игры по формированию навыков самообслуживания (одевание-раздевание)

Дорохова Мария Александровна

Начиная с трехлетнего возраста, у ребенка совместными усилиями родителей и дошкольной организации необходимо вырабатывать навыки самообслуживания, формируя осознание этих правил на уровне выработки условных рефлексов, как обязательных к исполнению правил.

1. Продолжать учить детей самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности (надевать и снимать одежду, расстегивать и застегивать пуговицы, складывать, вешать одежду и т. п.).

2. Учить приводить себя в порядок с помощью взрослого.

3. Воспитывать опрятность, умение замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых.

Игры

1.1 Игра «Найди пару»

Цель: создание условий для развития умений различать парную обувь и одежду.

Оборудование: вырезанные из картона обувь: сапоги, туфли, перчатки, носки, варежки, кукла Маша.

Ход: Педагог вводит детей в игровую ситуацию: «Маша – растеряша разбросала свою одежду и обувь по разным углам. Она не может ничего найти сама. Один носок нашла, а другой найти не может, один сапог нашла, а другой не знает, где и т. д.». Детям предлагается помочь Маше – растеряше найти пару предметов одежды и обуви. Педагог предъявляет правый вариант пары (носок, сапог и т. д.) и предлагает выбрать левый. При этом дается инструкция: «Найди пару».

1.2. Игра «Подберем куклам одежду»

Цель: создание условий для развития умений называть предметы одежды, дифференцировать одежду для мальчиков и девочек, последовательно одевать куклу.

Оборудование: две куклы – кукла Митя и кукла Катя, наборы одежды для кукол девочки и мальчика.

Ход: Педагог: «Посмотрите, дети, к нам в гости пришли куклы, но они не могут одеться, они перепутали свою одежду и не могут найти свои вещи. Давайте, поможем им разобраться, где, чьи вещи». Педагог спрашивает: «Что носят девочки, а что мальчики?».

1.3. Игра «Что сначала, что потом»

Цель: создание условий для развития умений располагать картинки в порядке развития сюжета, пользуясь вспомогательным средством; составлять небольшие рассказы.

Ход: детям предлагают несколько картинок, связанных одним сюжетом, разложить в порядке произошедших событий и составить по ним рассказ. Например: мальчик лежит в постели, делает зарядку, умывается, вытирается полотенцем; девочка моет руки, обедает, играет с куклой.

1.4. «Оденем куклу Катю на прогулку»

Цель: формировать навык самостоятельно одеваться, застёгивать пуговицы, молнии, обуваться, используя помощь взрослых в трудных случаях, отработать навык правильной последовательности надевания зимней одежды на куклу.

Игровая цель: помочь одеть куклу Катю на прогулку.

Игровое оборудование и материал: куклы по количеству детей. Предметы кукольной одежды: пальто или шубы, кофты, сапожки, штаны, шары и т.д.

 

Ход игры: дети выбирают на столе нужные для зимней прогулки вещи и надевают куклам штаны, сапожки, кофты, шапки, пальто и шарф, называя последовательность своих действий.

1.5. Дидактическая игра «Кукла ложится спать»

Педагогическая цель: совершенствовать навык раздевания – расстегивать пуговицы, развязывать шнурки, стягивать штанишки, колготки или снимать платье.

Игровая цель: помочь раздеть куклу и уложить её спать.

Игровое оборудование и материл: кукольная мебель (кровать с постельным бельем, стул); кукла с набором кукольной одежды (для мальчика, девочки).

Ход игры: покажите ребенку куклу. Прочтите рифмовку: Наша Таня хочет спать: Положите на кровать, Тапочки снимите, Быстро положите! Спросите ребенка, всю ли одежду попросила снять кукла? Можно ли спеть одетым? Почему нельзя спать одетым? Выслушайте ответ ребенка и обобщите услышанное. Попросите ребенка вспомнить, в какой последовательности нужно снимать одежду. Если задание вызывает у него затруднение, предложите рассмотреть мнемокарту последовательности раздевания и рассказать, в какой последовательности нужно снимать одежду. Предложите ребенку, раздеть куклу и уложить ее спать.

1.6. Дидактическая игра «Волшебный шнурок»

Педагогическая цель: формировать навык обуваться, (шнурование, завязывание).

Игровая цель: помочь дорисовать не достающие детали.

Игровое оборудование и материл: игра-книжка «Волшебный шнурок» и шнурки разного цвета (желтый, красный, зеленый).

Ход игры: воспитатель вместе с ребенком рассматривает сюжетную картинку, просит назвать, кто изображен на рисунке и что он делает. Предлагает ребенку «дорисовать» шнурком (по выбору) недостающие штрихи (элементы) в картинке: лестница, качели и т.д. Если у ребенка не получается выполнить действие самостоятельно, педагог совместно с ним воспроизводит эти действия.

1.7. Дидактическая игра «Кукла идет на прогулку»

Педагогическая цель: формирование навыка самостоятельно одеваться в правильной последовательности.

