«Приемы работы с детьми раннего дошкольного возраста, как начало организации процесса воспитания обучающихся»

Кузяева Зульфия Наильевна

Раннее детство – особый период в жизни ребёнка. По насыщенности овладения навыками и умениями. По темпам развития, ранний возраст не имеет себе подобного в последующие периоды. Вся деятельность ребенка подчинена одной ведущей потребности – познанию окружающего мира и себя в нем.

Воспитание и развитие детей раннего возраста предусматривает личностно-ориентированный подход во взаимодействии с детьми, создание в детском саду условий, обеспечивающих психологический комфорт и всестороннее развитие каждому ребенку.

Я, как педагог, стараюсь создать условия, в которых дети смогли бы интересно, увлеченно реализовать себя, искали бы индивидуальные пути, стараюсь расшевелить слишком спокойных детей, заинтересовать подвижных. Познавать окружающий мир самостоятельно, не навязывая обязательной совместной деятельности, чтобы она выступала в роли естественного фона жизни ребенка, снимала утомляемость и положительно влияла на эмоциональное состояние ребёнка.

 

Для правильной организации педагогической работы с детьми раннего возраста в ДОУ необходимо знать возрастные особенности детей, которые отличают их от детей более старшего возраста и от взрослых.

Маленький ребенок развивается в активной деятельности, приобретает способности действовать. Педагогическое воздействие на формирование у детей той или иной деятельности - один из основных принципов «Программы воспитания МАДОУ «Детский сад «Колобок» на 2021-2025 гг., где осуществляется педагогическое воздействие на занятиях через методы и приемы.

Метод - способ воздействия или способ передачи знаний.

Прием - варианты применения данного метода.

В настоящее время одной из острейших проблем является воспитание патриотизма. Дошкольное образовательное учреждение, являясь начальным звеном системы образования, призвана формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству. В рамках патриотического воспитания и тематической недели «Мы живем в России» мы проводим досуговые мероприятия. Дети знакомятся с государственными символами: флагом, гербом, гимном. Лепят, рисуют  деревья России, беседуют о празднике, природе, делают аппликации «флаг России», читают стихотворения, занимаются пальчиковой гимнастикой «Моя страна». Играют в хороводные игры, смотрят презентации. Мероприятия не оставляют равнодушными наших воспитанников, детям очень интересно знакомиться с традициями и историей нашей страны.

 

Народная культура в образовательном пространстве передает национальную самобытность народа, материал для воспитания любви к Родине. Фольклор, народно прикладное творчество не только формируют любовь к традициям своего народа, но и обогащают знания детей об окружающей жизни. Устное народное творчество передает особенности русского характера. Это богатый материал для воспитания любви к Родине.

Русский народ многие процессы своей жизнедеятельности отражал через игру. Для детей созданы условия для подвижных игр народного характера, создана картотека народных подвижных игр. Поддерживается возможность подачи информации: посредством игр на музыкальных занятиях, (песни, потешки, заклички), изучаются русские народные инструменты.

Традиции являются основой воспитательной работы в дошкольном учреждении. Традиционные мероприятия, проводимые в детском саду – это эмоциональные события, которые воспитывают у детей чувство коллективизма, дружбы, сопричастности к народным торжествам, общим делам, совместному творчеству. В то же время, в рамках общего мероприятия ребенок осознает важность своего личного вклада в отмечаемое событие, так как он может применить свои знания и способности в процессе коллективной деятельности. В детском саду существует четкая программа действий по осмыслению, организации и развитию традиций, которые позитивно влияют на социализацию и развитие личностных качеств детей дошкольного возраста.

Тематика традиционных мероприятий определяется исходя из необходимости обогащения детского опыта. Главные зимние  праздники, которых ждут дети это сказочный, добрый Новый год, В этот день все с нетерпением ждут в гости главного героя -Дедушку Мороза доброго волшебника, который приносит подарки. Дети показывают свое творческое мастерство, артистизм, задор. На волшебное Рождество дети с радостью надевают на себя костюмы зверей, сказочных персонажей, исполняют колядки, поздравляют со светлым праздником.

