Перспективное планирование коррекционной работы в средней группе компенсирующей направленности

Рыбакова Марина Юрьевна

ПРИМЕРНОЕ ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ компенсирующей направленности

 

I     КВАРТАЛ

(СЕНТЯБРЬ, ОКТЯБРЬ, НОЯБРЬ)

1-4 недели сентября – обследование состояния речи и неречевых психических функций. Выявление структуры и механизма речевых нарушений, заполнение речевых карт.

 

1 раздел. Звукопроизношение.

1. Уточнить произношение гласных звуков, а также согласных раннего онтогенеза и их мягких вариантов.

2. Отработать чистое произношение в звукоподражаниях: ко-ко-ко, ку-ку, га-га-га, гав-гав и т.д.

3. С помощью упражнений общей артикуляционной гимнастики, артикуляц. массажа и спец. арт. гимнастики начать подготовку арт. аппарата к формированию правильной артикуляции свистящих звуков.

 

2 раздел. Работа над слоговой структурой слова.

1. Упражнять детей в различении на слух длинных и коротких слов (лист – подосиновик, лес – земляника, лук – картофель).

2. Учить детей передавать ритмический рисунок слова.

3. Работать над двусложными, а потом над трехсложными словами из открытых слогов (дыня, вода, панама, бананы)

 

3 раздел. Развитие навыков звукового анализа и синтеза.

1. Учить детей выделять из ряда звуков гласные звуки А, У.

2. Упражнять детей в анализе и синтезе на слух слияний гласных звуков Ау, Уа.

3. Учить выделять начальные ударные гласные А, У в словах, различать слова с начальными ударными А, У.

 

4 раздел. Развитие общих речевых навыков.

1. Начать работу по формированию правильного физиологического и речевого дыхания.

2. Формировать мягкую атаку голоса при произнесении гласных. Работа над плавностью речи.

3. Учить детей изменять силу голоса: говорить громко, тихо, шепотом.

4. Выработать правильный темп речи.

5. Работать над четкостью дикции.

6. Начать работу над интонационной выразительностью речи. Развивать реакцию на интонацию и мимику, соответствующую интонации. Следить за соблюдением единства и адекватности речи, мимики, пантомимики, жестов – выразительных  речевых средств в игре и в ролевом поведении детей.

 

5 раздел. Лексика.

Лексические темы:

Октябрь

1я неделя – Осень. Лес. Деревья.

2я неделя –  Грибы. Ягоды

3я, 4я  недели –  Овощи. Фрукты.

 

Ноябрь

1я неделя Домашние животные и их детеныши.

2я неделя – Дикие животные и их детеныши

3я неделя – Домашние птицы

4я неделя – Зимующие птицы.

  1. Обобщить первичные представления детей об осени по существенным признакам сезона: состоянию погоды и основным осенним погодным явлениям.

Ввести в речь наречия, обозначающие состояния погоды: солнечно, пасмурно, дождливо, ветрено.

Ввести в речь прилагательные : хмурый, дождливый.

  1. Учить детей узнавать деревья по листьям, плодам, семенам, характерным особенностям стволов.

Ввести в словарь существительные – названия деревьев: береза, рябина, дуб, клен, ель.

  1. Расширить представления детей об овощах и фруктах (цвет, размер, запах, вкус).

      Ввести в словарь существительные – названия овощей и фруктов: помидор, огурец, лук, морковь, капуста, яблоко, груша, слива, лимон, апельсин.

      4. Конкретизировать представления детей о диких животных осенью, о подготовке зверей к зимовке (изменение цвета и характера шерсти, утепление жилища).

Ввести в словарь существительные – названия животных: кошка, собака, корова, лошадь, свинья, медведь, лиса, еж, заяц, белка, волк.

  1. Закрепить в речи следующие существительные с обобщающими значениями: домашние и дикие животные, домашние и зимующие птицы.
  2. Расширить представление о разнообразии птиц и об их общих признаках. Ввести в словарь следующие существительные: воробей, синица, снегирь, сорока, ворона, голубь. Ввести в словарь существительные – названия домашних птиц: петух, курица, утка, индюк, гусь, гусыня, утята, цыплята.
  3. Ввести в словарь следующие прилагательные: хитрая, трусливый, зубастый, пушистый, колючий.
  4. Создавать ситуации для обогащения словаря в различных видах деятельности, опираясь на зрительный анализ (связь «образ-слово»).