Игровая цель: помочь одеть куклу на прогулку.

Игровое оборудование и материал: кукла, и одежда к ней.

Ход игры: взрослый говорит, что кукла собирается на прогулку: "Давай поможем кукле одеться, на улице холодно", предлагает ребенку достать из шкафчика одежду: шапку, куртку, ботиночки. Затем взрослый поочередно берет каждую вещь, показывает ее ребенку, медленно приговаривая:

Надеваем курточку, проденем руки в рукава,

Застегнем пуговицы. Вот, куртку надели!

Надеваем ботиночки на ножки,

Вот шнурки, я помогу тебе завязать

Вот, ботиночки надели на ножки

Надеваем шапку на голову.

Вот, так, шапку надели

Кукла собралась на прогулку, может идти гулять. В целях закрепления у ребенка представлений об одежде, игра повторяется с другой куклой, ребенку предоставляется возможность действовать самостоятельно.

1.8. Дидактическая игра «Подготовь постель ко сну»

Педагогическая цель: формировать у детей навык самостоятельно расстилать свою постель.

Игровая цель: расстелить свои постели, перед дневным сном.

Игровое оборудование и материл: кровать, подушка, простыня, одеяло, покрывало.

Ход занятия: перед дневным сном взрослый предлагает детям расстелить свои постели, показывает и комментирует последовательность действий: "Сначала снимаем и складываем покрывало, затем отворачиваем одеяло и поправляем подушку". После этого взрослый предлагает детям расстелить свои постели, при необходимости помогает им.

1.9. Дидактическая игра "Почистим туфли"

Педагогическая цель: формировать навык приводить свою обувь порядок.

Игровая цель: почистить свою обувь, для того чтобы они были чистыми.

Игровое оборудование и материл: обувь, щетка.

Ход занятия: взрослый обращает внимание детей на грязную обувь. Объясняет назначение щетки для обуви, показывает действия с ней, произносит потешку:

Щеткой чищу свои туфли - раз, два, три!

Будут чистыми они - раз, два, три!

Предлагает детям самостоятельно почистить свои туфли (ботинки).

2.0. Дидактическая игра «Каждая ножка - в свой домик»

Педагогическая цель: совершенствовать навыки детей самостоятельно надевать колготки, различать части одежды и правильно действовать в соответствии с целью (брать колготки за резинку, ориентируясь на метку; находить отверстия для каждой ноги; надевать колготки, собрав их в гармошку).

Игровая цель: Надеть колготки для того чтобы каждая ножка была в своем в домике.

Игровое оборудование и материл: детские колготки.

Ход игры. Игра проходит после сна. Взрослый предлагает ребенку взять со стульчика колготки, сесть на стульчик, приложить колготки к себе и найти на коготках одну полоску. Сделай так, чтобы полоска была впереди. Нашел? Молодец. Теперь надевай: каждую ножку - в свой домик, а чтобы пяточка сразу попала на свое место, давай сделаем с тобой «гармошку». Спрятал правую ножку в домик? А теперь сделай «гармошку» для левой ножки. Каждую ножку - в свой... (побуждает ребенка к завершению фразы) домик. Проверь: обе ножки в своих домиках? Теперь прячь свои ножки в домики, подтягивай колготки до коленочек. Хорошо, а теперь вставай и берись за резиночку. Подтягивай колготки вверх. Проверь: оказалась резинка на поясе? Ай, да (имя ребёнка)! Ай, да молодец, сам колготки надел!». Игра проводится индивидуально. Оказывать помощь в случае затруднения, используя прием совместного выполнения действий с ребенком, чтобы он получил необходимое мышечное ощущение. Необходимо вызвать у малыша положительные эмоции, связанные с достижением успеха в самообслуживании.

2.1. Дидактическая игра «Посади цветочки на лужок»

Педагогическая цель: формировать умение вдевать петельку на пуговицы разного размера, развитие мелкой моторики рук, соотнесение правой и левой руки.

Игровая цель: посадить на лужок красивые цветочки. К каждой пуговичке найди и присоедини нужный цветок.

Игровое оборудование и материал: зеленое полотно, на которое пришиты пуговицы разного цвета и разного размера, цветы вырезаны из плотной ткани разного размера с прорезями в центре, соответствующими пуговицам.

Ход игры: педагог: «Давайте посадим на лужок красивые цветочки. К каждой пуговичке найди и присоедини нужный цветок. Ребенок выбирает цветок из ткани и пробует вдеть пуговицу на полотне в прорезь, если пуговица не подходит к петельке, педагог предлагает попробовать присоединить к другим пуговичкам и обращает внимание ребенка на размер петельки и пуговицы, чтобы они совпадали». Таким образом, ребенок «сажает» цветы на зеленое полотно. Взрослый хвалит ребенка по ходу игры за каждый прикрепленный цветочек. Детям нравится видеть результат своих действий.