 Весенние народные праздники проводим, применяя фольклорный материал. Проводы Масленицы это песни и хороводы,  игры, рассматривание картин, чтение стихотворений угощение блинами.

В нашей группе ко Дню семьи были посвящены различные мероприятия: проведены беседы «Семья в жизни человека», «Ромашка – символ семьи», изготовление символа, принимали активное участие в выставке семейных фотографий.

Лето-удивительная и благодатная пора, это благоприятное время для укрепления здоровья и развития детей, когда детям можно вдоволь гулять, бегать и прыгать. Ребята много времени проводят на улице: наблюдают за солнцем, дождем, ветром, тучками. Читаем и разучиваем стихотворения, потешки. С большим увлечением включаются в опытно- экспериментальную деятельность. Из опытов дети узнают о влиянии солнца на жизнь, о свойствах воздуха, воды и песка. Каждый день начинается с утренней гимнастики, которая способствует активизации двигательной активности детей, поднимает настроение. «Превращаясь» в бабочек, жучков, паучков, имитируя «походы» в лес, к солнышку дети получают новую информацию

Обучение правилам дорожного движения и охране жизни здоровья детей в детском саду — это важная необходимость, поэтому различные мероприятия по ПДД и ОБЖ всегда актуальны в нашем детском образовательном учреждении. В детском саду ребенок не только осваивает элементарные правила дорожного движения, но и учатся важнейшим правилам безопасного поведения дома, на улице, в природе. В нашей группе были проведены беседы «Правила дорожного движения», аппликация «Светофор», подвижные игры, дидактические игры, рассматривали иллюстрации, рисовали.

 

В ДОУ усилена воспитательная составляющая непосредственно образовательной деятельности (НОД), где особое внимание уделяется развитию таких качеств личности ребенка как: нравственность, патриотизм, трудолюбие, доброжелательность, любознательность, инициативность, самостоятельность и др. В содержание НОД включается материал, который отражает духовно-нравственные ценности, исторические и национально-культурные традиции народов России. В соответствии с ФГОС дошкольного образования, задачи воспитания реализуются в рамках всех образовательных областей: социально[1]коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно[1]эстетическое развитие, физическое развитие.

В процессе НОД применяются такие методы работы, которые дают возможность дошкольникам выразить своё мнение, обсудить проблему, согласовать со сверстниками и взрослым какое-то действие, приобрести опыт межличностных отношений.

Применяем игры-приветствия, загадки, сюрпризные моменты, приглашение к путешествию.

Дополнительное образование в ДОУ является одним из важных условий для развития личностных качеств ребенка и призвано расширить воспитательный потенциал образовательной деятельности. В течение года функционировал кружок «Лабиринт творчества». Цель данной программы: формирование у детей восприятия отдельных свойств предметов и явлений: формы, цвета, величины, пространства, времени, движений. В работе были использованы разные приемы: рассматривание дидактических пособий, предметов, описание, объяснение, использование дидактических игр, способы изображения, эксперименты, создание ситуации взаимопомощи. К концу года дети различают и называют основные цвета спектра, геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник). Используют сенсорные эталоны, начали на ощупь различать качество предметов и их называть, умеют слушать и различать звуки в окружающей обстановке.

Тесное сотрудничество с семьей делает успешной работу учреждения. Обмен информацией о ребенке является основой для воспитательного партнерства между родителями (законными представителями) и воспитателями, для открытого, доверительного и интенсивного сотрудничества обеих сторон в общем деле образования и воспитания детей.

В работе с родителями используем приемы работы: как участие в выставках, в конкурсной деятельности, включение родителей в создании предметно пространственной среды в группе и на участках.

        Поэтому активное включение родителей в единый совместный воспитательный процесс позволяет реализовать все поставленные задачи и значительно повысить уровень партнерских отношений.

Таким образом, планомерная, каждодневная работа с детьми по всем образовательным областям приносит свои положительные результаты. Воспитательный процесс в дошкольном учреждении охватывает важнейшие сферы физического, психического и личностного развития дошкольника и предусматривает обеспечение полноценного физического развития, охрану и укрепление физического и психического здоровья ребенка, разностороннее развитие познавательных, коммуникативных, художественных способностей, социально-ценностных представлений, опыта нравственного поведения и культуры общения.