Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста

Киреева Галина Валентиновна

Актуальность темы:  Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям.
     К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают. Современные дети участвуют в покупках в магазине, в 5-6 лет детям могут разрешить иметь карманные деньги. Многие родители жалуются на то, что дети ждут дорогих подарков или не ценят новые игрушки, и родители ищут помощи педагогов в решении этих проблем.

   Новизна опыта состоит в использовании игровой деятельности, способствующей формированию финансовой грамотности у дошкольников. Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается. Понятно, что счастье за деньги не купишь, но детям не лишним будет знать, что достаточное количество финансовых ресурсов открывают перед ними большие возможности, способные дарить радость. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл finansovaya_gramotnost_doshkolnikov.docx28.68 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Формирование основ финансовой культуры через основные экономические понятия в процессе игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста. 

Актуальность темы:  Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям.
     К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают. Современные дети участвуют в покупках в магазине, в 5-6 лет детям могут разрешить иметь карманные деньги. Многие родители жалуются на то, что дети ждут дорогих подарков или не ценят новые игрушки, и родители ищут помощи педагогов в решении этих проблем.

   Новизна опыта состоит в использовании игровой деятельности, способствующей формированию финансовой грамотности у дошкольников. Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается. Понятно, что счастье за деньги не купишь, но детям не лишним будет знать, что достаточное количество финансовых ресурсов открывают перед ними большие возможности, способные дарить радость. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.

Выбор темы объясняется необходимостью повышения качества образовательного процесса в дошкольном учреждении. Острой потребностью воспитывать дошкольников полноценно развитой личностью, гармонично сочетающей в себе интеллектуальные и нравственные качества. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей. Она включает и экономическую (финансовую) культуру. Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах (бережливость, рачительность, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности). Без сформированных первичных экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности.

Финансовая грамотность для дошкольников – это финансово-экономическое образование детей, направленное на заложение нравственных основ финансовой культуры и развитие нестандартного мышления в области финансов (включая творчество и воображение),  воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, поэтому обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду, ведь представления о деньгах и их применении начинают формироваться в дошкольном возрасте.

Сущность экономического воспитания заключается не в организации специального обучения экономике, а в обогащении разных видов детской деятельности экономическим содержанием. Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствует развитию предпосылок формирования реального экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным.

В дошкольной педагогике проблема экономического воспитания и обучения рассматривалась как составная часть трудового воспитания.     

Процесс изучения основ финансовой грамотности должен обеспечить тесную связь этического, трудового и экономического воспитания, способствовать становлению ценностных жизненных ориентиров дошкольников.

С этой целью и была выбрана мной тема самообразования: «Формирование основ финансовой культуры через основные экономические понятия в процессе игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста»

Цель: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Изучение теоретических основ формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста. Изучение особенностей различных игр детей старшего дошкольного возраста как средства формирования финансовой грамотности.

Задачи:

Педагог:

  1. Повысить профессиональную компетентность путем изучения научно- методической и учебно- методической литературы, изучение периодической печати, знакомства с работами других педагогов.
  2. Осуществить подбор и анализ литературы по теме самообразования,   конкретизировать содержание понятий «финансовая грамотность», «экономическое воспитание».
  3. Разработать перспективный план работы с воспитанниками.  
  4. Подготовить диагностику на начало и конец учебного года.
  5. Насытить предметно – пространственную среду, атрибутами и играми, способствующими развитию финансовой грамотности.
  6. Определить направления работы по формирования финансово грамотного поведения детей дошкольного возраста.
  7. Определить роль игровой деятельности в воспитании основ экономической культуры у старших дошкольников.

Воспитанник:

  1. Дать простые экономические знания.
  2. Сформировать бережное и экономное отношение детей к деньгам.
  3. Научить, как обращаться с деньгами: накапливать, тратить, вкладывать и т.д.
  4. Развить познавательный интерес дошкольников к вопросам
    финансовой грамотности и применению этих знаний на практике.

Ожидаемый результат:

Ребёнок при освоении данной программы обладает следующими знаниями:

  • знает и называет разные места и учреждения торговли (рынок, магазин, палатка, ярмарка, супермаркет и др.). Знает, что торговаться можно только на рынке, а в магазинах нельзя
  • знает российские деньги, некоторые названия валют ближнего и дальнего зарубежья. Понимает суть обмена денег для предстоящего путешествия
  • знаком с понятием «банк», назначением банка.
  • знает несколько новых профессий, содержание их деятельности (менеджер, программист и др.); профессии рекламного дела (рекламодатель, рекламоизготовитель, участники рекламной деятельности и др.).
  • имеет представления о деньгах; сформированы понятия «деньги», «дорого», «дёшево», «валюта», «покупать», «продавать», «деньги других стран», «бюджет», «доллар», «евро», «деньги зарабатывают»; представления о том, что деньги можно зарабатывать, копить, расходовать на покупки товаров (вещей, продуктов) для себя и других.
  • ориентируется в понятиях «выгодно — невыгодно», «торговаться», «дорого — дёшево», «брак». Осознаёт, откуда берутся деньги, зачем они нужны людям.
  • имеет представление о рекламе, её назначении, видах рекламы; сформировано правильное отношение к рекламе.
  • бережно, рационально, экономно используют расходные материалы для игр и занятий (бумагу, карандаши, краски, материю и        др.);
  • следуют правилу: ничего не выбрасывай зря, если можно продлить жизнь вещи, лучше отдай, подари, порадуй другого, если она тебе не нужна;
  • умеет вести себя в учреждениях торговли (не кричит, не клянчит, обсуждает с родителями возможность желаемой покупки)

Социальный эффект: Основным результатом работы станет формирование знаний и умений в области следующих экономических понятий: труд, деньги, цена, торговля, доход, расход, семейный бюджет, реклама.

Эффективными методами и приемами развития познавательной      активности в моей работе являются:

Использование игровых проблемных ситуаций, требующих максимального «отклика» детей, широкое использование вопросов поискового характера.

Использование дидактических игр, в которых решение дидактической задачи связано с поиском признаков сходства предметов, а также использование универсального дидактического материала, направленного на развитие познавательной активности.

Работу проводила в три этапа:

  • 1 этап – организационно-ознакомительный: обнаружение проблемы, подбор диагностического материала и выявление уровня сформированных знаний. Определение содержания и объема работы; изучение и анализ литературы, интернет - ресурсов; подбор программно-методического обеспечения и демонстрационного материала; создание предметно-развивающей среды; разработка перспективного плана работы, анкетирование родителей.
  • 2 этап – основной. Предполагает внедрение в работу подготовленного материала. Апробация опыта работы по формированию финансовой грамотности в условиях ДОУ.
  • 3 этап – заключительный. Предполагает проведение диагностики с целью отслеживания результатов работы, самоанализ педагогической деятельности. Анализ результативности решения противоречий, мониторинг.