 

 

6 раздел. Развитие грамматического строя речи.

 

  1. Учить детей употреблять в речи имена существительные в форме единственного и мн. ч. – названия овощей, фруктов, грибов, деревьев, животных, птиц.
  2. Упражнять детей в употреблении формы мн. ч. Имен сущ. в род.п. (яблок, листьев, зайцев, синиц).
  3. Учить согласовывать слова в предложении в роде, числе, падеже.
  4. Закрепить в речи простые предлоги: на-с, в-из.
  5. Учить детей образовывать и использовать в речи сущ. с уменьш.-ласкат. Суффиксами: -ик, - чик, -ечк-, -очк-, -еньк-, -оньк-.

 

7 раздел. Обучение связной речи.

 

  1. Развивать умение вслушиваться в обращенную речь.
  2. Развивать диалогическую речь. Стимулировать речевые реакции. Учить отвечать на вопросы предложениями из 2-3 слов: - Кто это? – Это кот.

      - Что ты видишь? – Я вижу дом.

      - Где книга? – Книга на столе.

     3. Учить детей составлять простые предложения из 2-3 слов (по демонстрации действия и по картинке).

     4. Учить детей повторять за взрослыми рассказы-описания, загадки-описания из 2-3 предложений об овощах, фруктах, грибах, диких и домашних животных, домашних и зимующих птицах.

 

8 раздел. Развитие пространственных, временных и элементарных математических представлениях.

 

  1. Закрепить навыки счета в пределах пяти с участием слухового и двигательного анализаторов. Закрепить в речи количественные и порядковые числительные в пределах пяти.
  2. Учить детей различать контрастные и смежные части суток, определяя их последовательность. Закрепить в речи названия частей суток: утро, день, вечер, ночь.
  3. Учить детей определять пространственные отношения. Закрепить в речи наречия: вверху, внизу, влево, вправо, около, рядом.
  4. Учить детей сравнивать предметы по длине, ширине, высоте. Ввести в словарь сравнительные прилагательные: выше, ниже, шире, длиннее, короче.

 

9 раздел. Конструктивный праксис. Художественно-творческая деятельность.

 

  1. Закреплять умения и навыки в рисовании, лепке, аппликации. Учить лепить предметы из нескольких частей, правильно располагая части , соблюдая пропорции. В аппликации продолжать обучение составлению изображений предметов из отдельных частей; узоров на полосе; круге, розетте, четырехугольнике, последовательному их наклеиванию.
  2. Расширить представление о форме предметов, их строении, цвете, учить передавать их в рисунке, лепке, аппликации.
  3. Познакомить детей с иллюстрациями к произведениям детской художественной литературы (художники Ю. Васнецов, В. Лебедев).
  4. Развивать у детей способность различать и называть строительные детали (куб, пластина, брусок), учить использовать их с учетом конструктивных свойств.
  5. Обучать конструированию из бумаги, сгибать лист бумаги пополам, совмещать стороны  и углы, приклеивать к основной форме детали.
  6. Приобщать детей к изготовлению поделок из природного материала.
  7. Проводить пальчиковую гимнастику, упражнения с мозайками, шнуровкой, застежками.
  8. Организовать специальные игры и упражнения, способствующие развитию мелких движений рук и операционно-технической стороны предметной деятельности: складывания, прикладывания, совмещения.

 

10 раздел. Физическое развитие.

 

  1. Развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки детей. Закреплять умение ходить и бегать с согласованными движениями рук и ног, ползать, пролезать, подлезать, перелезать.
  2. Закреплять умение ловить мяч кистями рук, ударять мяч об пол.
  3. Учить детей построениям.

 

11 раздел. Музыкальное воспитание.

 

  1. Обогащать музыкальные впечатления детей, развивать музыкально-сенсорные способности, развивать творческие проявления в музыкальной деятельности.
  2. Продолжать формировать навыки пения, движения под музыку, учить приемам игры на металлофоне.
  3. Учить различать звуки на высоте.
  4. Учить выполнять танцевальные движения: прямой галоп, пружинку, подскоки, ставить ногу на носок, на пятку.
  5. Учить выполнять движения с предметами.
  6. Учить правильно передавать мелодию.

