Этюды и упражнения для работы над пластической выразительностью с детьми средней группой детского сада.

Образенко Татьяна Анатольевна

Этюды и упражнения для работы над пластической

выразительностью с детьми  средней группой детского сада.Упражнения, этюды -  это действенный инструмент развития способностей детей, коррекции их личностных проблем, эффект использования которого зависит от того, насколько воспитатель понимает, что он делает, что развивает у ребенка в каждом конкретном задании и как это соотносится с основной целью.

Они    нацелены     на      развитие      у детей, с одной стороны, творческих способностей,   а  с  другой   —   невербального (несловесного) общения. Обе цели достигаются путем развития    образно-пластического творчества    на материале художественно-игровой деятельности, где выразительность движений и пластика человеческого     тела являются    главным    средством     воплощения   образного содержания.    Эта деятельность близка драматизации, театру; в перспективе она может привести к постановкам типа «пла­стической драмы», пантомимы, а также может стать  необходимым   компонентом  актерской выразительности детей при исполнении спектаклей с текстами. Художественно-игровая деятельность является оптимальной для развития детского воображения, так как отвечает его двигательной приро­де: образы воображения ребенок стро­ит действенно, «при посредстве собст­венного тела» (Л. С. Выготский).

Невербальное общение формируется как     «побочный результат» развития образно-пластического творчества. Это происходит благодаря тому, что учебные и творческие    задания построены в виде игровых    сюжетных     ситуаций; в них разнохарактерные персонажи взаимодействуют друг с другом, а в качестве средств передачи их взаимоотношений, переживаний используются жесты, выразительная пластика тела. В подобных заданиях дети, по сути, осваивают различные модели общения; это помогает им в повседневной   жизни    быть более    контактными, восприимчивыми к эмоцио­нальным проявлениям окружающих людей.

Развитие образно-пластического творчества идет на основе обучения языку выразительных движений. Благодаря такому обучению дети  открывают для себя, что движения, жесты    и то,   как     они исполняются,    имеют   свою смысловую содержательность:   с их помощью — без  слов — можно выразить настроение, намерение, отношение к другому человеку, можно «рассказывать» целые истории о разнообразных героях и всевозможных событиях. Осмысление ребенком движений, его стремление     использовать их как средство передачи образного содержания развивают     у     него        артистичность,       пластическую       выразительность (исполнительское творчество), способность к придумыванию сценок на заданную тему, выстраиванию их в движении (что ведет к «сочинительскому» творчеству).

Примеры       этюдов и упражнений       для      работы      над        пластической выразительностью со средней группой детского сада.

Танец розы

Цель:     научить детей   владеть своим телом, свободно и непринуждённо пользоваться       движениями   своих      рук и ног.      Формировать    простейшие образно-выразительные умения.

Под красивую мелодию (грамзапись, собственный напев) исполнять танец удивительно прекрасного цветка -розы. Ребенок сам придумывает к нему движения. Внезапно музыка прекращается.      Это     порыв     северного ветра «заморозил» прекрасную розу. Ребенок застывает в любой придуманной им позе.

1.   Предложить детям пройти по камешкам      через ручей от лица любого персонажа (сказки, рассказа, мультфильма) по их выбору.

2.  Предложить ребенку от лица любого персонажа подкрасться к спящему зверю (зайцу, медведю, волку).

3.   Предложить ловить бабочку или муху от лица различных персонажей.

4. Изобразить прогулку семейства трех медведей, но так, чтобы все три медведя вели себя и действовали по-разному.

Цветочек

Потянуться вверх, напрягая до кончиков пальцев весь корпус («цветочек встречает солнышко»).    Затем последовательно уронить       кисти («спряталось солнышко,    головка цветочка поникла»), согнуть      руки в    локтях («стебелек сломался»), освободив      от напряжения мышцы спины, шеи и плеч, позволить корпусу, голове и рукам пассивно «упасть» вперед и слегка согнуть колени («завял цветочек»).

Веревочки

Слегка наклониться вперед, подняв руки в стороны и затем уронив их. Повиснув, они пассивно покачиваются, пока не остановятся. Активно раскачивать руками после падения не следует. Можно подсказать игровой образ: ронять руки, как веревочки.

Пальма

Цель. Напрягать и расслаблять попеременно мышцы рук в кистях, локтях и плечах.

Ход игры. «Выросла пальма большая-пребольшая»: правую руку вытянуть вверх, потянуться за рукой, посмотреть на руку. «Завяли листочки»: уронить кисть. «Ветви»: уронить руку от локтя. «вся пальма»: уронить руку вниз.    Упражнение повторить левой рукой.

Самолеты и бабочки

Цель.     Учить детей владеть    мышцами   шеи и рук;    ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке.

Ход игры. Дети двигаются врассыпную, как в   упражнении «Муравьи», по команде «самолеты» бегают стремительно, вытянув руки в стороны (мышцы рук, шеи и корпуса напряжены); по команде «бабочки» переходят на легкий бег, делая руками плавные взмахи,    голова мягко поворачивается из стороны    в сторону («бабочка ищет красивый цветок»), кисти, локти, плечи и шея не зажаты.

Упражнение     можно делать    под музыку,     подобрав соответствующие произведения из репертуара по музыкальному воспитанию.

Кто на картинке?

Цель.     Развивать умение    передавать образы живых существ с помощью пластических выразительных движений.

Ход игры. Дети разбирают       карточки с изображением    животных, птиц, насекомых и т.д. Затем по одному передают в пластике заданный образ, остальные отгадывают. На нескольких карточках изображения могут совпадать,     что дает возможность сравнить несколько вариантов одного задания и отметить    лучшее исполнение.

Больной зуб.

Ход. Детям предлагается представить, что у них очень болит зуб,    и они начинают постанывать на звуке «м». Губы слегка сомкнуты, все мышцы свободны. Звук монотонный, тянущийся.

Капризуля

Ход. Дети изображают капризного ребенка, который ноет, требуя взять его на ручки. Ныть на звуке «н»,    не завышая   и не занижая звука,    отыскивая тон, на котором ровно и свободно звучит голос.

Веселые обезьянки

Цель. Развивать внимание, наблюдательность, быстроту реакции.

Ход игры. Дети стоят врассыпную - то обезьянки.  Лицом к ним - ребенок - посетитель   зоопарка,   который    выполняет    различные движения   и жесты. «Обезьянки» , передразнивая ребенка, точно повторяют все за ним.

Игры-превращения.

Цель: научить будущих артистов выразительности, оживлять фантазию и воображение, совершенствовать образные исполнительские умения. Развивать творческую самостоятельность в передаче образа.