которые могут передаваться неким сочетанием вербального и невербального знака);  хороводные игры содержащие элементы, отражающие устоявшиеся формы взаимодействия (приветствие за руку, взмах рукой при прощании, элементы невербальной коммуникации, такие как жесты и позы при определенных коммуникативных ситуациях (например, согласование

указательного жеста и называемого объекта);

-различные формы театра (кукольный, ролевой, теневой);

-творческие мастерские и мастер-классы;

-адаптивную физкультуру и спортивные мероприятия, музыкально-двигательные.

2) Индивидуальная работа, взаимодействие с педагогом ДОО (воспитателем, педагогом-психологом, музыкальным руководителем, инструктором по физическому воспитанию) и привлечением со стороны родителей специалистов рекомендованных ПМПК.

3) Включение в подгруппу/группу для организации взаимодействия с детьми.

3-й этап–заключительный /подведение итогов, стратегия развития социального взаимодействия.

Основываясь на труды отечественных  и зарубежных исследователей  системы сенсорного воспитания (А.В. Запорожец, Н.П. Сакулина, Е.И. Тихеева, А.П. Усова, К.С. Лебединская, О.С. Никольская, М.М. Либлинг, Т.И. Морозова, Айрес Э. Дж.) нами было апробировано  включение сенсорного компонента в структуру комплексной деятельности детей [272] .

Сенсорные игры условно делятся на несколько направлений. Игры, которые направлены на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. Игры, с помощью которых мы знакомим ребенка с окружающей действительностью и свойствами различных веществ и предметов - игры с водой, с песком, с крупами, игры со старыми газетами или журналами, игры с прищепками, игры с ватой и многие другие. Нами были усовершенствованы многие игровые и сенсорные материалы в группе; дополнены мелким игровым материалом наборы для экспериментирования с водой, емкости разной формы, предметы-орудия для переливания и вылавливания предметов.

Двигательные игры, к ним можно отнести попадание в цель различных предметов, ходьба по сенсорной дорожке с различными наполнителями и т.д. Для развития зрительного внимания используем цвет терапию, что способствует улучшению цветового восприятия. Также развитию зрительного восприятия способствует складывание различных узоров по образцу, игры наподобие «Мемори», соединение половинок картинок и т.п.     Игры и на развитие слухового восприятия, к ним относятся игры, в которых детям предлагается понять, откуда звук, выделить одинаковые звуки, повторить звук, издаваемый музыкальными инструментами и т.д. Развитию восприятия пространства и времени, формы, величины и цвета  способствуют игры, где ребенку нужно найти геометрические фигуры, определять какая фигура лишняя, можно собирать различные предметы по величине.  Самым интересным способом является применение технологии арт-терапии.  Упражнения с предметами: составление контуров предметов из палочек (стол, дом, треугольник); тренажеры-шнуровки; нанизывание на шнурок пуговиц, крупных бусин; сортировка бобов, фасоли, гороха, а также перебор крупы (пшено, гречка, рис); застегивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок, липучек, крючков; завинчивание и отвинчивание гайки, крышек у пузырьков, баночек; надевание и снимание колечка су-джок (массаж пальца катание мячей-ежиков (с шипами) и т.д. Сенсорные игры позволяют раскрыть индивидуальность ребенка, разрешить его психологические затруднения и вызвать ребенка на контакт.

Наш опыт подтверждает, что включение сенсорного компонента в структуру комплексной деятельности показывает положительную динамику  в преодолении  трудностей в развитии социально-эмоциональной сферы.

Таким образом, вне зависимости от возраста и уровня развития каждый ребенок дошкольного возраста с аутистическими расстройствами получит возможность удовлетворения своих образовательных потребностей в рамках оптимального для него образовательного маршрута.

Литература:

1.Айрес Э. Дж. Ребёнок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития / Э. Дж. Айрес; [пер. с англ. Юлии Даре]. Москва, 2009. 272 с.

2.Башина В.М. Аутизм в детстве – М.: Медицина, 1999. – 240 с Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / М-во образования и науки РФ. – М.:Просвещение, 2017. – 404 с.

3.Балашова, В. П. Особенности развития социально-коммуникативной сферы у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра / В. П. Балашова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 46 (232). — С. 247-249. — URL: https://moluch.ru/archive/232/53728/ (дата обращения: 28.06.2022).

4. Делани, Т. Развитие основных навыков у детей с аутизмом: эффективная методика игровых занятий с особыми детьми; [пер. с англ. В. Дектяревой; науч.ред. С.Анисимова]. Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2004. 272 с.

5.Лебединская К.С. Ранний детский аутизм. - М.: НИИ дефектологии РАО. - 1992. - 186 с.

6. Никольская О.С. Аутичный ребенок: пути помощи / О.С.Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг – М.: Теревинф, 2016 (8 изд.). – 288 с.

7.Сенсорная интеграция – теория и практика, упражнения для детей, плюсы и минусы [Электронный ресурс] – режим доступа: https://womanadvice.ru/

sensornaya-integraciya-teoriya-i-praktika-uprazhneniya-dlya-detey-plyusy-i-minusy (дата обращения 28.06.2022)