 

 

 

 

 

II КВАРТАЛ

(Декабрь, Январь, Февраль)

 

1 раздел. Звукопроизношение.

 

1. Продолжить подготовку арт. аппарата к формированию правильной арт. звуков всех групп в процессе выполнения общей арт. гимнастики и арт. массажа.

2. Сформировать правильную арт. свистящих звуков и начать их автоматизацию.

3. Закрепить в речи чистое произношение гласных и наиболее легких согласных звуков: [п, б, м, н, д, т, г, к, х, в, ф] и их мягких вариантов.

 

2 раздел. Работа над слоговой структурой слова.

 

1. Упражнять детей в передаче ритмического рисунка слов.

2. Работать над односложными словами из закрытого слога.

 

3 раздел. Развитие навыков звукового анализа и синтеза.

 

1. Закрепить умение различать на слух слова с начальными ударными гласными [а, у].

2. Учить детей выделять из ряда звуков гласные [о, и].

3. Упражнять детей в анализе и синтезе на слух слияний гласных звуков [ао, оа, уи, иу, ио, ои, уо, оу].

4. Учить детей выделять начальные ударные звуки [у], [о] в словах и различать слова с начальными ударными звуками [а, у, о, и].

 

4 раздел. Развитие общих речевых навыков.

 

1. Продолжать работу по формированию правильного физиологического и речевого дыхания.

2. Работа над плавностью речи и мягкостью голоса.

3. Закрепить умение изменять силу голоса, говорить тише, громче.

4. Продолжать работу над темпом речи.

5. Совершенствовать интонационную выразительность речи.

6. Стимулировать и поддерживать игры, развивающие голос, интонацию.

 

5 раздел. Лексика.

Лексические темы.

 

Декабрь.

1-я неделя –Одежда. Обувь. Головные уборы

2-я неделя –Посуда.

3-я неделя –Мебель.

4-я неделя –Новый год. Игрушки.

 

Январь.

2-я неделя – “Зимняя сказка” (Рождество. Зимние забавы.)

3-я неделя – Неделя детской книги. “Путешествие по стихам А. Барто.” (Игрушки, Машенька)

4-я неделя – “Профессии наших родителей” (Профессии женские)

 

Февраль.

1-я неделя – “Профессии наших родителей” (Профессии мужские)

2-я неделя –  “Профессии наших  родителей” (Профессии на транспорте)

3-я неделя –  “Мы едем, едем, едем…” (Транспорт)

4-я неделя – “Мой папа - самый лучший” (Защитники Родины)

 

  1. Обобщить и расширить представления детей о явлениях неживой природы зимой.

Ввести в речь существительные: мороз, метель, снегопад, сугроб.

Ввести в речь прилагательные: белый, снежный, пушистый, морозный.

Закрепит знание белого цвета.

  1. Закрепить в речи детей существительные с обобщающими значениями: игрушки, обувь, одежда, посуда, мебель.
  2. Ввести в словарь следующие существительные: мяч, машинка, кубики, кукла, мишка; тапки, туфли, ботинки, кроссовки, сапожки; платье, кофта, рубашка, шорты, брюки; чайник, кастрюля, чашка, тарелка, ложка; шкаф, стол, стул, кровать, диван.
  3. Расширить представление детей о новогодних праздниках. Укрепить в речи существительные: карнавал, хоровод, гирлянда, украшения.
  4. Привлечь внимание детей к труду взрослых, его общественному значению. Дать детям представление о профессиях продавца, почтальона, шофера, водителя, летчика, машиниста. Ввести в словарь глаголы, обозначающие трудовые действия: продает, разносит, водит, управляет.
  5. Закрепить знания детей о правилах дорожного движения. Ввести в словарь существительные: светофор, переход.

 

6 раздел. Развитие грамматического строя речи.

 

1. Закреплять умение согласовывать слова в предложении в роде, числе и падеже.

2. Закрепить в речи простые предлоги: на-с, в-из, по.

3. Упражнять детей в употреблении существительных с суффиксами:

-очк-, -ечк-, -ик, -ек, -чик.

