Рекомендации для родителей детей 2-3 лет по развитию речи в период адаптации в детском саду

Адаптация к дошкольному учреждению - сложный период, как для детей, так и для взрослых: родителей, педагогов. Для того чтобы ребенок мог быстро и безболезненно адаптироваться к условиям дошкольного учреждения, необходимо готовить его к поступлению в детский сад. Родители не всегда в должной мере осознают, что, приходя в детский сад, ребенок попадает в иные условия, существенно отличающиеся от домашних.

Выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды). Важнейший компонент адаптации – согласование самооценок и притязаний ребенка с его возможностями и реальностью социальной среды.

Как правило, до 2-2,5 лет ребёнок не испытывает потребности общения со сверстниками. В этом возрасте взрослый выступает для ребёнка как партнёр по игре, образец для подражания и удовлетворяет потребность ребёнка в доброжелательном внимании. Ребёнок далеко не всегда может быстро адаптироваться к детскому саду, поскольку привязан к матери, и её исчезновение вызывает бурный протест ребёнка, особенно если он впечатлительный и эмоционально чувствительный.

Ранние формы общения во многом определяют их дальнейшее развитие и влияют на личность человека, на его отношение к окружающим людям, к себе, к миру. Если у ребенка недостаточно сформирована способность к общению в детстве, то в дальнейшем у него могут возникнуть различного рода конфликты.

С 3 лет детей начинают активно готовить к посещению детского сада. Это одна из наиболее весомых причин, почему родители обеспокоены развитием речевой деятельности у ребенка, ведь очень важно, чтобы маленький человечек смог объяснить, чего он хочет, в чем нуждается, что его беспокоит. Поэтому родителям рекомендуется придерживаться ряда правил:

- Читайте ребенку книги, рассказывайте стихи и пойте вместе песенки. Лучше, если это будут знакомые и любимые стихи, песни и книжки.

- В первое время можно использовать звукоподражание, при этом говорите. Например: «Это кошка. Кошка издает звук – Мяу».

- Опускайтесь на уровень с ребенком. Следите, чтобы вовремя общение Ваше лицо было на одном уровне с его лицом, тогда малыш будет видеть, как Вы говорите.

- Называйте предметы, изображенные на рисунках, и просите малыша показывать их, особенно тогда, когда читаете ребенку.

- Не упускайте случая назвать любой заинтересовавший ребенка предмет.

- Говорите простые фразы и короткие конструкции для того чтобы ребенок смог понять то, что Вы сказали.

- Возьмите за правило рассказывать все, что Вы вместе видите и делаете, а также то, что делаете Вы сами и другие члены семьи.

- Повторяйте знакомые ребенку слова и расширяйте словарь ребенка, добавляя несколько новых простых слов ежедневно.

- Повторяйте новые слова в конкретной ситуации по нескольку раз, это поможет малышу быстрее запомнить слово.

- Когда о чем-то просите ребенка, используйте простые инструкции. Например: «Дай ложку», «Брось мяч».

- Рассказывайте ребенку о место нахождении предметов. Например: «платье в шкафу», «мяч под стулом» это поможет ребенку освоить предлоги.

- Показывайте, что можно делать с предметами и вещами, рассказывайте, для чего они предназначены.

- Развивайте мелкую моторику посредством четния потешек и коротких детских стишков сопровождайте движениями, играйте в пальчиковые игры, лепите из теста и пластилина, рисуйте карандашами и красками, собирайте мозаику.

Общение со сверстниками дети реализуют в основном в совместных играх, которые становятся для них своеобразной формой общественной жизни. Поэтому принято считать, что игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, и проблема формирования навыков общения у детей младшего возраста при помощи игры является актуальной.