"Графический диктант, как средство создания графо моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста"

Ябурова Зоя Сергеевна

С момента как в руки ребенка попадает карандаш, а это случается довольно рано, он  с большим удовольствием рисует им на бумаге все, начиная от штриховки и каракулей.

      « Рука – вышедший наружу мозг», - писал Кант. Что он хотел сказать этим? Ни много ни мало, а именно то, что все глубинные психологические процессы, осознанные или не осознанные, отражаются в положении наших рук, жестикуляции, мелких движений пальцев. Ученые, изучая деятельность детского мозга, отметили большое стимулирующее значение функции руки. Доказано, что уровень развития речи детей  соответствует уровню сформированности  тонких движений пальцев рук.

 Доказано, что период с 4 до 7 лет является сензитивным для развития графо-моторных навыков и ручной умелости, а мускульная память  в этот период очень цепкая.

     

Одним из средств развития графо-моторных  навыков у детей старшего дошкольного возраста является рисование графических фигур. Это отличный способ разработки мелких мышц руки  ребенка, интересное и увлекательное занятие, результаты которого  скажутся на умении красиво писать и логически мыслить. А также развить орфографическую зоркость, произвольное внимание, пространственную ориентировку и пространственное  воображение, координацию движений, усидчивость.

      Весь диктант заключается в рисовании коротеньких линий на обычном тетрадном листе в клетку. После окончания на листочке появляется фигурка. Это может быть птичка, животное или какой – либо другой объект. Фигурка появится, если диктант был выполнен правильно и ребенок нигде не ошибся.

       Для проведения графического диктанта понадобится тетрадь в клетку (сначала – в крупную клетку, затем – стандартную). Также необходим простой карандаш и ластик.

       При выполнении графического диктанта, мы с детьми соблюдаем некоторые правила:

- когда начинаю диктовать, никаких других слов кроме как направления и количества клеток, не произношу;

- не повторяю одно и то же направление дважды;

- диктант пишется в тишине;

- если ребенок сбился, то он кладет карандаш и дожидается, пока педагог не закончит диктовать. Только после этого мы выясняем, где ребенок, ошибся и исправляем;

      Выполнению заданий по графическому диктанту предшествует подготовительная работа.  Знакомлю с клеткой, учу видеть строку (дети ставят в клеточки точки, пишут палочки, обводят клетки, уголки).

     Затем приступаем к выполнению графического диктанта. На листе бумаги ставится исходная точка. Сначала ее ставит педагог, затем дети отступают от края и верха, например: отступить 5 клеточек от края влево, сверху отсчитать 8 клеточек. В этом месте ставим точку. В заданиях используются следующие обозначения: количество отсчитываемых клеток обозначается цифрой, а направление – стрелкой. В первый раз рисую на доске вместе с детьми, даю образец выполнения графического диктанта.  Перед диктантом повторяем с детьми, где находится лево, а где право, верх, низ. На начальном этапе можно пометить в тетради условными обозначениями право – лево, верх – низ. Начинаем с самого простого: 1 клеточка вниз, 1 клеточка вправо, 1 клеточка вверх, 1 клеточка влево. Получился квадрат.

     Постепенно задания усложняются. Рисуем узоры, далее различные фигуры.  

    В конце работы обсуждаем результаты и качество выполнения задания. Если ребенок ошибся, выясняем, где именно. Ластиком стираем от точки сбоя, продолжаем и заканчиваем рисунок.

     Получившиеся рисунки можно раскрасить, заштриховать прямыми или косыми линиями, «вышить» фигурку крестиком.

      Во время выполнения графического диктанта следим за осанкой ребенка, как лежит тетрадь, как дети держат карандаш.

     Существует несколько вариантов выполнения графических диктантов.

1. Ребенку предлагают повторить в тетради рисунок, который изображен на образце.

2. Педагог диктует определенную последовательность черточек, указывая количество клеточек и направление рисования. Ребенок все выполняет на слух, затем накладывает свое изображение на исходное и сравнивает результат с образцом.

3. Педагог начинает диктовать графический диктант и когда получается понятный рисунок, ребенок должен самостоятельно его продолжить.

       Формы проведения графического диктанта могут быть  как индивидуальными, так и подгрупповыми и фронтальными. Можно проводить как самостоятельную деятельность, и как часть образовательной игровой ситуации.

       Готовые графические диктанты можно найти у таких авторов, как Рахманова Е.М.  в пособии «Графические диктанты для дошкольников»:метод. Пособие для педагогов и родителей – М.: Гуманитарное изд. Центр ВЛАДОС, 2008. Голубь В.Т. Графические диктанты: Пособие для занятий с детьми 5-7 лет.  -  М.: ВАКО, 2009 и мн. других авторов. Можно найти в интернете, а так же  создавать самим.

     Дети, как правило, очень любят рисовать по клеточкам, это увлекательно и полезно. Систематическая целенаправленная работа с графическими диктантами  является эффективным средством развития графомоторных навыков у детей с общим недоразвитием речи, помогает предотвратить такие типичные ошибки в школе, как неразвитость орфографической зоркости, неусидчивости, невнимательности  и рассеянности, неумение ориентироваться на листе бумаги.