4. Упражнять детей в употреблении некоторых относительных прилагательных: стеклянный, бумажный, резиновый, деревянный.

 

7 раздел. Обучение связной речи.

 

1. Заниматься совершенствованием диалогической речи. Закрепить умение отвечать на вопросы предложениями из 2-3 слов. Поддерживать и развивать активную позицию ребенка в диалоге.

2. Закрепить умение строить предложения из 2-3 слов по демонстрации действий и по картинке.

3. Закрепить умение повторять рассказ из 2-3 предложений. Упражнять детей в составлении рассказов-описаний и загадок-описаний.

4. Учить детей пересказывать тексты из 2-3 простых предложений.

 

8 раздел. Развитие пространственных, временных и элементарных математических представлений.

 

1. Продолжить совершенствование навыков счета в пределах пяти. Продолжить закрепление речи порядковых и количественных числительных в пределах пяти.

2. Продолжить закрепление в речи названий частей суток и наречий: вчера, сегодня, завтра.

3. Совершенствовать навыки ориентировки в пространстве и на плоскости. Закрепить в речи наречие: слева, справа, вверху, внизу, около, рядом.

4. Продолжить с детьми работу по сравнению предметов. Закрепить в речи сравнительные прилагательные: выше, ниже, длиннее, короче, шире, уже.

5. Учить сравнивать численности множеств. Ввести в речь слова: одинаково, больше на, меньше на.

 

9 раздел. Конструктивный праксис. Художественно-творческая деятельность.

 

1. Подвести к овладению конструктивным и комбинированным способам в лепке, силуэтным приемам в аппликации. Совершенствовать навыки работы с пластилином и ножницами.

2. Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций, произведений народного декоративно-прикладного искусства. Закрепить умения и навыки в рисовании.

Совершенствовать навыки работы карандашом и кистью.

3. Учить преобразовывать постройки в длину, ширину, высоту.

Совершенствовать навыки работы с крупными деталями.

4. Проводить пальчиковую гимнастику, упражнения для развития мелкой моторики с мозайками, застежками.

 

10 раздел. Физическое развитие.

 

1. Совершенствовать координацию движений, равновесие, умение следить за положением своего тела в разнообразных упражнениях.

2. Формировать правильную осанку.

3. Учить детей бегать  легко, ритмично, энергично, отталкиваясь носками.

4. Развивать быстроту, выносливость.

5. Учить ловить мяч кистями рук, ударять мячом об пол правой и левой рукой.

6. Учить лазать по гимнастической стенке.

 

11 раздел. Музыкальное воспитание.

 

1. Продолжать воспитывать любовь к музыке, развивать музыкально-сенсорные способности. Обращать внимание на темп мелодии, силу звука.

2. Учить внимательно слушать музыку, чувствовать ее характер.

3. Учить петь выразительно, протяжно, согласованно, брать дыхание (делать вдох) между короткими музыкальными фразами.

4. Учить детей двигаться ритмично в соответствии с характером музыки.

 

12 раздел. Грамота.

 

  1. Познакомить детей с гласными буквами А, У, О, И.
  2. Упражнять детей в составлении букв из палочек или выкладывании из шнурочка, в лепке букв из пластилина, в вырезании их из бумаги, в «рисовании» букв в воздухе.
  3. Дать детям представление о том, чем звук отличается от буквы.
  4. Упражнять детей в составлении и чтении слияний гласных АУ, УА, ОИ, ИО, ИА, АИ, УО, ОУ, ИУ, УИ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III КВАРТАЛ.

(МАРТ, АПРЕЛЬ, МАЙ)

 

1 раздел. Звкопроизношение.

 

  1. Закрепить работу по подготовке арт. аппарата к формированию правильной артикуляции всех групп звуков.
  2. Завершить процесс автоматизации свистящих звуков в речи у всех детей.
  3. Начать формирование правильной арт. шипящих звуков и звука [р].

 

2 раздел. Работа над слоговой структурой слова.

 

  1. Закрепить умение передавать ритмический рисунок слова.
  2. Работать над двусложными словами с закрытым слогом (бидон, вагон) и двусложными словами со стечением согласных в начале, середине, конце (спина, паста, аист).

 

3 раздел. Развитие навыков звукового анализа и синтеза.

 

  1. Закрепить умение различать на слух слова с начальными ударными гласными [а, у, о, и].
  2. Упражнять в выделении звуков [т, п, н, м, к] из ряда звуков.
  3. Учить выделять конечные, а затем начальные согласные [т, п, н, м, к] в словах.
  4. Упражнять в анализе и синтезе обратных слогов: ап, оп, уп, ип, ат, от, ут, ит, ак, ок, ук, ик и т.д., а потом и прямых слогов: та, то, ту, ти и т.д.
  5. Дать представление о гласных и согласных звуках, их различиях.
  6. Учить подбирать слова на заданный согласный звук.

 

4 раздел. Развитие общих речевых навыков.

 

  1. Продолжать работу по формированию правильного физиологического и речевого дыхания.
  2. Работать над плавностью речи.
  3. Отрабатывать четкость дикции и интонационную выразительность речи.

 

5 раздел. Лексика.

Лексические темы.

 

Март

1-я неделя - “Вот она какая - мамочка родная” (8 Марта)

2-я неделя – Весна. Признаки весны.

3-4 недели – Домашние и дикие животные весной

5-я неделя - “Здравствуй, Солнышко!..”

 

Апрель

1-я неделя – Неделя детской книги. “Сказочная путаница” (К.И. Чуковский)

2-я неделя – Космос.

3-я неделя – Птицы. Прилет птиц.

4-я неделя – “Весна на моей улице”

 

Май

1-я неделя – “Водное царство” (Рыбы.)

2-я неделя – (День Победы, праздник в городе

3-я неделя –Насекомые

4-я неделя –Лето. Цветы в городе.

5-я неделя - Цветы на лугу.

 

  1. Уточнить представления о признаках весны (изменение цвета неба, таяние снега, оттепель, солнечные лучи, проталины, сосульки, появление травы). Ввести в речь существительные: оттепель, проталина, сосулька. Ввести в речь прилагательные: синий, голубой, прозрачный. Закрепить знание синего и голубого цветов, умение различать их.
  2.  Познакомить детей с первыми весенними цветами: мимизой, подснежниками, мать-и-мачехой. Ввести названия этих цветов в словарь.
  3. Дать представление о профессиях мам. Закрепить в речи глаголы, обозначающие действия.
  4. Расширить представление о жизни диких животных весной (выход из нор, появление детенышей, забота о них, воспитание). Закрепить в речи названия животных и их детенышей.
  5. Расширить представление о жизни домашних животных весной, о труде людей по уходу за домашними животными. Закрепить в речи названия домашних животных и их детенышей, глаголы, обозначающие трудовые действия: кормить, поить, чистить, ухаживать.
  6. Расширить представления о птицах, их образе жизни; установить связь между изменением природных условий и прилетом птиц. Ввести в речь существительные: стая, гнездо, скворец, грач, ласточка.
  7. Дать представление о жизни насекомых. Учить различать их. Ввести в речь существительные: жук, бабочка, пчела, шмель, муравей, оса, божья коровка.
  8. Расширить представление детей об аквариумных рыбках, научить узнавать рыбку по характерным признакам. Ввести в словарь названия рыбок: золотая рыбка, гуппи, меченосец.
  9. Расширить представление детей о родном городе. Ввести в речь названия родного города и улицы, на которой живет ребенок.
  10.  Обобщить представление детей о лете и летних явлениях в природе. Ввести в словарь существительные: гроза, радуга, молния, солнцепек.
  11. Расширить представление детей о дикорастущих цветущих растениях. Ввести в речь существительные: колокольчик, ромашка, мак, василек, лютик.

Закрепить в речи прилагательные, обозначающие цвета: белы, красный, желтый, зеленый, синий, голубой.

 

6 раздел. Развитие грамматического строя речи.

 

  1. Закрепить в речи все пройденные предлоги: на, с, в, из, по.
  2. Продолжить работу над умением согласовывать слова в предложении в роде, числе, падеже.
  3. Учить употреблять в речи формы повелительного наклонения глаголов: идти, лежать, бежать.
  4. Учить употреблять существительные с суффиксами  -онок-, -енок в форме родительного падежа множественного числа: лисят, волчат и т.д.

 

7 раздел. Обучение связной речи.

 

  1. Закрепить умение составлять предложения из трех слов.
  2. Продолжать упражнять в пересказе текстов из 2-3 предложений.
  3. Учить детей составлять рассказы из 2-3 предложений о предмете  и по картинке, сначала предметной, а потом сюжетной.
  4. Учить детей поддерживать беседу: задавать вопросы и правильно отвечать на них.
  5. Поддерживать общение между детьми учить детей выслушивать друг друга до конца.

 

8 раздел. Развитие пространственных, временных и элементарных математических представлений.

 

  1. Закрепить умение сравнивать численность множеств. Учить  уравнивать неравные группы предметов двумя способами:  добавляя к меньшей группе недостающий предмет или убирая из большей группы лишний предмет.
  2. Учить детей сравнивать предметы по двум признакам.
  3. Учить детей сравнивать пять предметов по разной длине, высоте, раскладывая их по возрастания и убыванию относительно длины, высоты. Ввести в речь степени сравнения прилагательных: самый высокий, ниже, еще ниже, самый низкий.
  4. Познакомить детей с треугольником, учить узнавать и называть его.
  5. Упражнять детей в определении направления от себя, обозначение словами положения предмета по отношению к себе: впереди, сзади, вверху, слева, справа.
  6. Закрепить знания детей о частях суток, их последовательности.

 

9 раздел. Конструктивный праксис. Художественно-творческая деятельность.

 

  1. Учить детей располагать узор, сочетать краски с фоном, создавать несложные сюжеты с помощью рисунка.
  2. Учить закрашивать рисунки кистью и карандашом только в одном направлении, ритмично наносить мазки, не выходя за пределы контура.
  3. Учить правильно передавать в рисунке расположение частей и соотнесение их по величине, изображать круглую, овальную, четырехугольную, треугольную формы.
  4. Совершенствовать навыки и умения в лепке. Учить получать требуемую форму, оттягивая части от заготовки, сглаживать поверхность формы, присоединять части, приглаживая и примазывая их.
  5. Совершенствовать технику вырезывания силуэтным симметричным способом, производя на глаз криволинейные разрезы.
  6. Совершенствовать навыки конструирования из бумаги и из природного материала.
  7. Продолжать работу с конструкторами, строительными наборами, мозайками, застежками, шнуровками.
  8. Проводить пальчиковую гимнастику.

 

10 раздел. Физическое воспитание.

 

  1. Развивать ловкость, равновесие, точность, добиваясь правильности выполнения упражнений.
  2. Учить пролезать между рейками гимнастической стенки.
  3. Формировать умения и навыки в ловле и подбрасывании мяча разными способами, в прыжках на двух ногах через короткую скакалку.
  4. Развивать у детей умение быть организованными, поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками, учитывая интересы товарищей.

 

11 раздел. Музыкальное воспитание.

 

  1. Совершенствовать навыки пения, движения под музыку, игры на металлофоне.
  2. Учить узнавать песни, пьесы по мелодии произведения.
  3. Учить различать темы музыкальных произведений.
  4. Учить начинать и заканчивать песню вместе, петь с инструментальным сопровождением и без него.
  5. Совершенствовать умение кружиться по одному и в играх, двигаться парами по кругу, перестраиваться из круга врассыпную и обратно.
  6. Учить выполнять движения с предметами.

 

12 раздел. Грамота.

 

  1. Закрепить знание детьми гласных букв А, У, О, И; умение читать слияния гласных.
  2. Познакомить детей с согласными буквами  Т, П, Н, М, К.
  3. Упражнять в выкладывании данных букв из палочек, в лепке из пластилина, вырезывании, «рисовании» в воздухе.
  4. Упражнять детей сначала в чтении закрытых слогов типа: ап, ук, от; потом в чтении открытых слогов типа: пи, ко, та, му, ни.
  5. Учить детей читать слова:

Кот      ток      мама     кума

Кит      тик      папа      нота

Кок      мак      пума    

Ком      как      мука

 

  1. Упражнять детей в узнавании пройденных букв, изображенных с недостающим элементом.
  2. Упражнять в нахождении правильно изображенных букв в ряду, состоящем из правильно и зеркально написанных букв.